От Отчизны вдали, в Кыргызстане,
Нам судьба - за Россию гореть!
Где бы ни были мы - Россияне,
С тем родиться нам, с тем умереть.
Сохранить русский дух - дело чести!
И Великий язык отстоять!
Пусть все видят: мы русские вместе -
Несломимая сила и рать!
Пусть истории гимн величавый
Землям всем будет слышан в тиши! -
Это громкая русская слава,
И сияние русской души!!!

Светлана Шарова

Не думай о российских пенсиях свысока. Наступит время....
Категория: Соотечественники Дата и время публикации: 22.02.2015 11:40

alt


Своим видением решения проблемы пенсионного обеспечения трудовых мигрантов из Кыргызстана с "ВБ" поделился руководитель Всероссийской общественной организации "Общество дружбы с Киргизией", экс-мэр Бишкека и экс-первый вице-премьер Кыргызстана Борис Силаев.  - Борис Иванович, принцип квотирования в России иностранной рабочей силы, против чего вы так категорично выступали, с наступившего года отменен. Взамен значительно расширены возможности трудоустройства по патенту, теперь уже не только у физических, но и юридических лиц. Вы довольны? 

- Абсолютно нет. Потому что в российской миграционной политике по-прежнему ничего хорошего не происходит. Она и сегодня строится не на логике, не на целесообразности, а только на методе наказать, запретить, выгнать. Да, систему квот ликвидировали. Но опять сложилась ситуация, которая загоняет трудовых мигрантов в нелегальное положение. Нереально короткие сроки, отводимые на сбор всех документов для получения патентов, сопутствующие этому процессу очереди, нервотрепка, пресловутые черные списки ФМС, в которые так легко попасть и на несколько лет стать невъездным в Россию, - это что, во благо мигрантам? 

- И как в этой ситуации чувствуют себя кыргызстанцы? 

- Они вместе с приезжими из других стран сейчас в полной мере разделяют возникшие трудности и проблемы. Но в отличие от всех прочих, перед ними забрезжил свет в конце тоннеля. Что не может не обнадеживать. Как только Кыргызстан окончательно вступит в Евразийский экономический союз, все эти нынешние проблемы останутся для них в прошлом. Ведь членство в союзе предполагает свободное перемещение, в том числе и рабочей силы. Гражданам Кыргызстана в России уже не придется собирать всякие документы, платить установленные за их получение деньги, которые складываются в крупную сумму. Проблемы пока остаются, но важный шаг вперед уже сделан. И теперь надо энергичнее действовать в еще одном, не менее важном направлении. 

- Что вы имеете в виду? 

- Сейчас в Кыргызстане создаются необходимые предпосылки для реализации программы пенсионного обеспечения его трудовых мигрантов, принятой правительством республики в 2013 году. Речь здесь прежде всего об активном использовании такого эффективного ресурса, как негосударственные пенсионные фонды. Против них, как и против самой программы, в свое время жестко выступали кыргызстанские ультрапатриоты. Мол, в России и так наших мигрантов обдирают, а тут этим еще станут заниматься такие фонды. Теперь такой аргумент не работает. Практика негосударственных пенсионных фондов (НПФ) давно и убедительно подтвердила право на жизнь. К сожалению, именно применительно к трудовым мигрантам этот ресурс пока не используется в должной мере ни в России, ни в Кыргызстане. 

- Однако, насколько известно, в рамках Евразийской экономической комиссии сейчас занимаются тем, чтобы мигранту засчитывался и зарубежный стаж работы. 

- Да, может быть. Но в каких размерах я пенсию буду получать? Где мой заработок, который я копил? Механизм пока не отработан. В России даже большое количество ее собственных граждан трудится по "серым" схемам. А среди трудовых мигрантов, включая кыргызских, вообще 90 процентов привязаны к "серым" схемам. И значит, что какие бы межгосударственные решения не принимались, такой человек себе на пенсию не копит. 

- И что вы, ваша организация предлагаете? 

- Государства пусть договариваются между собой, отрабатывают необходимые механизмы, не только зачета стажа, но и пенсионного накопления мигранта. По идее, российский работодатель должен производить в полной мере отчисления за своего иностранного работника в государственный пенсионный фонд. А у последнего при отъезде к себе на родину должно существовать право свои накопления перенаправлять туда же. Это так называемые "длинные" деньги, и им необходимо работать на экономику не России, а Кыргызстана. Но мы знаем, что в ситуации с "серыми" схемами такие отчисления мало кем из работодателей производятся. И поскольку еще неизвестно, когда с подобной порочной практикой будет покончено, мы предлагаем занять это поле негосударственным пенсионным фондам. На чем, по сути, построена и кыргызская программа пенсионного обеспечения трудовых мигрантов. 

- Но со времен распада СССР люди не единожды теряли свои средства из-за вложений в те или иные разрекламированные организации. 

- Негосударственные пенсионные фонды здесь ни при чем. В России их сегодня немало. И уже за более чем 20 с лишним лет не было случая, чтобы хоть один из них проворовался, ушел, обманул. Есть закон, согласно которому, если подобное вдруг и случилось бы, государство возвратит человеку все его средства. В Кыргызстане точно такой же закон. И в обеих странах за этой сферой установлен жесткий контроль. 

- Каковы в данном случае преимущества и гарантии? 

- Доходность накоплений значительно превышает ту, что при пользовании государственным фондом. Об этом свидетельствует и российская, и кыргызская практика. В Кыргызстане пока один только НПФ действует, но доходность его - на порядок выше. Госфонды, как правило, дефицитны, бюджет им добавляет. А накопления из НПФ по договору с правительством идут на реализацию тех или иных проектов в стране. Применительно к Кыргызстану это означает создание новых рабочих мест, повышение налогооблагаемой базы и в конце концов сокращение миграции. Кроме того, средства, аккумулируемые в НПФ, не пропадают, случись что-либо с вами, наследуются вашими близкими. Тут много и других интересных моментов, и мы предлагаем Кыргызстану именно этот вариант. 

- Как все это выглядит на практике? 

- Кыргызстанец, покидая родную страну, заключает договор с НПФ "Кыргызстан" и ежегодно кладет на свой счет определенную сумму. Она определяется правительством республики, исходя из среднедушевого дохода трудового мигранта из Кыргызстана в РФ, в расчете на год, это примерно 5-6 тысяч рублей. В России ему требуется обязательный теперь полис добровольного медицинского страхования. И здесь уже разработана "Социальная карта гостя России", которая одновременно является и платежной картой на территории РФ. Данная комплексная программа направлена на оказание бесплатных или доступных услуг гражданам из стран СНГ. А услуги эти включают, в том числе, и медицинское страхование, пенсионное обеспечение мигрантов. И мигрант при желании становится партнером одного из российских НПФ. Тогда с его зарплаты на пенсионный счет тоже ежемесячно автоматически перечисляются 200-300 рублей. Когда же он достигнет пенсионного возраста, он может получать пенсию и в Кыргызстане, и в России. 

- Но как приезжему разобраться, какие здесь есть негосударственные пенсионные фонды, какому из них отдать предпочтение? 

- Вот над этим мы сейчас и работаем. В республике сейчас создается система "единого окна". Воспользовавшись ею, мигрант получит необходимую информацию и по данному вопросу. А дальше уже право выбора за ним: идти или нет по предлагаемому пути. 

- То есть вы тоже подключаетесь к информационному наполнению этого окна? 

- И самым непосредственным образом. Сегодня в России иностранный гражданин может легально получить рабочее место, если выполнит все необходимые требования, в том числе решит свои страховые, пенсионные вопросы, откроет счет, станет класть на него деньги. Идеальный вариант, когда мигрантам предлагают рабочие места, обеспечиваемые жильем. Для этого мы уже около года работаем совместно с правительством Кыргызстана и регионами Российской Федерации. Правительство республики ранее официально обратилось к губернаторам 20 регионов РФ с просьбой заключать прямые соглашения между Кыргызстаном и регионом о приеме трудовых мигрантов. Мы подготовили проект такого документа, в котором предусмотрены обязательства, которые берет на себя каждая из сторон. Кыргызская – что будет направлять рабочих, владеющих востребованными здесь специальностями, подготовленных в языковом отношении, при наличии у них полиса добровольного медицинского страхования и так далее, российская – что устраняет из процесса всякие посреднические фирмы, обеспечивает прибывшего конкретной работой и жильем. 

- Это, как вы говорите, в идеале. А в реальности? 

- Из 20 регионов пока не все отреагировали. Но вот Астраханский, Краснодарский края, Нижегородская область, Дальневосточный регион откликнулись. Мы, правда, не обращались в Московский и Ленинградский регионы, полагая, что они и так перенасыщены приезжим людом. Хотя, может быть, начинать надо было именно с них, поскольку здесь в полной мере ощущают остроту проблемы. И в Подмосковье один работодатель уже сегодня готов 10 тысяч человек, в том числе и приезжих, принять, предоставив им общежитие. 

- Ну а что все-таки с прочими регионами? 

- Увы, в некоторых из них этой проблемы пока не чувствуют. Говорят, мол, зачем нам нужны трудовые мигранты, мы своим человеческими ресурсами обойдемся. Может, в чем-то они и правы. Но, с другой стороны, есть заявление президента России, который говорит, что в ближайшие годы для поступательного развития страны надо создать 25 миллионов рабочих мест. Но их же надо обеспечить рабочей силой! И возможности для прямого сотрудничества в миграционном плане уже имеются и их нельзя не использовать. Мы же, в свою очередь, будем активнее отрабатывать нашу непосредственную задачу, которую избрали для себя приоритетной, наращивать усилия в пенсионной сфере. Для чего я уже в марте вновь отправлюсь в Бишкек. 

- С какой целью? 

- Будем отрабатывать, скажем так, российское направление в Кыргызстане. На данном этапе попробуем развернуть в республике работу по реализации "Социальной карты гостя", по привлечению накоплений кыргызских мигрантов в НПФ в России. Конечно, этим можно заниматься и во время пребывания иностранных граждан на ее территории. Но Первый негосударственный фонд, с которым взаимодействует наша организация, предпочел не ждать на месте, а налаживать сотрудничество непосредственно в Кыргызстане. Тем более, что здесь существует упоминавшаяся мною правительственная программа. Премьер-министр Кыргызстана Джоомарт Оторбаев, с которым удалось не так давно встретиться, подчеркивал ее важность. Ведь вступление республики в ЕАЭС не решает автоматически проблему пенсионного обеспечения мигрантов. 

- Чем конкретно будете заниматься во время пребывания в Бишкеке? 

- Планирую встречи в правительстве, с представителями заинтересованных госструктур. Буду разъяснять преимущества от системы негосударственных пенсионных фондов, в расчете на то, что она начнет формироваться и в Кыргызстане. 

- Но тут же, как вы говорили, уже есть такой фонд! 

-Он преимущественно работает на внутреннем рынке. Тогда как существует реальная перспектива создания еще одного фонда, который сосредоточился бы непосредственно на решении пенсионных проблем мигрантов. И в республике уже есть ребята, готовые заниматься этим, с ними тоже обсудим возникающие задачи. Когда в Кыргызстане будут приняты все необходимые нормативно-правовые документы, когда появится такой фонд, а в будущем и фонды, что, как и в России, создаст здоровую конкуренцию между ними, работа пойдет в обоих направлениях. И выиграют от этого и граждане республики, которую я считал и считаю для себя родной, и она сама.

Евгений Денисенко

Вечерний Бишкек

 

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Если Вы уже зарегистрированы, выполните вход на сайт.

test