От Отчизны вдали, в Кыргызстане,
Нам судьба - за Россию гореть!
Где бы ни были мы - Россияне,
С тем родиться нам, с тем умереть.
Сохранить русский дух - дело чести!
И Великий язык отстоять!
Пусть все видят: мы русские вместе -
Несломимая сила и рать!
Пусть истории гимн величавый
Землям всем будет слышан в тиши! -
Это громкая русская слава,
И сияние русской души!!!

Светлана Шарова

Как живется Кыргызстану и другим республикам после развала СССР спустя 25 лет
Категория: Аналитика Дата и время публикации: 31.08.2016 07:12

alt

Провал "августовского путча" привёл к тому, что в стране начался "парад суверенитетов". К концу 1991 года всем стало очевидно - новый союзный договор подписывать никто не хочет, а Советскому Союзу вместе с координирующим все сферы жизни огромной страны Центром в Москве уже не быть. Бывшие союзные республики, прекратив обязательные выплаты в единый бюджет СССР ещё в апреле-мае того же года, чуть ли не торжествовали.(фото портала russkg.ru)

Всё просто: считалось, что прежняя система распределения финансовых средств не позволяла развиваться им в полной мере из-за целого ряда ограничений. При этом у каждой из союзных республик были свои "веские доводы", говорящие об ущемлении их прав союзным Центром. 

Планы бывших братьев 

Интересно, но тон в "бракоразводном процессе" задавали не столько республики Прибалтики, заявившие о своей независимости от СССР в 1990 году, сколько команда президента России Бориса Ельцина. Взяв за основу ряд пунктов из программной статьи Александра Солженицына "Как нам обустроить Россию", члены команды Бориса Николаевича через свои многочисленные выступления в прессе буквально вдолбили населению РСФСР своё мнение. Отныне в умах россиян стала доминировать мысль, что, имея высокообразованное население, огромные природные богатства и мощную производственную базу, они живут хуже населения других союзных республик. Всё потому, что ради утопической коммунистической идеи "братства народов" в ущерб своему процветанию Россия на протяжении нескольких десятилетий кормила своих соседей. 

Впрочем, пользу "для своего народа" в распаде СССР видели не только в московском Белом доме, но и в столицах остальных союзных республик. Располагая значительной частью экономической мощи Советского Союза (машиностроение, металлургия, нефтехимия, технологически развитое сельское хозяйство), в Минске и Киеве безоговорочно верили в своё будущее, независимое от Центра процветание. Считалось, что при выходе на мировые рынки выпускаемая в этих республиках продукция будет пользоваться неизменным спросом. Соответственно, полученные от их реализации финансовые средства, вкупе с прекращением значительных обязательных отчислений в общесоюзный бюджет, позволят уже в течение ближайших 10-15 лет улучшить благосостояние населения этих республик до уровня развитых стран Европы. 

Не менее грандиозные перспективы при выходе из состава Советского Союза теоретически открывались и у других республик бывшего СССР. Жить в 2000 году не хуже, чем Кувейте намеревались в Казахстане. Основание: наличие в недрах получившей независимость республики не только нефти, но и практически всех элементов из таблицы Менделеева. 

В Ташкенте вспомнили о многовековой государственности узбеков и одновременно выразили уверенность, что экспорт их высококачественного хлопка-волокна, природного газа, цветных металлов и минеральных удобрений в страны Ближнего и Среднего Востока позволят Узбекистану встать в один ряд с развитыми странами мира. 

Не собирались быть аутсайдерами социально-экономического развития официальные Бишкек и Душанбе. Избавившись от диктата из Москвы, Кыргызстан и Таджикистан рассчитывали значительно улучшить благосостояние своего населения за счёт увеличения экспорта своих цветных металлов и поставок водно-энергетических ресурсов в соседние страны. 

Далеко идущие планы были у Молдовы и Грузии. Будучи главными поставщиками сельскохозяйственной продукции в СССР, Кишинёв и Тбилиси не особо сомневались в мировой востребованности их вин,  плодовоовощных консервов, прежде всего, на рынках стран Европы. Тбилиси, к тому же, намеревался увеличить экспорт марганца, электровозов и грузовых автомобилей. 

Залогом своего будущего процветания в Азербайджане и Туркмении называли разрабатываемые на их территории месторождения нефти и газа. Кроме того, в Ашгабаде верили в конкурентоспособность своих ковровых изделий, а в Баку - в востребованность на мировых рынках азербайджанского алюминия и синтетического каучука. 

Верили в свои возможности и власти ставшей независимой Армении. Несмотря на серьёзный конфликт с соседним Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха, и традиционно натянутые отношения с Грузией, в Ереване верили в популярность своего виноделия, местной обувной промышленности и даже автофургонов марки ЕрАЗ. 

Наконец, республики Прибалтики ни на йоту не сомневались в потребностях, прежде всего Европейского рынка, в их рыбных консервах, электронике и продукции тяжёлой промышленности. 

Одних меньше, других больше 

С тех пор минуло 25 лет. И теперь, когда мало кто подвергает сомнению факт независимости от СССР бывших союзных республик, можно подвести итоги их "жизни вне Союза". Тем более, что мировая практика показывает: четверть века - это серьёзный срок для развития любой страны. Начнём с численности населения каждой из стран бывшего Советского Союза. Смотрим таблицу №1. Население СССР

Численность населения бывших республик СССР

Страна (по алфавиту)

По данным переписи в СССР 1989 года

По данным английской версии Википедии на 2016 год

Азербайджан

7 млн 038 тыс. чел.

9 млн 755 тыс. чел.

Армения

3 млн 288 тыс. чел.

2 млн 999 тыс. чел.

Беларусь

10 млн 200 тыс. чел.

9 млн 499 тыс. чел.

Грузия

5 млн 443 тыс. чел.

3 млн 720 тыс. чел. (вкл. Южную Осетию и Абхазию).

Казахстан

16 млн 536 тыс. чел.

17 млн 694 тыс. чел.

Кыргызстан

4 млн 290 тыс. чед.

6 млн чел. (2015 год)

Латвия

2 млн 680 тыс. чел.

1 млн 974 тыс. чел.(2014 год)

Литва

3 млн 690 тыс. чел.

2 млн 867 тыс. чел.

Молдова

4 млн 338 тыс. чел.

3 млн 418 тыс. чел. (вкл.Приднестровье)

Россия

147 млн 400 тыс. чел.

144 млн 192 тыс. чел.

Таджикистан

5 млн 109 тыс. чел.

8 млн 610 тыс. чел. (2015 год)

Туркменистан

3 млн 534 тыс. чел.

5 млн 172 тыс. чел. (2014 год)

Узбекистан

19 млн 905 тыс. чел.

31 млн 576 тыс. чел.

Украина

51 млн 707 тыс. чел.

45 млн 490 тыс. чел.(2013 год)

Эстония

1 млн 573 тыс. чел.

1 млн 316 тыс. чел.

 

Обращает на себя внимание тот факт, что за минувшие четверть века численность населения у 9 из 15 бывших республик СССР серьезно сократилась. Особенно это заметно на примере Грузии, в силу различных обстоятельств потерявшей 31 процент своих граждан. Невесело обстоят дела и у Латвии (минус 26 процентов), Литвы и Молдовы (минус 21 процент), а также Эстонии (минус 16 процентов). Что интересно, как раз эти республики начали так называемый "парад суверенитетов" ещё до того, как в Москве объявили о создании ГКЧП. 

А вот кто удивил ростом численности своего населения за прошедшие 25 лет, так это экс-республики СССР, к которым ныне больше всего претензий со стороны мирового сообщества. Речь идёт о Таджикистане, где население напротив увеличилось на 3,5 млн человек или на 68,5 процентов, Узбекистане (плюс 11,671 млн. человек, рост на 58,6 процентов) и Туркмении (плюс 1,638 млн человек или на 46,3 процентов). 

И если от закрытого от всего мира Туркменистана ещё как-то можно ожидать подобных показателей: безработицы нет, хлеб почти задаром, электричество, газ и вода, хоть и с горем пополам, но бесплатно - рожай, не хочу, то в случае с находившимся с 1992 по 1997 год в состоянии гражданской войны Таджикистаном и испытывающем серьёзные экономические проблемы Узбекистаном есть некоторые сомнения. Достаточно сказать, что именно эти страны поставляют больше всего трудовых мигрантов, годами находящихся за пределами своей родины на заработках почти во всех государствах постсоветского пространства. Хотя не исключено, что секрет такого беспрецедентного роста населения кроется в значительном улучшении благосостояния людей в этих странах с момента распада СССР, определяемого показателями ВВП на душу населения, как номинального, так по паритету покупательной способности. 

Вначале экономика 

Смотрим таблицу №2, учитывая, что по данным CIA-WFB (экономическое подразделение ЦРУ США) в 1989 году номинальный ВВП на душу населения во всех республиках СССР был един и составлял 2663,7 долларов, а ВВП по ППС - 3325 долларов. Маленькая деталь: согласно американскому калькулятору инфляции сегодня эти показатели эквивалентны соответственно 5169.45 и 6452.83 долларам. 

ВВП на душу населения в бывших республиках СССР в 2015 году

Страна

ВВП на душу населения по ППС (в долларах США)

Номинальный ВВП на душу населения (в долларах США)

Азербайджан

17 500

6 794

Армения

8 468

3 539

Беларусь

17 440

4 855

Грузия

9 500

3 863

Казахстан

24 352 (по данным tradingeconomics)

10546 (по данным tradingeconomics)

Кыргызстан

3 363

1 113

Латвия

25 883

14 259

Литва

29 716

14 964

Молдова

5 082

1 712

Россия

25 185

7 742

Таджикистан

2 247

949

Туркменистан

17 072

6 479

Узбекистан

5 939

2 209

Украина

7 721

1 854

Эстония

29 543

18 180

 

Очевидно, что таблица №2 не даёт ответа на вопрос о причинах беспрецедентного роста населения за прошедшие четверть века, прежде всего в Таджикистане и Узбекистане, по этому поводу остаётся лишь морщить лоб. Вместе с тем, она наглядно показывает: население каких бывших республик СССР действительно выиграло, отказавшись от жизни в едином государстве. Таких стран 7 из 15. Это - Эстония, Латвия, Литва, Казахстан, Россия, Азербайджан и Туркмения. К аутсайдерам же можно отнести Таджикистан, Кыргызстан, Молдову и Украину. 

Главный показатель 

С другой стороны, существует мнение, что главным критерием качества бытия населения той или иной страны, является показатель средней продолжительности жизни людей. И с этим вполне можно согласиться. Ведь на получаемые в итоге цифры фактически оказывают влияние не только достигнутый в стране определённый уровень развития медицины и образования, но и качество потребляемого продовольствия, а также состояние окружающей среды и отсутствие или наличии вооружённых конфликтов. Смотрим таблицу №3. 

Продолжительность жизни

Страна

По данным Госкомстата СССР за 1989 год

По данным ВОЗ на 2016 год

Азербайджан

71

72,7

Армения

71,8

74,8

Беларусь

71,3

72,3

Грузия

72,8

74,4

Казахстан

68,8

70,2

Кыргызстан

68,8

71,1

Латвия

69,6

74,6

Литва

71,5

73,6

Молдова

68,7

72,1

Россия

69,3

70,5

Таджикистан

69,6

69,7

Туркменистан

66,4

66,3

Узбекистан

69,5

69,4

Украина

70,5

71,3

Эстония

70

77,6

Согласно таблице №3, наибольших успехов в реальном улучшении жизни своего населения достигла Эстония - плюс 7,6 лет. За ней следует Латвия - плюс 5 лет, Молдова - плюс 3,4 года и Армения - плюс 3 года. По два с лишним года к жизни своего среднестатистического гражданина сумели добавить Кыргызстан (!) и Литва. 

Кому нынче жить хорошо? 

Кстати, предлагаем ознакомиться с ещё одной таблицей. Создана она по итогам голосования на референдуме о сохранении СССР от 17 марта 1991 года и результатам опроса граждан 9 из 11 бывших республик Советского Союза, проведённого в августе 2016 года по заказу российского информационного агентства Sputnik. Учитывая, что респонденты МИА Sputnik отвечали на вопрос "В какое время жизнь была лучше - до распада СССР или после?", автор этого материала взял на себя смелость предположить, что полученные результаты одновременно являются и показателем отношения граждан бывших союзных республик к периодически появляющейся идее возрождения СССР на обновлённых условиях. И вот, что из этого получилось. 

Отношение населения бывших союзных республик к возрождению СССР 

Страна

"За" СССР по итогам референдума 1991 года

"За" СССР по итогам опроса МИА Sputnik (граждане от 35 лет)

"За" СССР по итогам опроса МИА Sputnik (граждане до 25 лет)

Азербайджан

93,3%

69%

14%

Армения

Отказ от голосования

71%

47%

Беларусь

82,7%

53%

34%

Грузия

Отказ от голосования

51%

20%

Казахстан

94,1%

61%

35%

Кыргызстан

92,9%

60%

37%

Латвия

Отказ от голосования

Нет данных

Нет данных

Литва

Отказ от голосования

Нет данных

Нет данных

Молдова

Отказ от голосования

69%

60%

Россия

71,3%

64%

25%

Таджикистан

96,2%

39%

13%

Туркменистан

97,9%

Нет данных

Нет данных

Узбекистан

93,7%

4%

5%

Украина

70,2%

60%

18%

Эстония

Отказ от голосования

Нет данных

Нет данных

Наверняка многие обратили внимание, что значительное число людей, родившихся после распада Советского Союза, уже не видят будущее своих стран в составе некоего единого государства. С исторической точки зрения это вполне естественно. У нового поколения появились свои ориентиры, где практически нет места для памяти об СССР. Хотя вполне возможны и исключения из правил, как мы это видим на примере Молдовы. Одной из первых объявив о своей независимости от Советского Союза, эта страна так и не смогла выйти из кризиса, начавшегося в начале 90-ых годов прошлого столетия, даже, несмотря на ассоциацию с Европейским Союзом. Однако, как только экономика Молдовы начнёт выздоравливать после длительной болезни, количество людей, ностальгирующих по СССР, в первую очередь молодых людей, резко сократится. Глядя на опыт Узбекистана, в этом можно не сомневаться. 

О чём говорил профессор Шишков 

Что касается воссоздания государства хотя бы отдалённо напоминающего СССР, то его появление возможно только в случае, описанном через год после создания ГКЧП главным специалистом Института мировой экономики и международных отношений РФ, профессором Юрием Шишковым. В своём материале "Распад империи: ошибка политиков или неизбежность?", опубликованном в августовском номере журнала "Наука и жизнь" за 1992 год он заметил: "Распад политического и экономического пространства последней империи будет продолжаться ещё несколько лет. До тех пор, пока издержки независимости - а их немало: от экономических потерь из-за разрыва хозяйственных связей до человеческих жертв военных конфликтов - не превысит реальных или выгод. Лишь тогда отношения между новыми государствами стабилизируются. Ещё через какое-то время начнётся процесс экономической и политической интеграции этих государств, как друг с другом, так и в более широкие европейские и азиатские межгосударственные структуры". 

Ни тогда, ни в последующие годы мнение профессора Шишкова никто так и не опроверг. Более того, спустя 25 лет, судя по незатихающим конфликтам на постсоветском пространстве между бывшими "братскими республиками", до полного обновлённого процесса интеграции, о котором некогда рассуждал Шишков, ещё довольно далеко. Даже несмотря на то, что достижения ряда экс-республик СССР вряд ли можно назвать успешными.

Анатолий Иванов-Вайскопф, Радиоточка

 

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Если Вы уже зарегистрированы, выполните вход на сайт.

test