От Отчизны вдали, в Кыргызстане,
Нам судьба - за Россию гореть!
Где бы ни были мы - Россияне,
С тем родиться нам, с тем умереть.
Сохранить русский дух - дело чести!
И Великий язык отстоять!
Пусть все видят: мы русские вместе -
Несломимая сила и рать!
Пусть истории гимн величавый
Землям всем будет слышан в тиши! -
Это громкая русская слава,
И сияние русской души!!!

Светлана Шарова

СНГ становится полем битвы? Мировые державы ведут схватку за осколки некогда могучей империи
Категория: Взгляд со стороны Дата и время публикации: 07.02.2011 18:44

alt

Источник: Белый Парус


Мировые державы развернули схватку за осколки этой некогда могучей империи. Китай вцепился мертвой хваткой в Казахстан, на сегодня практически прибрав к рукам почти всю нефтегазодобывающую отрасль этой страны. ЕС тянет к себе Украину, но России пока удается удерживать ее в русле своего влияния.

Румыния нацелилась на Молдову, но и здесь существует никем не признанная Приднестровская молдавская республика (ПМР), по существу, на содержании России. Турция имеет виды на Азербайджан, но династии Алиевых пока хватает изворотливости для того, чтобы не быть поглощенными могущественным соседом. Богатая углеводородами Средняя Азия стала ареной битвы между США, Россией, ЕС и Китаем. Таджикистан позиционирует себя, как соратник Ирана, однако на самом деле и здесь преобладают китайские инвестиции. Равная удаленность от центров силы позволяет пока лавировать Узбекистану.

За девятнадцать лет, минувших после ухода СССР, постсоветские государства трудно проходят период становления государственности. А никто и не обещал легкой жизни новым независимым странам, которым после семидесяти с лишним лет привычки к жизни по команде из единого центра надо теперь учиться заботиться о себе. Таким образом, волевое решение трех президентов: России, Украины и Беларуси, обрекло 12 стран постсоветского пространства на борьбу за выживание в суровом мире. Только три прибалтийских государства вошли под крыло ЕС и НАТО, хотя и здесь последствия кризиса не преодолены. Тем временем мировые державы развернули схватку за осколки этой некогда могучей империи. Китай вцепился мертвой хваткой в Казахстан, на сегодня практически прибрав к рукам почти всю нефтегазодобывающую отрасль этой страны.

ЕС тянет к себе Украину, но России пока удается удерживать ее в русле своего влияния. Румыния нацелилась на Молдову, но и здесь существует никем не признанная Приднестровская молдавская республика (ПМР), по существу, на содержании России. Турция имеет виды на Азербайджан, но династии Алиевых пока хватает изворотливости для того, чтобы не быть поглощенными могущественным соседом.

Богатая углеводородами Средняя Азия стала ареной битвы между США, Россией, ЕС и Китаем. Мы уже говорили выше, что Китай тихой сапой прихватил Казахстан при молчаливом согласии России. Туркменистан долгие годы считался газовой вотчиной РФ, но после прихода к власти президента Гурбангулы Бердымухамедова тот сумел развернуть потоки в Поднебесную, даже в ущерб себе настаивая на праве самостоятельно выбирать покупателя. Таджикистан позиционирует себя, как соратник Ирана, однако на самом деле и здесь преобладали китайские инвестиции. Равная удаленность от центров силы позволяет пока лавировать Узбекистану, у которого год от года неуклонно сужается поле для ведения маневров.

Материал «Долгосрочные оценки Пентагона по ситуации на постсоветском пространстве» Сергея Гриняева, генерального директора Центра стратегических оценок и прогнозов РФ, помещенный недавно на сайте «Центр Азия», говорит о стремлении к дальнейшему обострению ситуации. Проводится главная мысль о том, что военные эксперты НАТО оценивают пространство бывшего СССР в качестве возможного театра военных действий. При этом рассматриваются варианты вовлечения армии США. За основу берется период ближайших 10-15 лет.

По мнению автора, «Цель проекта – предоставить аналитикам военной разведки армии США дополнительную информацию для понимания потенциала возможных вооруженных конфликтов в регионе путем разработки набора индикаторов и указателей, способных идентифицировать зарождение конфликта, а также определить условия вовлечения в эти конфликты американских вооруженных сил и необходимость внесения корректив в планы применения сил в регионе».

Основная мысль проста: мол, исследование «еще раз подтверждает желание администрации США и в дальнейшем использовать подход на основе «управляемого хаоса» для установления контроля над регионом». Это мы уже проходили. Однако  суть момента  состоит в том, что  США  пытаются перевести стрелки  на Россию, всечески насаждая мнение, что  именно она применяет  американскую методику «управляемого хаоса» в СНГ и  особенно Центральной Азии.

«Эксперты»  НАТО  всячески тиражируют  эту мысль: «по мнению экспертов, не столь важен сам факт силового вмешательства России, сколько факт, что в попытке такого силового давления она может инициировать этнический, религиозный или территориальный конфликт в регионе. Кроме того, глубокие и фундаментальные интересы России в регионе почти гарантируют, что, если по любой причине конфликт разразится, Россия будет стремиться играть в нем ключевую роль и препятствовать участию в его разрешении внешних сил. Возможно, и даже более опасно, что Россия в силу своей слабости, не захочет или не сможет остановить конфликт, или сделает это с сильным опозданием».

В свое время  точно так же  НАТО и США  очень искусно  спровоцировали Грузию к силовому захвату Южной Осетии.   А когда со стороны России последовала военная акция по «принуждению к миру» и  признание Южной Осетии и Абхазии,  американцы тутже раскачали скандал, – обвинив именно Москву в  развязывании войны  В СМИ  сразу  как бы «просочилось»  «признание» президента Беларуси Александра Лукашенко о том, что   Москва заставляет его  признать независимымм  восставшие грузинские автономии.

Эксперты НАТО называют в своем отчете главные причины конфликтов на пространстве СНГ: слабость политической и экономической структуры государства; криминализация экономики и торговля наркотиками; этнические взаимоотношения в регионе; иностранные интересы и влияние в регионе; борьба за природные ресурсы.

Последний фактор особенно обострился в последние годы в связи с тем, что Туркменистан решил освободиться от кабальной зависимости в российском «Газпроме». Толчком для тектонических сдвигов в геополитике региона Центральной Азии стало обострение мирового финансового кризиса. Россия Путина и Медведева потеряла сотни миллиардом долларов на обесценивании американских казначейских обязательств и акций кампаний, требованиях кредиторов погасить огромные кредиты.

В итоге Москва была вынуждена резко снизить объемы закупок туркменского газа, попутно снизив закупочные цены. Но преемник Туркменбаши не стал «входить в положение» старого партнера, тут же дав согласие на строительство трубопровода из Китая, вошел в консорциум стран, строящих газопровод к берегам Индийского океана. Проект ТАПИ может стать самым грандиозным проектом 21-го века в том случае, если Россия не сможет торпедировать его.

В то же время он станет концом монополии России на газовом рынке мира. Азербайджан намерен принять участие в поставках газа для европейского проекта «Набукко», куда Туркмения намерена поставлять газ. Весь вопрос состоит в том, хватит ли газовых запасов страны для удовлетворения всех этих проектов.

Известными очагами напряженности названы Нагорный Карабах, Ферганская долина, Панкисское и Кодорское ущелья Грузии. Насчет Карабаха все понятно: желание затормозить продвижение проекта отправки газа по дну Каспийского моря подталкивает Россию форсировать конфликт между Азербайджаном и Арменией. Грузия тоже будет стремиться силой вернуть себе Абхазию и Южную Осетию. А вот Ферганская долина притянута к ситуации за уши, в основном за счет ситуации на юге Киргизии. Но на деле конфликтный потенциал Киргизии выдохся, не повелась на призывы к свержению власти и оппозиция Таджикистана.

В Узбекистане нет ни малейшего шанса заварить кашу, даже боеспособная группировка ИДУ не сумеет ввергнуть страну в хаос. Продолжаются бесплодные попытки как-то столкнуть между собой Узбекистан и Казахстан. Однако последний таким образом тесно зажат в «дружеских объятиях» Китая и России, что свободным на деле он станет еще не скоро. Во всяком случае, не в обозримом будущем.

Россия имеет огромное влияние на регион Центральной Азии, но не способна его использовать в свою пользу, так как не ведет целенаправленную и четкую, внятную политику. А импульсивные  метания из крайности в крайность, когда РФ позиционирует себя то региональной державой, то мечтает об имперском статусе, авторитета не прибавляют. Важно, чтобы в ближайшие 10-15 лет Россия соразмеряла свои аппетиты со своими возможностями.

Виктор Якименко

 

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Если Вы уже зарегистрированы, выполните вход на сайт.

test