От Отчизны вдали, в Кыргызстане,
Нам судьба - за Россию гореть!
Где бы ни были мы - Россияне,
С тем родиться нам, с тем умереть.
Сохранить русский дух - дело чести!
И Великий язык отстоять!
Пусть все видят: мы русские вместе -
Несломимая сила и рать!
Пусть истории гимн величавый
Землям всем будет слышан в тиши! -
Это громкая русская слава,
И сияние русской души!!!

Светлана Шарова

Тема об учебнике истории Кыргызстана под постоянным вниманием
Категория: Взгляд со стороны Дата и время публикации: 22.05.2014 22:19

alt


Прошло уже больше года (точнее год и три месяца) с того момента, когда темой номер один для обсуждения среди представителей научного сообщества и общественности Бишкека стал учебник по истории Кыргызстана для 9 класса. Предметом обсуждения стал труд историка, кандидата педагогических наук Мурата Иманкулова, который, по мнению главы Русского объединительного союза соотечественников Александра Иванова и  прочих экспертов, содержит  призывы к явной межнациональной розни.

Понятное дело, с ходу решить эту проблему было невозможно  и отложили вопрос на  перспективу. А тем временем  школьники не только доучили по этому учебнику свой учебный год, но и передали эстафету восьмиклашкам, которые и этот год «успешно» штудировали историю с элементами межнациональной розни.

Здесь нелишним будет напомнить, что учебник этот издан в 2006 году. Тем детям, которые начали по нему заниматься в 9 классе было около 15 лет. Сейчас это уже вполне взрослые люди двадцати с лишним лет. Напрашивается вопрос: с каким настроением они живут рядом с представителями  «недружелюбных народов», а многие из них даже перебрались в регионы России, почитав этот учебник, и что могут рассказать своим малышам про тот  исторический момент – трагические события на территории нашей республики 1916 года? С каким же мировоззрением мы придем к 2016 году, кто и как  будет отмечать  годовщину этих событий? Не приведет ли это уже к новым межнациональным конфликтам?

Сегодня мы попытались узнать у председателя РОСС Александра Иванова, что изменилось за этот год по этой теме, останется ли учебным материалом эта искаженная информация для детей с неокрепшим сознанием, в условиях, когда мы куем межнациональное согласие, и на предстоящий учебный год?

POLIT.KG: Александр,  удивительно, что после такого громкого и резонансного обсуждения наступила глухая тишина. Почему даже в Интернете за ГОД нет ни одной новости по этой теме -  учебник по истории Кыргызстана? Какова его судьба?

-Несмотря  на то, что министерство образования во главе с министром, совет по конфессиональному и межэтническому развитию при Президенте КР пошел нам на встречу, кардинально ситуация, конечно, не поменялась. На это есть ряд причин. Вопрос первый и самый острый, это финансирование. Дать денег на переиздание  учебника попросту некому.

POLIT.KG:  Давайте по порядку. Какие средства необходимы для издания такого учебника и кто тогда его издавал? Тогда, получается, средства были, а сейчас, когда вопрос стоит остро, их нет?

- Учебник под редакцией Иманкулова вышел в количестве  23000 экземпляров по 150 страниц. Это обошлось  в два с половиной миллиона сомов. О том, кем издавалась такая «замечательная» штука? - долгое время умалчивалось, и сейчас вы поймете почему. В графе «издательство» в учебнике фигурирует   неприметное название «Китеп компани». На самом деле книга издана при прямом участии «Фонда Сорос». Они несколькими годами ранее объявили конкурс. Уж не знаю, заглядывали они в этот учебник, корректировали что-то или нет. Доказательств нет, ответить не смогу.

POLIT.KG: Ну а вы обращались за помощью в издательстве или хотя бы корректировке учебника к кому-либо? Если не в кыргызстанские ведомства, то в  российские или международные фонды?

- Начнем с того,  что после обсуждения к нашим рекомендациям все же прислушались. Министр образования заявил, что и сам бы рад откорректировать ряд учебников,  по истории в первую очередь. Но это невозможно, так как нет замены. По этой причине до сих пор  не изъяли учебники Иманкулова. Что касается вмешательства России в процесс издания учебников по истории, есть такой нюанс: в этом аспекте прямого вмешательства со стороны иного государства быть не должно.

POLIT.KG: Ну, со стороны «Сороса» же было изначально…

- Это было завуалированно. Там было ясно и понятно, что автор Иманкулов. А сейчас найдите того, кто заново возьмется за эту тонкую ниточку. И если профинансирует Россия, куда плевать придется? Грамотные историки у нас есть, но я не уверен, что кто-то из них на это пойдет.

POLIT.KG: Кого вы относите к грамотным историкам? Неужели академику Плоских не под силу эта работа?

- При всем моем уважении к Владимиру Михайловичу, считаю, что не ему стоит заниматься этой работой. Так как Иманкулов сам опирался на некоторые труды Плоских. И я бы не сказал, что там тоже контролировалась подача материала. Ну и по идее, автор должен быть кыргызской нации. А то, знаете…

POLIT.KG: Я так понимаю, что вопрос все же открыт. И еще я понимаю, что школьники и этот учебный год начнут по учебнику Иманкулова.

-Теоретически вопрос должен был решиться раньше. На каждом заседании Совета при Президенте Кыргызской Республики по межэтническим вопросам я поднимаю этот вопрос, вновь и вновь дохожу до министра образования. Цепочка по издательству учебника обходит не одну инстанцию, и, удивлю вас, заканчивается не на министерстве образования. По сути, оценку учебным пособиям дают те самые советы, о которых мы говорили с вами ранее, одобряет или не одобряет Академия образования, а потом уже под грифом Министерства образования КР учебник выходит в свет. Поэтому это еще большой вопрос, одобрят ли новое (пусть даже при финансовой поддержке России) издание истории Кыргызстана Академия образования, в которой, кстати, и работает Иманкулов.

POLIT.KG: Какой выход вы видите?

- Выход вижу в переиздании, или как минимум в корректировке учебника. Но можно и обойти острые углы и создать модельный учебник по странам СНГ и интерпретировать каждой стране под себя. И прямого вмешательства не будет. И история будет переплетаться с соседними братскими республиками правильно. Нам необходимо идти по пути концепции России – создать единый учебник истории.  И естественно, заняться этим вопросом нужно в ближайшее время. Мы уже на пороге 2016 года...

Реплика POLIT.KG:

При более близком знакомстве с учебником моих коллег, отлично владеющими государственным и официальным языками, выяснилось, что первоначально учебник был издан на государственном языке с последующим автоматическим переводом на язык официальный. Отсюда следует, что «История» в оригинале была рассчитана на кыргызскую школу и мононациональную среду. Авторы допустили непростительный прокол, не подумав о последствиях переводного изложения истории края с акцентом на трагические периоды прошлого только кыргызов.

Вот лишь некоторые цитаты из учебника, например, «среди местных большевистских лидеров русской национальности преобладало шовинистическое мировоззрение. … В первые годы Советской власти великодержавная колониальная политика продолжала свое существование». «Местные жители поднялись на борьбу за свою национальную независимость и религиозные убеждения. Таким образом, началась открытая борьба местного населения против Советской власти, которую позже стали называть «басмаческим движением». «Кыргызстан – колония Российской империи», «Участвовавший в избиении кыргызов в Пишпеке некто Полтавский с сожалением сетовал: «Пока протыкал эту киргизню, сломал новую вилу, надо было взять старую…».[1]

Учебник содержит эпиграф: «Эту историю для кыргызов написал, чтобы каждый народ о кыргызах узнавал». Интересно, что же, по мнению автора учебника, нужно знать школьнику страны и как  чувствовать себя  ее ученикам «нетитульной» национальности, сидящим за одной партой с кыргызами?

Справка: На русском языке учебник издан тиражом 22,6 тыс. экз., ответственными редакторами выступили лауреат Госпремии КР чл.-корр. Национальной Академии наук КР доктор исторических наук профессор А.А. Асаканов и доктор исторических наук профессор О.Ж. Осмонов.

POLIT.KG будет пристально следить за ходом событий.

Анна Мягчилова

[1] Иманкулов М.К. История Кыргызстана XX-XXI вв. Учебник для 9 класса средней школы. – Б.: Издательство «Китеп компании», 2006.

Источник: POLIT.KG

 

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Если Вы уже зарегистрированы, выполните вход на сайт.

test