От Отчизны вдали, в Кыргызстане,
Нам судьба - за Россию гореть!
Где бы ни были мы - Россияне,
С тем родиться нам, с тем умереть.
Сохранить русский дух - дело чести!
И Великий язык отстоять!
Пусть все видят: мы русские вместе -
Несломимая сила и рать!
Пусть истории гимн величавый
Землям всем будет слышан в тиши! -
Это громкая русская слава,
И сияние русской души!!!

Светлана Шарова

Киргизия выбирает евразийский путь
Категория: Интеграция Дата и время публикации: 04.11.2014 15:06

alt4 ноября. Бишкек. RUSSKG.RU  – 29 мая 2014 года в Астане президенты России, Казахстана и Белоруссии подписали исторический договор о новом этапе евразийской интеграции.  На базе Таможенного союза и на платформе Единого экономического пространства (ЕЭП) создан Евразийский экономический союз (ЕАЭС). В связи с началом работы ЕАЭС с 1 января 2015 года, Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), созданное в Астане 14 лет назад, 10 октября 2000 года прекратило свое существование.


На пути к Евразийскому экономическому союзу

Евразийский экономический союз создан как экономическое объединение государств, в котором отменены таможенные и пограничные ограничения на движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы. В рамках союза будет проводиться согласованная и единая политика, касающаяся ключевых областей экономики. Отныне все ключевые вопросы экономики: транспорт, энергетика, сельское хозяйство или промышленность страны ЕАЭС будут обсуждать и решать вместе. Таким образом, страны-участники ЕАЭС сделают экономику предсказуемой, тем самым, снизят негативные последствия глобальной нестабильности и обеспечат новые механизмы глобального управления.

18 ноября 2011 года президенты России, Белоруссии и Казахстана подписали Декларацию о евразийской экономической интеграции, которая стала основой Договора о Евразийском экономическом союзе. Декларация включила в себя 5 этапов:

1)  этап создания зоны свободной торговли (ЗСТ), предполагающий беспошлинную торговлю между государствами-участниками, но при этом их самостоятельную торговую политику в отношении третьих стран;

2) этап создания Таможенного союза (ТС), предполагающий образование единой таможенной территории с беспрепятственным перемещением товаров внутри неё и выработкой уже общей таможенной и внешнеторговой политики;

3) этап создания единого рынка (экономического пространства) (ЕЭП), предполагающий свободу движения не только товаров, но и услуг, капитала и рабочей силы внутри ЕЭП;

4) этап создания экономического союза, в рамках которого государства-члены координируют экономическую политику друг с другом;

5) абсолютная экономическая интеграция, в рамках которой наднациональный орган определяет денежную, налоговую, торговую и социальную политику для всех государств-членов.

Де-юре, с 1 января 2012 года на территории трёх стран-участниц Таможенного союза были созданы условия для стабильного и эффективного развития экономик государств-участников и повышения уровня жизни населения, начало действовать Единое экономическое пространство (ЕЭП). Де-факто, в полной мере интеграционные соглашения о Едином экономическом пространстве, начали работать с июля 2012 года. Именно с этого времени полностью был снят таможенный, транспортный, санитарный, ветеринарный и фитосанитарный контроль с границ государств-членов ТС.

Единое экономическое пространство (ЕЭП) – экономическая площадка интеграции членов Таможенного союза: России, Белоруссии и Казахстана.

Формирование и деятельность ЕЭП, что, немаловажно, осуществляются с учётом норм и правил ВТО, использования интеграционного опыта Европейского союза, поэтапной интеграции.

В ЕЭП предусматривается гармонизация макроэкономической политики в следующих областях: налогообложение и фискальная политика; обменные курсы; процентные ставки; единые правила валютного регулирования.

Особым преимуществом Единого экономического пространства  является улучшение условий работы на рынках стран-участниц ЕЭП. Снижаются риски ведения бизнеса в силу появления международных правовых гарантий. Создаются правовые условия для процессов укрупнения деловых структур в ходе слияний и поглощений.

С целью обеспечения функционирования и развития Таможенного союза и Единого экономического пространства учрежден наднациональный орган управления интеграцией Евразийская экономическая комиссия. К уже созданному Россией и Казахстаном Евразийскому банку развития, в перспективе планируется создать Комиссию по сырьевым ресурсам, Международный евразийский арбитраж, инвестиционный банк ЕАЭС и ряд других структур.

Состав тройки-стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС): России, Казахстана и Белоруссии 10 октября 2014 года официально расширился новым полноправным участником Арменией. Решение об этом было принято на заседании Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств в Минске.

Наступил новый этап евразийской интеграции.

Создан мощный экономический (ВВП (ППС) 5-й в мире – более $4 трлн.) и промышленный союз, крупнейший региональный рынок с первой по площади в мире территорией (свыше 20 миллионов квадратных километров, 15 процентов всей мировой суши) и 8-й по численности (более 170 миллионов человек). После вхождения Киргизии, ЕАЭС по численности населения выйдет на 7-ю позицию. Страна-участница ЕАЭС вправе проводить собственную промышленную политику, в том числе субсидировать предприятия. В суде ЕАЭС можно будет оспорить меры поддержки промышленности, применяемые в другой стране. ЕАЭС обладает огромными запасами природных ресурсов, в том числе энергетических. На него приходится пятая часть мировых запасов газа и почти 15 процентов нефти.

Макроэкономический эффект интеграционных евразийских процессов очевиден и он создается за счет:

  • снижения цен на товары, в т.ч. на продукты за счет уменьшения издержек на перевозки;
  • стимулирования конкуренции на общем рынке за счет равного уровня экономического развития;
  • увеличения средней заработной платы благодаря уменьшению издержек и повышению производительности труда;
  • повышения производительности;
  • наращивания производства благодаря увеличению спроса на товары;
  • увеличения занятости населения;
  • повышения окупаемости новых технологий и товаров, за счет увеличения объёма рынка;
  • увеличения объема ВВП стран.

Анализируя экономические показатели стран ЕАЭС за последние три года, можно с уверенностью констатировать, что общий товарооборот трех стран вырос, наблюдается тенденция роста позитивной динамики по всем ключевым показателям — приросту национальных ВВП, привлечению иностранных инвестиций, снижению себестоимости продукции. Наиболее быстро растут объемы приграничной торговли. В странах ТС, благодаря значительной территории расширены границы рынка сбыта товаров, что увеличило экспорт в этих странах. Расширены возможности для бизнеса. Бизнес сможет осуществлять деятельность на территории всего объединения по тем же правилам, что действуют в его стране. Это все привело и приведет к позитивным сдвигам в экономиках стран ЕАЭС.

Единая таможенная территория, единые таможенное регулирование и тарифы, единые технические регламенты, лицензии в странах-участниках, отмена ограничений на перемещение иностранной валюты, товаров, услуг, капиталов и взаимное согласованное трудовое право, свободно работать в государствах ЕАЭС без оформления каких-либо разрешений и миграционное законодательство, отменившее  перемещение внутри рабочей силы, безусловно, благоприятствуют экономическому развитию стран ЕАЭС.

Страны-участники союза будут проводить единую макроэкономическую, антимонопольную, валютную, финансовую политику, развивать единую банковскую систему, где национальные банки и кредитные учреждения будут действовать в рамках единого денежно-кредитного механизма. А в перспективе, лет через десять планируется введение единой валюты, создание общего финансового мегарегулятора. Но до 2025 года необходимо провести большую работу в налогово-бюджетной сфере и главное, страны-члены ЕАЭС должны будут унифицировать систему управления государственным долгом.

Киргизия на пути к евразийской интеграции

Киргизия на пороге вступления в Евразийский экономический и Таможенный союзы. Свою заявку на вступление в Таможенный союз Киргизия сделала еще 2011 году, но только сейчас страна приблизилась к реальному вступлению в эти союзы.

В мае этого года в Астане была утверждена «Дорожная карта» по вступлению Киргизской Республики в Таможенный союз,  намерение страны по вхождению в Единое экономическое пространство и в Евразийский экономический союз, а также подписано Соглашение между правительствами России и Киргизии о развитии экономического сотрудничества в условиях евразийской экономической интеграции.

Таким образом, к 1 января 2015 года Киргизия намерена стать полноправным членом одновременно двух союзов Таможенного и Евразийского.  Решение об этом должно быть принято в декабре этого года на заседании Высшего Евразийского экономического совета (ВЕЭС) в Москве.

Киргизская экономика построена в основном на реэкспорте китайских товаров, поступлениях денежных средств от мигрантов, добыче золота, туризме, продаже электроэнергии, швейном производстве и экспорте сельскохозяйственной и животноводческой продукции.

С какими трудностями придется столкнуться Киргизии в первое время, после вступления в евразийские экономический и таможенный союзы?

Из-за разности таможенных пошлин у Таможенного союза и Киргизии произойдет по некоторым важным для потребителей товарам повышение цен. Но стоит отметить, что это уже происходит, и на это напрямую влияет не Таможенный или Евразийский союз, а антироссийская политика США и Европы, приведшая к девальвации национальной валюты сома, рубля и других валют стран бывшего СССР по отношению к доллару и евро.

Критическая тенденция будет сохранятся еще долго. И если, Киргизия не вступит в эти союзы, будет только хуже. Мое мнение подтверждает ряд экспертов и премьер-министр Джоомарт Оторбаев, который на заседании правительства заявил, что Киргизию в ближайшие года два-три года ждут нелегкие времена.  И связано это не только со вступлением в интеграционные союзы, но и общим мировым экономическим кризисом, ухудшением экономических отношений России с Европой и США, из-за введенных санкций, безусловно, это сказывается и на хрупкой экономике Киргизии. Немаловажную роль в экономическом кризисе играет и географическое положение, республика не имеет выхода к морю, что является одним из главных факторов, тормозящих ее экономическое развитие, добавляет премьер-министр.

Инвестиционная привлекательность Киргизии в последние годы снизилась и риски увеличились. В странах Евразийского экономического союза будет унифицироваться режим для инвестиций. Инвесторы получат право возмещать за счет государства ущерб их вложениям в результате беспорядков, войн и революций, что в условиях Киргизии особо актуально. Национализация частных активов, с одной стороны, запрещена, с другой инвестиции защищены конкретным механизмом компенсации.

Стоит добавить, что на инвестиционный климат, стабильность, уровень жизни населения в республике будет влиять не только экономическая, но и политическая ситуация. Впереди парламентские выборы (в 2015 году), которые обещают быть неспокойными, вслед за выборами депутатов формирование нового правительства (если это не произойдет намного раньше), а при благополучном, стабильном развитии политических событий, уже через 3 года конституционные выборы нового президента. Также стоит добавить в копилку возможных факторов общественно-политической дестабилизации всевозможные митинги, перекрытия дорог, ставшие киргизской народной традицией, возможное изменение Конституции КР в ближайшее время и в 2016 году, готовящиеся антироссийские выступления, посвященные 100-летию восстания киргизов в 1916 году. Также нужно помнить, что США, как обещала Госсекретарь Хиллари Клинтон, будет всячески мешать такому сближению на постсоветском пространстве, «ни в какой форме, ни в каком виде», плюс у Америки «зуб» на Киргизию за вывод Транзитного центра перевозок «Манас» из Бишкека и оставления российской авиабазы в Канте.

Свое недовольство пророссийским, проевразийским вектором Киргизии в недавней обзорной статье открыто выразила, завершающая свою дипмиссию, посол США в КР Памела Спратлен. Она прямо заявляет, «растущее партнерство с Россией является проблемой для поддержки демократии в Киргизии». Конечно, в этой связи Западу очень хотелось бы помешать вступлению Киргизии в Евразийский экономический союз, дальнейшему расширению этой организации. Все это значит, что проамериканские структуры, гражданские активисты и прочие «подпитанные» источники будут всячески критиковать и публично противодействовать интеграционным евразийским процессам в Киргизии и укреплению отношений с Россией. И здесь для возможной защиты инвестиций и привлеченного капитала нужна будет поддержка союзников.

Вернемся к вопросам экономической интеграции. Вот, например, в соседнем Казахстане, после вступления в Таможенный союз произошел массовый наплыв российских и белорусских товаров в пищевой, текстильной, мебельной промышленностях, которые вытеснили с прилавков некоторых казахстанских производителей. Из-за более мощных производственных возможностей и качественных товаров из России и Белоруссии, казахстанские товары стали не столь востребованными. Но, в то же время, это в перспективе пошло на пользу национальной экономике, так как за счет повышения конкурентоспособности, стало увеличиваться качество казахстанских товаров.

Возможно такой же сценарий в новом союзе развернется и с Киргизией. Правда, не в том варианте как в Казахстане, потому, что национальных производителей в республике намного меньше, ведь страна занимается в основном реэкспортом товаров и в большей степени из Китая. Поэтому когда на прилавках появятся качественные и недорогие российские, белорусские,  казахстанские и армянские товары, китайские некачественные товары будут вытесняться. Всё это скажется на торговле на крупнейших рынках Киргизии: «Дордой», «Кара-Суу», «Мадина» и соответственно на материальном положении тысяч частных предпринимателей и их семьях. И тогда время реэкспортеров (перекупщиков) будет уходить. Настанет время производителей.

Россия для Киргизии прокладывает наиболее комфортную дорогу

Для того, что процессы евразийской экономической интеграции Киргизии, как сказал министр иностранных дел Сергей Лавров, «были более комфортными», для дальнейшего экономического сотрудничества России и Киргизии в рамках модернизации и развития киргизской экономики, эффективного использования возможностей, обусловленных участием сторон в евразийской экономической интеграции и адаптации экономики Киргизии для интеграции в Таможенный и Евразийский экономический союзы создан международный Российско-Киргизский фонд развития, соглашение о котором, было на днях одобрено правительством России.

Российская сторона обеспечивает получение киргизской стороной 1 млрд.долларов США на реализацию проектов в ряде областей путем формирования капитала Фонда равными долями в течение 2 лет: уставной капитал в размере $500 млн.; заемные средства в размере не менее $500 млн. Со стороны России предусматривается контроль за деятельностью Фонда. Кроме этого, Россия как стратегический партнер на безвозмездной основе предоставил Киргизии еще $200 млн. для реализации "дорожной карты" в течение двух лет по вступлению КР в Таможенный союз, на которую по расчетам Минфина КР требуется 377 млн. долларов.

Согласно межправительственным договоренностям в рамках евразийской экономической интеграции России и Киргизии  предусматривается взаимодействие в таких сферах, как агропромышленный комплекс, швейная и текстильная промышленность, обрабатывающая промышленность, горнодобывающая и металлургическая промышленность, транспорт, жилищное строительство, торговля, развитие предпринимательства и инфраструктуры.

Для вступления в Таможенный союз Киргизии, до 10 декабря 2014 года необходимо принять весь пакет законопроектов.

На данный момент в парламент поступила только половина проектов законов. Еще необходимо рассмотреть и принять 17 законопроектов по вступлению в состав Таможенного союза и 14 – по вступлению в Евразийский экономический союз. Некоторые депутаты киргизского парламента обеспокоены, тем, что не успеют рассмотреть и принять законы даже до конца декабря. Задержка правительством по внесению законопроектов в Жогорку Кенеш, как пояснил премьер-министр Оторбаев, связана в связи с процедурой общественного обсуждения и весь пакет документов будет передан в ЖК до 20 ноября. И как заверил спикер киргизского парламента Асылбек Жээнбеков во время визита 20 октября в Киргизию председателя Совета Федерации РФ Валентину Матвиенко, депутаты успеют весь пакет документов принять в срок.

Киргизия - активный сторонник евразийского интеграционного процесса

Как неоднократно заверял президент КР Алмазбек Атамбаев: «Киргизия всегда была и остается одним из активных сторонников евразийского интеграционного процесса» и не раз подчеркивал: что вступление в Таможенный союз и ЕЭП для Киргизии является важнейшим приоритетом внешнеэкономической политики.

Поэтому, 27 октября с.г. президент Атамбаев на очередном заседании Национального совета по устойчивому развитию подчеркнул о необходимости максимально быстрого вступления в Таможенный союз, "пока можно это сделать с гордо поднятой головой и, имея равные права",  при этом получив хорошие преференции, гранты и кредиты, сказал он. Атамбаев также отметил, что если Киргизия не присоединится к Таможенному союзу, возможны риски резкого скачка цен и инфляция.

Вступление Киргизии в ЕАЭС, в первую очередь, нацелено на упрощение миграционных правил и распределение потока капиталов. Учитывая, что по разным оценкам,  до  миллиона мигрантов трудятся в России и Казахстане, и многие из них нелегально и, попав, в так называемые, «черные списки», имеют проблемы с пересечением границы Таможенного союза, то вступив в ЕАЭС, граждане Киргизии, наряду с гражданами России, Белоруссии, Казахстана и Армении смогут не только свободно пересекать границы этих стран, но и трудиться на предприятиях союза, получать значительно выше заработную плату, чем на родине, различные виды социального и медицинского страхование. Это существенно улучшит материальное положение киргизстанских семей и повлияет на инвестиционную привлекательность страны.

В тоже время стоит отметить, что для иностранных компаний открываются перспективы войти в киргизстанский рынок в виде беспрепятственного направления своих товаров в страны ЕАЭС.

Важным компонентом экономической стратегии ЕАЭС является создание производств - совместных производств, национальных производств. Это даст принципиально новый импульс малому и среднему бизнесу.

Сложившаяся ситуация в связи с запретом руководства России запрет на импорт продовольствия из Европы и США открывает для Киргизии новые возможности по поставкам в Россию мяса и сельхозпродукции. Для этого необходимо открыть сеть лабораторий по сертификации продукции, создать несколько исследовательских лабораторий государственной санитарно–эпидемиологической службы, оснастить современным оборудованием пункты пропуска на госгранице, внедрить автоматизированные информационные системы в сфере государственного ветеринарного надзора, создать необходимую инфраструктуру для переработки сырья и эффективно решать проблемы с логистикой и многое другое. И в этом Евразийский союз позволит Киргизии через существующие  и новые транспортные и логистические маршруты ЕАЭС открывать новые торговые потоки в другие страны.

Страны ЕАЭС объединяют не только экономические интересы

Евразийский экономический союз, созданный на территории постсоветского пространства, привлекаемый в первую очередь братские республики, основывается не только на основе экономических интересов и приоритетов, но и страны ЕАЭС связывает русский язык, общая история, культура, менталитет. При этом союз исключает политическое давление и вмешательство в национальный суверенитет стран ЕАЭС, сохраняет право на определение политики по всем ключевым направлениям деятельности. Здесь достаточно вспомнить, полюбившуюся многим цитату, ставшей крылатой, из выступления президента России Владимира Путина: «Кто желает восстановить Советский Союз, тот не имеет ума, но тот, кто не скорбит по Советскому Союзу, тот не имеет сердца». Поэтому Евразийский экономический союз позволит всем участникам начать новые экономические отношения, основанные на старой платформе бывшего СССР и на новых условиях и выгодах, а также есть вероятность вхождения  в ЕАЭС страны, не входившие в Советский союз.

Безусловно, вслед за экономической интеграцией, будет идти и гуманитарное, социальное развитие стран в рамках единого образовательного и информационного пространства.

При всех возможных издержках, выгод для Киргизии однозначно больше. Стремление страны к интеграционным евразийским процессам, ориентированным на экономическое развитие откроют новые горизонты и возможности улучшения благосостояния ее граждан и положения экономики страны в целом. А оценить экономическую эффективность Таможенного и Евразийского экономического союзов можно будет не раньше через лет 1015.

© Александр Иванов, политолог, г.Бишкек

russkg.ru

 

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Если Вы уже зарегистрированы, выполните вход на сайт.

test