От Отчизны вдали, в Кыргызстане,
Нам судьба - за Россию гореть!
Где бы ни были мы - Россияне,
С тем родиться нам, с тем умереть.
Сохранить русский дух - дело чести!
И Великий язык отстоять!
Пусть все видят: мы русские вместе -
Несломимая сила и рать!
Пусть истории гимн величавый
Землям всем будет слышан в тиши! -
Это громкая русская слава,
И сияние русской души!!!

Светлана Шарова

Россия впервые написала тотальный Большой этнографический диктант
Категория: Культура Дата и время публикации: 10.10.2016 17:34

alt

Любишь страну — учи этнографию: Россия написала диктант на знание народов

Рожденные в СССР легко раскрашивали в детских книжках «15 республик — 15 сестер» костюмы разных национальностей страны в правильные цвета. В современной же России на вопрос «Как правильно называется головной убор в Туркмении и Казахстане?» далеко не каждый ответит, «не гугля». Знания народов России друг о друге во вторник, 4 октября, проверяли на 800 площадках по всей стране в Большом этнографическом диктанте. Корреспондент Федерального агентства новостей вместе со всеми россиянами ответил на вопросы этнографического теста, а своим мнением о российской инициативе с нами поделились муфтий Санкт-Петербурга Равиль-хазрат Панчеев и председатель Государственного комитета по делам межнациональных  отношений и депортированных граждан Республики Крым Заур Смирнов.

Главное — чтобы не «гуглили»

Организаторы одной из восьми петербургских площадок — Дома национальностей — больше всего волновались, что участники будут искать ответы на вопросы в Интернете: тестовые бланки раздавали до начала диктанта, так что такая возможность была у всех. «С другой стороны, шпаргалки тоже помогают учиться: пока готовил, искал, подглядывал — уже что-то запомнил», — вспоминают они типичный студенческий прием сдачи экзаменов.

«Мне одним из самых сложных показался вопрос о законодательстве. Оказывается, мы его не до конца и не очень внимательно изучаем», — делится впечатлениями от вопросов теста исполняющий обязанности директора Дома национальностей Татьяна Губская. Действительно, самый первый вопрос пропускают почти все мои соседи по диктанту, предпочитая подумать и вернуться к нему попозже. В нем предлагается ответить, какой из документов начинается словами «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле…».

Татьяна Губская вместе со всеми диктант не пишет, но вопросы изучила заранее. «Много вопросов исторического и географического характера меня повергли в сомнение: хорошо ли я знаю предмет, то есть свою страну», — признается она. Большая часть вопросов этнографического диктанта проверяет знание карты России («Какой из перечисленных республик соответствует название столицы?», «На побережье какого моря живут поморы?»), знакомство с языковыми группами («Выберите из списка шесть народов, говорящих на финно-угорских языках», «Какой из языков России занесен в Книгу рекордов Гиннеса из-за количества падежей (более 40)?») и религией.

«В тесте очень много интересных вопросов, на которые я не смогла ответить сразу и на которые мне захотелось найти ответ, — говорит Татьяна Губская. — Например, меня удивил вопрос о национальной кухне, я с ходу не могу наверняка сказать, какой народ готовит азу, а какой — лагман».

Главный вопрос диктанта — знаем ли мы друг о друге?

Вопрос о национальной кухне с готовностью поддержал председатель Государственного комитета по делам межнациональных отношений и депортированных граждан Республики Крым Заур Смирнов. «Конечно же, там будет вариант ответа «чебуреки», потому что это исконно крымско-татарское блюдо, которое не повторяется ни у одного другого народа», — заявил он и был прав: чебуреки действительно надо поставить в тесте напротив крымских татар. В Крыму этнографический диктант сегодня прошел только в Севастополе, где больше этнических русских, чем крымских татар. Но если кто из последних и решил написать общероссийский тест сегодня, это было бы не очень сложно, считает Смирнов.

«Крымские татары отлично осведомлены о жизни других народов, — говорит политик. — В силу своей истории крымские татары получили много возможностей пожить рядом с другими народами России. Если брать наши черные страницы, то это депортация в Среднюю Азию, где крымские татары общались с другими репрессированными народами: с местными узбеками, казахами, киргизами, туркменами. Часть переезжали на Кубань, где пересекались в быту с русскоязычным населением. Кроме того, там были еще и армяне, греки, немцы. Конечно, длительное проживание в Крыму сталкивало с разными народами — полуостров всегда был многонациональным, и история это подтверждает: на территории расположено огромное количество объектов культурного и духовного наследия, которое принадлежит разным конфессиям и национальностям. Здесь сосуществовали люди разных национальностей и религий, и сам факт того, что их реликвии дошли до нас, говорит о бережном отношении друг к другу, к культуре друг друга».

Некоторые из религиозных святынь мусульман попали в диктант: например, в одном из вопросов теста надо ответить, где находится старейшая мечеть в России. «В Крыму!» — не дослушав варианты, уверенно ответил мне муфтий Санкт-Петербурга Равиль-хазрат Панчеев. Мечеть хана Узбека в городе Старый Крым действительно считается одной из старейших в современной России и самой древней на полуострове. Но Крыма в списке ответов нет — участники диктанта должны выбрать дербентскую Джума-мечеть в Дагестане. Муфтий Петербурга диктант не пишет, но лично отправил от мусульманской общины нескольких молодых людей на проверку знаний о народах России.

«Нам самим интересно, какие будут результаты, — говорит Равиль-хазрат Панчеев. — Мы рады, что подобное мероприятие проводится на территории России: это возможность узнать больше о культуре и традициях народов, которые живут в нашей стране. Думаю, для мусульманского населения трудностей в вопросах не будет. Если взять традиции и обычаи славянских народов, то они нам хорошо знакомы. Мы с удовольствием разговариваем на русском языке, это наш родной язык, мы думаем на нем, мы живем в этой культуре. Тем более, что мы выросли в Советском Союзе. В то время была дружба народов, и сейчас мы пытаемся укрепить ее снова, так что такое мероприятие поспособствует этому — главным образом, положительные эмоции людей, которые участвовали в диктанте».

Меняем тотальную безграмотность на тотальный диктант

При всем уважении к мусульманской общине и вере в их образованность, сомневаюсь, что все они (сомнение это относится в той же степени и к славянским участникам диктанта) правильно ответили на вопрос о народных российских промыслах, где предлагается в описаниях распознать искусство мастеров Хохломы, Жостово, Дымково, Богородского и Федоскино. Или что они смогли правильно соотнести народы России и названия их жилищ (не говорю уже о вышеупомянутых головных уборах). Большинство вопросов в хорошем смысле провоцируют: найти дома советские книжки авторов разных республик (если сохранились), все-таки «загуглить» сложные вопросы или задать их старшим в семье. Разница поколений в результатах этнографического диктанта будет очевидной, считает Татьяна Губская. Кстати, возраст — единственные данные, которые оставляли участники диктанта в анонимном тестировании на этнографическую грамотность.

«Наблюдая за обучением своей дочери, могу сказать точно, что она не представляла бы, что ответить на большую часть вопросов из теста, — говорит Губская. — Думаю, это пробелы образования. Нам не хватает предметов, направленных на развитие межнациональных отношений, на узнавание наших традиций, и одной из целей этого диктанта должна быть корректировка курса школьной программы». Организаторы этнографического диктанта действительно планируют сформулировать рекомендации по внесению изменений в учебные программы по этнографии после обработки результатов теста.

Массовая и добровольная проверка знаний в формате диктанта или теста стала очень популярна в России в последние годы, а началось развитие этого формата с Тотального диктанта, который проводится в стране вот уже 13 лет. Многочисленные акции и проверки в географии, музыке, математике, русской речи и правописании, в сфере ЖКХ и даже пенсионного законодательства обнаружили, что люди, во-первых, готовы проверить себя и обнаружить пробелы в знаниях; во-вторых, узнать что-то новое и вдохновиться на обучение даже в солидном возрасте.

Итоги Большого этнографического диктанта подведут 4 ноября 2016 года, в День народного единства России, и все, кто не успел поучаствовать в октябре, могут пройти онлайн-тест и разобрать самые распространенные ошибки участников.

Евгения Авраменко

РИА ФАН

 

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Если Вы уже зарегистрированы, выполните вход на сайт.

test