От Отчизны вдали, в Кыргызстане,
Нам судьба - за Россию гореть!
Где бы ни были мы - Россияне,
С тем родиться нам, с тем умереть.
Сохранить русский дух - дело чести!
И Великий язык отстоять!
Пусть все видят: мы русские вместе -
Несломимая сила и рать!
Пусть истории гимн величавый
Землям всем будет слышан в тиши! -
Это громкая русская слава,
И сияние русской души!!!

Светлана Шарова

[Сайт РОСС] -> РФ и КР -> Двойное гражданство -> Двойное гражданство

Двойное гражданство
Двойное гражданство. Как правило, двойное гражданство не признается за гражданами своего государства, но может быть им предоставлено при наличии одного из двух условий: если это предусмотрено международным договором данного государства (законы о гражданстве: Казахстана - ч. 2 ст. 3, Молдовы - ст. 6, России - ст. 3, Украины - ст. 1 и 10) или если разрешено президентом страны (Закон о гражданстве Азербайджана - ст. 9).
     Закон Беларуси, по существу, устанавливает то же правило, но в "обратной форме": гражданин утрачивает гражданство вследствие приобретения другого гражданства, если иное не предусмотрено международным договором (ст. 20).
     Законами Грузии (ст. 1), Киргизии (ст. 5) и Узбекистана (ст. 10) для граждан страны двойное гражданство не допускается.
     Лишь Закон о гражданстве Туркменистана признает возможность двойного гражданства для любого человека (т.е. и своего гражданина, и иностранца или апатрида) без всяких условий (ст. 9).
     Допущение двойного гражданства для своих граждан лишь в виде исключения или по международному договору в целом соответствует стремлению к предотвращению двойного гражданства. Не противоречит нормам международного права и прямое запрещение двойного гражданства, если при этом не возникает состояния безгражданства. Тем более не затрагивает ничьих прав безусловное признание двойного гражданства. Однако запрещение двойного гражданства может создавать трудности, особенно в условиях распада единого прежде государства. Поэтому признание двойного гражданства, хотя бы и под определенными условиями, выглядит более демократично, чем полный отказ от него.
     В некоторых законах о гражданстве выделяются специальные нормы о признании двойного гражданства за иностранцами. В Молдове такое признание обусловлено специальным разрешением, принимаемым президентом страны (ст. 6). В законах Азербайджана, Беларуси, России, Таджикистана, Украины вопрос о двойном гражданстве иностранцев специально не оговаривается.
     Закон о гражданстве Узбекистана устанавливает совсем особую норму относительно возможного в исключительных случаях принятия в гражданство республики соотечественников - граждан иностранного государства по весьма сложной процедуре, если они или их родители, дед или бабушка вынуждены были покинуть родину "в связи с существовавшим в то время режимом". Решение об этом принимает Президент Республики Узбекистан (ч. 2 ст. 10).
     Закон о гражданстве Казахстана проявляет особую заботу о казахах, вынужденно покинувших территорию Казахстана и проживающих в других государствах: за ними признается право иметь гражданство Республики Казахстан наряду с гражданством других государств, если это не противоречит законам этих государств (ч. 3 ст. 3).
     Закон о гражданстве Туркменистана, как уже отмечалось, предоставляет право на двойное гражданство в одинаковой мере, без всяких дополнительных условий как для своих граждан, так и для иностранцев (ст. 9).
     Только Закон России закрепляет правило о том, что двойное гражданство не влечет за собой ни ограничений в правах, ни возможности уклонения от обязанностей или освобождения от ответственности, вытекающих из российского гражданства (ч. 3 ст. 3).
     Предоставление двойного гражданства является актуальным вопросом для обеспечения прав этнических меньшинств населения в государствах, входивших ранее в состав бывшего Союза ССР. Для разрешения данного вопроса в рамках СНГ целесообразно принять рекомендательную норму об этом. В рекомендательном законодательном акте Межпарламентской Ассамблеи о согласованных принципах регулирования гражданства такой нормы нет. С другими государствами вопрос о двойном гражданстве может разрешаться только на основе двусторонних договоров.
     Защита и покровительство гражданства республики. Общая норма, предусматривающая обязанность государства осуществлять защиту или покровительство, содействие сохранению или приобретению гражданства республики, содержится в законах всех государств региона.
     Общими для всех республик нормами законодательства о защите государством своих граждан являются следующие положения.
     а) О защите гражданства и создании наиболее благоприятных условий для каждого гражданина как на территории своего государства, так и за его пределами. При этом особо оговариваются обязанности государства по отношению к гражданам республики, находящимся за ее пределами (ст. 7 Закона Азербайджана, ст. 5 Закона Беларуси, ст. 6 Закона Грузии, ст. 9 Закона Казахстана, ст. 8 Закона Киргизии, ст. 5 Закона Молдовы, преамбула и ст. 5 Закона России, ст. 8 Закона Таджикистана, ч. 2 ст. 8 Закона Туркменистана, ч. 2 ст. 8 Закона Узбекистана, ст. 8 Закона Украины). Законы Грузии, Молдовы, России и Туркменистана предусматривают защиту прав всех граждан на гражданство, а законы других названных республик - только защиту граждан, находящихся за границей. Это различие носит редакционный характер, что прямо вытекает из всех норм, приводимых нами далее.
     б) О сохранении гражданства республики за гражданами, проживающими за границей. Такая норма предусмотрена законами всех государств рассматриваемого региона. В современных условиях она имеет важное политическое значение в сравнении с той же нормой в Законе о гражданстве СССР 1978 г., поскольку наряду с ней действовали нормы о лишении гражданства "невозвращенцев" и других лиц, совершивших действия, порочащие высокое звание гражданина СССР и наносящие ущерб престижу и государственной безопасности СССР (ст. 18). В этих условиях для "невозвращенцев" не могло быть и речи о свободном пребывании за границей и защите их прав.
     в) О сохранении гражданства при заключении или расторжении брака с иностранцем и при изменении гражданства одним из супругов для другого супруга (ст. 5 Закона Азербайджана, ст. 14 Закона Беларуси, ст. 17 Закона Грузии, ст. 7 Закона Казахстана, ст. 7 Закона Киргизии, ст. 18 Закона Молдовы, ст. 6 Закона России, ст. 7 Закона Таджикистана, ст. 16 Закона Туркменистана, ст. 6 Закона Узбекистана, ст. 6 Закона Украины). Это общепринятая норма, давно вошедшая в законы о гражданстве бывших союзных республик и сохранившаяся в ныне действующих законах независимых государств.
     г) О невыдаче граждан своего государства другому государству. В своей основе нормы о невыдаче гражданина соответствуют общепризнанным нормам международного права. Тем не менее в законах различных государств правило невыдачи своего гражданина имеет свои особенности.
     По Закону о гражданстве России гражданин не может быть выдан другому государству иначе как на основании закона или международного договора Российской Федерации (ч. 3 ст. 1). Следовательно, не только международный договор, но и закон Российской Федерации может предусмотреть случаи выдачи гражданин другому государству за совершенные им преступления.
     Законами о гражданстве Азербайджана (ст. 8), Беларуси (ст. 16), Казахстана (ст. 8), Киргизии (ст. 9), Узбекистана (ст. 9) и Украины (ст. 9) выдача гражданина допускается только при наличии обязательств по международному договору. Статья 7 Закона о гражданстве Туркменистана, кроме правила невыдачи своего гражданина, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами и международными правовыми актами,<4> устанавливает особое правило: гражданин не может быть изгнан за пределы Туркменистана или ограничиваться в праве вернуться на свою родину.
     Законы о гражданстве Грузии (ст. 9), Молдовы (ст. 5), Таджикистана (ст. 9) признают правило невыдачи безусловным, не устанавливая при этом никаких изъятий. Правда, в силу признания приоритета действия международного договора перед нормами законодательства о гражданстве и в этих государствах может быть признано условие, допускающее выдачу гражданина за совершение преступления по международному договору. Но правило приоритета - это общая норма, имеющаяся во всех рассматриваемых законах. Она должна в свою очередь отменяться нормой специальной, предусмотренной для данного случая (невыдачи гражданина), согласно принципу "lex speciale derogat lex generale". Во всяком случае эти два правила могут рассматриваться как конкурирующие и породить в практике международных отношений ненужные коллизии. Повторение же общей нормы в статьях, предусматривающих невыдачу гражданина, снимает саму возможность подобных коллизий и является более предпочтительным. Это особенно важно для обеспечения успешной борьбы с такими преступлениями, как терроризм, угон самолетов и др.
 
test