От Отчизны вдали, в Кыргызстане,
Нам судьба - за Россию гореть!
Где бы ни были мы - Россияне,
С тем родиться нам, с тем умереть.
Сохранить русский дух - дело чести!
И Великий язык отстоять!
Пусть все видят: мы русские вместе -
Несломимая сила и рать!
Пусть истории гимн величавый
Землям всем будет слышан в тиши! -
Это громкая русская слава,
И сияние русской души!!!

Светлана Шарова

[Сайт РОСС] -> Форум


Добро пожаловать, Гость
Пожалуйста Вход или Регистрация.    Забыли пароль?

Вступление Кыргызстана в Таможенный союз — вопрос
(1 чел.) (1) Гость
ВнизСтраница: 1
Сообщения темы: Вступление Кыргызстана в Таможенный союз — вопрос
#375
Вступление Кыргызстана в Таможенный союз — вопрос 5 г., 8 мес. назад  
Вступление Кыргызстана в Таможенный союз — вопрос времени
В ходе состоявшегося на днях в Бишкеке кыргызско–российского экономического форума не единожды поднималась тема вступления Кыргызстана в Таможенный союз. А что думает по этому поводу ответственный секретарь комиссии ТС, академик РАН, директор Института новой экономики Государственного университета управления, заместитель генерального секретаря ЕврАзЭС Сергей Глазьев, также ставший участником форума?

— Этот вопрос не первый месяц дебатируется в нашей республике, но окончательная точка все еще не поставлена.
— Мы считаем, что присоединение Кыргызстана и Таджикистана к Таможенному союзу — вопрос времени. У нас нет какой–то особой процедуры для государств, желающих это сделать. Одно лишь условие — оно должно быть членом ЕврАзЭС. Обе эти республики таковыми являются. И в случае окончательного решения, скажем, Кыргызстана создается рабочая группа, которая анализирует условия присоединения и готовит соответствующий мандат. А вступление в Таможенный союз осуществляется путем присоединения страны к его договорно–правовой базе. Ее основу составляют порядка 70 соглашений. Все они известны правительству Кыргызстана, всю информацию о ней и о дальнейших перспективах укрепления данной базы мы Кыргызстану предоставляем.

— Сегодня много говорится и о плюсах, и о минусах для Кыргызстана в случае осуществления такого шага. По–вашему, для республики это выгодно?
— И с юридической, и с экономической точек зрения польза экономике Кыргызстана от участия в Таможенном союзе очевидна. Это не только отсутствие таможенных барьеров и взаимная торговля без каких–либо преград. Это и взаимное признание норм санитарного, ветеринарного и фитосанитарного контроля, общей системы технического регулирования. То есть преодоление не только таможенных, но и всех других барьеров, которые обычно возникают на границах. Мы сегодня добились унификации упомянутых норм, стороны признают разрешительные документы, выдаваемые уполномоченными органами друг друга. Это очень важно для продовольственного рынка, рынков товаров народного потребления, прежде всего для таких отраслей промышленности, как пищевая, легкая, агропромышленный комплекс. По нашим оценкам, экспортный потенциал Кыргызстана в результате присоединения к Таможенному союзу может вырасти примерно на 25 процентов.

— А как быть с реэкспортом продукции, произведенной в Китае?
— Огромный поток китайских товаров, который проходит через Кыргызстан на таможенную территорию союза, — уникальный фактор, который нельзя не учитывать. И в настоящий момент только 10 процентов этих товаров попадают у нас под официальные процедуры таможенного администрирования.
Сопоставляя китайскую, кыргызскую, российскую статистику, специальные исследования, можно сделать выводы: официально доля Китая в импорте Кыргызстана составляет около 20 процентов, а реально, по расчетам, — до 70. И наоборот — доля Таможенного союза в экспорте Кыргызстана официально тоже исчисляется почти 20 процентами, а с учетом этого транзитного потока реэкспорта повышается до 80 процентов. То есть имеет место объем товаропотока, который принципиальным образом влияет на структуру торговли. Почему это очень важно принять сейчас во внимание? У нас доля государств в импортном тарифе рассчитывается по объему товарооборота. Доля России сейчас составляет 87 с лишним процентов, Казахстана — около 7 процентов, Беларуси — около 6,5 процента. Каков будет процент Кыргызстана в случае его присоединения к Таможенному союзу — это вопрос счета.
И если Кыргызстан, находясь в Таможенном союзе, декларирует поток китайского импорта, официально проходящий через таможенные органы, то за счет повышения импортного тарифа доход от таможенных платежей в бюджете республики повышается на 10 процентов. А если мы посчитаем совокупный импорт с учетом китайского, то тогда объем пошлин по отношению к доходам кыргызского бюджета может возрасти до 40 и даже до 50 процентов. Для госказны Кыргызстана это очень серьезная цифра.

— То есть участие республики в Таможенном союзе позволит существенно поднять значение импортных пошлин в формировании ее бюджета?
— И значение этого фактора напрямую зависит от того, какой объем импорта мы будем принимать в расчет.
Есть и еще один существенный момент. Он также связан с китайским реэкспортом через территорию Кыргызстана, с тем, что создание Таможенного союза довольно сильно меняет географию товарных потоков. Думаю, что участники внешней торговли уже начинают ощущать эти изменения. Если Кыргызстан остается вне рамок союза, то Казахстан, действуя в соответствии с планом формирования единой таможенной территории, может предпринимать максимальные усилия для укрепления таможенной границы. Поэтому сохранение того значения, которое Кыргызстан имеет как база для реэкспорта и переработки китайских товаров, напрямую зависит, будет ли он в союзе или нет.
В первом случае республика сможет в полной мере использовать потенциал пошлин. И партнеры будут лишь содействовать тому, поскольку, как я уже говорил, все импортные пошлины поступают в общий котел и совершенно безразлично, где собираются — в Беларуси ли, в Казахстане, в Кыргызстане. Они делятся по стандартным коэффициентам, поэтому все стороны заинтересованы в такой схеме, во взаимодействии таможенных служб. Наоборот, если Кыргызстан оказывается вне союза, то его участники, соответственно, будут заинтересованы в том, чтобы этот реэкспорт был полностью легализован, в том смысле, что товары третьих стран, проходящие через единую таможенную границу, должны подвергаться обложению таможенной пошлиной. И, исходя из правил прохождения товаров, она будет повышаться.

— Одной из главных препон на пути присоединения Кыргызстана к Таможенному союзу принято считать его членство в ВТО. Это действительно так?
— В настоящий момент в ТС единый таможенный тариф более чем в 2 раза выше, чем в среднем в Кыргызстане. Поэтому вступление республики в союз, естественно, повлечет и соответствующее увеличение таможенной пошлины в среднем в два с небольшим раза. Правда, по отдельным товарам может быть и больше, потому что у нас тарифы дифференцированы примерно по10 группам товаров. Зато внутри союза никакого тарифа нет.
Очевидно, что в случае присоединения республики к Таможенному союзу доступ на кыргызский рынок третьих стран ухудшится, реальна постановка с их стороны вопроса о компенсациях. По нашим оценкам, речь здесь может идти о 1–1,5 миллиарда долларов. Но с учетом всех тех преимуществ, которые получит республика от пребывания в ТС, это немного. Если брать встречные уступки всего союза, то это примерно 0,1 процента единого таможенного тарифа. Но это уже будет проблема не столько Кыргызстана, сколько России, Беларуси и Казахстана, которые сейчас находятся в процессе переговоров с ВТО. По остальным вопросам правовая база ТС выстроена в соответствии с нормами ВТО, так что здесь в плане системных соглашений сложностей не возникает.
Правда, Кыргызстан взял на себя обязательства по ряду необязательных, с точки зрения ТС, соглашений в рамках ВТО, по которым у России есть четкое понимание их нецелесообразности. Но и эта проблема решаема. И принципиальных трудностей в целом нет, поскольку ВТО официально признает и приветствует создание Таможенного союза.

— А как обстоят сейчас дела в этом союзе?
— Формирование его практически завершено, в рамках этого объединения последовательно решаются все вопросы экономической интеграции, снимаются барьеры. Скажем, отмена процедуры таможенного оформления на российско–казахской границе сняла проблему очередей. А ведь, по нашим оценкам, до создания союза 70 процентов времени при переводе тратилось именно на пересечение границ. В ближайшее время будет отменен и транспортный контроль. То есть фактически сформируется оптимальный режим для взаимной торговли.
Возвращаясь к теме Кыргызстана. На бишкекском экономическом форуме много говорилось о поставках кыргызского продовольствия на рынки. А ведь продовольственный рынок зависит не столько от импортных пошлин, сколько от тех же санитарных, ветеринарных, фитосанитарных барьеров, которые в рамках Таможенного союза полностью упраздняются.

— На упоминавшемся форуме премьер–министр Кыргызстана заявил о намерении республики присоединиться не только к Таможенному союзу, но и к Единому экономическому пространству (ЕЭП). Известно, что в декабре прошлого года на встрече в Москве главы Беларуси, Казахстана и России приняли принципиальные решения по его формированию, которое, как заявлено, должно завершиться в рамках ТС к 1 января 2012 года. В итоговой декларации также говорится, что ТС и ЕЭП открыты для других стран, что, “развивая ЕЭП, мы движемся к созданию Евразийского экономического союза”. Что уже сделано для создания этого пространства?
— Основы его закладывают 17 соглашений, подписанных в конце прошлого года в Москве. Они предусматривают создание наряду с общим рынком товаров общих рынков услуг, капиталов и трудовых ресурсов, общего энергетического рынка, формирование единого транспортного пространства.
В числе этих документов соглашения о единых принципах и правилах конкуренции, о единых правилах промышленных субсидий, государственной поддержки сельского хозяйства, о государственных (муниципальных) закупках, о торговле услугами и инвестициях, согласованных принципах валютной политики, организации антимонопольной политики, что также предусматривает равные условия конкуренции, и так далее. Одно из соглашений, имеющее, как и другие, немаловажное значение и для Кыргызстана, — о социальных правах трудовых мигрантов, свободе трудовой миграции, что предоставляет возможность свободно перемещаться в рамках ЕЭП и пользоваться всеми социальными гарантиями в стране пребывания.
К слову, несмотря на то, что баланс общих экономических выгод очевиден, не все участники хозяйственной деятельности однозначно поддержали данный процесс. Например, металлургический комплекс в России, обеспеченный сильными защитными механизмами, был не в восторге от создания ЕЭП. Эти защитные меры теперь придется снимать, определенные потери понесут в результате перехода к одинаковым условиям ценообразования на газ и газовые монополии Российской Федерации. То есть имеют место определенные конфликты интересов при формировании ЕЭП. Но такова объективная реальность, ведь совокупные выгоды для наших государств намного превышают подобные издержки.
ЕЭП очень важно и для государств, имеющих большой транзитный потенциал, к числу которых относится и Кыргызстан. По нашим расчетам и оценкам, экономический эффект от участия республики в едином экономическом пространстве будет даже большим, чем от пребывания в Таможенном союзе.

— Закономерен вопрос о перспективах такого участия.
— Работа у нас идет очень быстро. Уверен, что пакет по ЕЭС в полную меру заработает с 1 января следующего года. И хотелось бы видеть Кыргызстан среди полноправных участников этого процесса.

— А как развиваются процессы в рамках всего ЕврАзЭС?
— Остановлюсь на работе двух его интеграционных структур, полномасштабное участие в деятельности которых принимает и Кыргызстан. Это Антикризисный фонд ЕврАзЭС и Центр высоких технологий. Мы рассчитываем, что обе они дадут серьезный стабилизирующий эффект в условиях кризиса. Центр высоких технологий призван способствовать переходу на инновационный путь развития стран сообщества, концентрации ресурсов на приоритетных направлениях научно– технического прогресса, ориентированных на развитие нано– и биотехнологий, информационно–коммуникативных и других технологий. Нами проанализировано уже более 200 очень перспективных инвестиционных проектов, обеспечивающих интеграционный эффект. И предприятия, организации Кыргызстана могут рассчитывать на их совместную реализацию, пользоваться этими базами данных, ресурсами.
В свою очередь Антикризисный фонд пока действует как стабилизирующий фактор, предоставляя кредиты для финансовой стабилизации. Но мы рассчитываем, что в дальнейшем он также станет кредитовать и совместные инвестиционные проекты. Для Кыргызстана здесь тоже открываются широкие возможности. Уже сегодня ряд межгосударственных программ, в том числе по урановым хвостохранилищам в республике, планируется к реализации.

# мнение

Больше плюсов, чем минусов
Комментируя данный вопрос, Алмазбек Атамбаев заявил: “Я возлагаю большие надежды на вхождение Кыргызской Республики в Таможенный союз, а России — в ряды членов Всемирной торговой организации. Безусловно, вступление нашей республики в ТС имеет свои определенные недостатки. Однако уже сейчас правительство Кыргызстана ведет работу по минимизации потерь и рисков, связанных с этим шагом. В целом же вступление Кыргызстана в Таможенный союз имеет больше плюсов для нас, чем минусов”.
Евгений ДЕНИСЕНКО.
sergey

Для добавления сообщений Вы должны зарегистрироваться или авторизоваться
 
ВверхСтраница: 1
test