От Отчизны вдали, в Кыргызстане,
Нам судьба - за Россию гореть!
Где бы ни были мы - Россияне,
С тем родиться нам, с тем умереть.
Сохранить русский дух - дело чести!
И Великий язык отстоять!
Пусть все видят: мы русские вместе -
Несломимая сила и рать!
Пусть истории гимн величавый
Землям всем будет слышан в тиши! -
Это громкая русская слава,
И сияние русской души!!!

Светлана Шарова

27 сентября - день памяти Блантера - автора музыки "Катюша"
Категория: Память Дата и время публикации: 27.09.2015 02:01

alt


Сегодня 27 сентября 2015 года исполняется 25 лет как нет с нами величайшего композитора с мировым именем Матвея Блантера, автора всемирно известной русской песни  "Катюша", ставшей народной. Матвей (Мотя) Исаакович Блантер родился 10 февраля 1903 года в Почепе, Брянской области, одним из четверых детей в семье купца Исаака Борисовича Блантера и актрисы Татьяны Евгеньевны Вовси, родственницы Соломона Михоэлса и Мирона Вовси. 

Умер 27 сентября 1990 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Лирическая песня «Катюша», написанная на стихи М. Исаковского в 1938 году, стала поистине народной и одним из символов Великой Отечественной войны. В последующем мелодия «Катюши» стала одним из символов Советского Союза и современной России, мелодия и сама песня исполняется повсеместно, переведена на десятки языков мира.

В когорте советских композиторов-песенников имя Матвея Блантера по праву занимает одно из самых почетных мест. С его творчеством неразрывно связан весь большой и славный путь нашей песни — от ее истоков до завоевания мирового признания и всенародной любви. Начав свою творческую деятельность в 20-х годах как автор легкой танцевальной музыки, Блантер вскоре выдвинулся в число ведущих мастеров советской песни, творчество которых определяло пути ее развития.

Мода не властна над его мелодиями, хотя песни композитора по-особому прочно связаны со временем. Рожденные тем или иным чуть ли не конкретным обстоятельством песни Блантера начинают жить самостоятельной жизнью, превращаются в своего рода символ времени.

НАЧАЛО ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ. 1920-е ГОДЫ

Блантер словно родился песенником — так богат мелодиями его музыкаль­ный дар, так легко умеет он почувствовать и перевести в ноты современную интонацию. Но вместе с тем он не сразу нашел свою собственную тему в советском песенном творчестве. Первые композиторские опыты двадцатилетне­го молодого человека, опубликованные им в начале 20-х годов, относятся к сфере сугубо развлекательной музыки: это были главным образом эстрадные песни и танцы, довольно быстро приобретавшие популярность. Это, конечно, не могло удовлетворить требовательного к себе композитора. Начались поиски самостоятельного пути.

ДОВОЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО. 1930-е ГОДЫ

Блантер многие годы работает в драматических театрах разных городов страны, много разъезжает. Это приносит ему необходимый опыт, а вместе с тем учит наблюдать жизнь, обогащает яркими впечатлениями. И вот в 1931 году на Урале в одном из городов, который возник по воле советского народа, рождается песня Блантера, названная именем этого города — «Песня о Магни­тогорске». Так происходит в жизни композитора встреча с жанром, который становится основным, определяющим в его творчестве. В дальнейшем он с успехом обращается и к театру.

Им написаны три оперетты, из которых лучшая — «На берегу Амура» — обошла многие сцены страны. Музыка Блантера и по сей день украшает немало репертуарных пьес лучших драматургов. Но все же — песня... Ей отдал Блантер весь жар своей души.

Уже к концу 30-х годов Блантер становится одним из ведущих мастеров советской песни. Его произведения быстро завоевывают поистине всенародную известность. Мелодии таких песен, как «Партизан Железняк», «Песня о Щорсе», «Молодость», «В путь-дорожку дальнюю», «С нами поет вся страна», звучат повсюду.

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА

Вместе с первыми залпами Великой Отечественной войны над страной разнеслись слова новых блантеровских песен. Первой из них была «До свиданья, города и хаты». А за ней десятки других, посвященных советским воинам,— «В лесу прифронтовом», «Сады-садочки», «У колодца», «Полюбила я парнишку», «Под звездами балканскими».

В эти же грозные годы огромной популярностью стали пользоваться две песни Блантера, созданные им незадолго до войны,— «Моя любимая» и особенно поистине легендарная «Катюша». Немного найдется песен с такой необычной и красивой судьбой, как эта. Ее распевали на фронтах и в тылу, то и дело ее текст обогащался новыми куплетами, которые слагал народ. Бойцы итальянского сопротивления сделали ее своим гимном, французские патриоты пели ее, как родную. Именем этой песни было названо оружие, наводившее панический страх на гитлеровцев,— известные гвардейские минометы. Эта песня и сейчас в строю. Новые доказательства ее притягательности, ее способности объединять людей во имя высоких идеалов принес недавно Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве.

ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОЙ МАНЕРЫ

Да, военные годы стали проверкой жизнеспособности блантеровских песен. Они с честью выдержали это испытание. Почему так случилось? Ответ несложен: каждый, кто слышал их, без труда найдет его. Сила песен композитора в их задушевной лиричности и простоте. «По моему глубокому убеждению,— говорит сам Блантер,— лирика — один из важнейших жанров песенного искусства. Через лирику можно раскрыть большую тему обществен­но-политического значения, в лирической песне можно воспеть высокие гражданские идеи, затронуть самые тонкие струны души человека». В этих словах — идейная программа композитора, задача, которую он перед собой ставит. И подавляющее большинство его песен отвечает этой задаче до конца. Песни Блантера неизменно волнуют, потому что они написаны не только для всех, но и для каждого. Когда слушаешь их, то поражаешься образности языка композитора, словно бы видишь то, о чем он пишет. И эта черта несомненно роднит творчество Блантера с традицией русской народной песни: в ней всегда заключен четкий мелодический и зрительный образ.

ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ

Эти особенности характеризуют творчество композитора и в послевоенные годы. Оно остается таким же лиричным, таким же светлым и молодым по духу, таким же современным, как многие годы назад. Блантер пишет о труде и дружбе, о любви и счастье в своих популярных песнях «Летят перелетные птицы», «Под нашими знаменами», «Мы идем от заводов и пашен», «Пшеница золотая», «Лучше нету того цвету», «Дальний путь, полет орлиный». В 1952 году Блантер создает «Песню о Ленине».

Композитора неизменно волнует тема мира между народами. Еще в 1947 году его «Песня единства» была удостоена премии на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Праге. Впоследствии, бывая в различных странах, Блантер создает песни о дружбе людей разных наций. Так, после посещения Японии возникает песня «Токио — Москва», из поездки по Чехословакии композитор привозит песню «Красавица Прага»... Но, конечно, главное в его музыке связано с Родиной, с тем, что волнует его соотечественников. Недаром среди поэтов, с которыми сотрудничает композитор,— талантливейшие предста­вители современной советской литературы. Его постоянный соавтор — М. Исаковский. Он пишет на стихи М. Голодного, В. Гусева, В. Лебедева-Кумача, М. Светлова, К. Симонова, Я. Смелякова, А. Суркова, И. Сельвинского, Б. Окуджавы. Сам композитор заметил однажды: «Успех моих песен я наполовину отношу за счет соавторов-поэтов. Легче писать музыку, когда располагаешь высококачественным литературным материалом». Добавим к этому — тексты блантеровских песен свидетельствуют также о высоком худо­жественном чутье и безупречном вкусе композитора, широте его кругозора. И это естественно. Матвей Блантер не замыкается в рамках только своего искусства. Его можно встретить на интересном симфоническом концерте, он тонкий ценитель и знаток шахматного искусства, темпераментный болельщик футбола. И вся эта кипучая одаренность человека находит свое отражение в его жизнеутверждающем творчестве... Вот, быть может, секрет, благодаря которому композитор смог как бы перешагнуть рамки избранного им жанра: не случайно же к его песням так охотно обращались крупнейшие мастера оперной сцены — Надежда Обухова, Александр Пирогов, Сергей Лемешев, Марк Рейзен, Иван Козловский, Елена Образцова, обращаются и нынешние звезды эстрады.

В 1983 году, когда Матвей Блантер отмечал свое 80-летие, ему было присуждено высшее почетное звание в СССР — звание Героя Социалистического Труда. В этом награждении — не только признание высоких заслуг одного из основоположников советской песни, но и напоминание о том, что подлинно ценным, имеющим право на долгую жизнь всегда остается только по-настоящему гражданственное, содержательное искусство.

ИЗВЕСТНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

«Сильнее смерти» (1922)
«Фудзияма» (1922)
«Джон Грей» (1923)
«Город» (1924), спектакль в постановке К.Голейзовского
«Песня о Щорсе» (1931)
«Партизан Железняк» (1932)
«Молодость» (1937)
«Сталин — наша слава боевая» (1937)
«Футбольный марш» (1938)
«Катюша» (1938)
«Моя любимая» (1941)
«В лесу прифронтовом» (1943)
«Песня военных корреспондентов» (1944)
«Под звездами балканскими» (1944)
«Враги сожгли родную хату» (1945)
«В городском саду играет» (1947)
«Летят перелетные птицы» (1949)
«Москва—Венера, далее везде» (1961)
«Перед дальней дорогой» (1962)
«Черноглазая казачка» (1966)
«Кони-звери» (1966)
«Надежды маленький оркестрик» (1967)
«До свиданья, города и хаты» (1941)
«Солнце скрылось за горою» (1948)
"Ранним утром в 45-м завершив Победой трудную войну" (впоследствии - Гимн ГСВГ)

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

В России 8 июля 2009 года футбольная премьер-лига на своем заседании приняла решение отказаться от использования знаменитого «Футбольного марша» Матвея Блантера из-за конфликта по поводу авторских прав между РФПЛ и Российским авторским обществом . Ситуацию спасла правообладатель — Татьяна Владимировна Бродская, внучка Блантера, разрешившая исполнять «Футбольный марш» бесплатно.

Однажды знаменитый шахматист Марк Тайманов увидел в квартире Дмитрия Шостаковича портрет Бетховена, а рядом — Матвея Блантера. Шостакович так пояснил соседство: «Это Мотя принес свой портрет и повесил. Ну и пусть висит».

russkg.ru  с использованием материала из книги Гордость советской музыки: Музыканты — Герои Социалистического Труда и лауреаты Ленинской премии/  Редактор-составитель М. Яковлев. — М.: Советский композитор, 1987

 

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Если Вы уже зарегистрированы, выполните вход на сайт.

test