От Отчизны вдали, в Кыргызстане,
Нам судьба - за Россию гореть!
Где бы ни были мы - Россияне,
С тем родиться нам, с тем умереть.
Сохранить русский дух - дело чести!
И Великий язык отстоять!
Пусть все видят: мы русские вместе -
Несломимая сила и рать!
Пусть истории гимн величавый
Землям всем будет слышан в тиши! -
Это громкая русская слава,
И сияние русской души!!!

Светлана Шарова

[Сайт РОСС] -> РФ и КР -> Кыргыз Тили-Киргизский язык -> Кыргызский язык не должен стать инструментом языкового насилия

Кыргызский язык не должен стать инструментом языкового насилия

alt
Языковой вопрос стал в Кыргызстане камнем преткновения. Особенно часто его поднимают в преддверии выборов, когда выгодно заработать политические очки. Развивать государственный язык надо, это факт. Но стоит ли при этом ущемлять официальный, чей статус прописан в главном документе страны - Конституции? Очевидность ответа на поверхности, но, тем не менее, многочисленные гражданские активисты, депутаты и политики все чаще и чаще призывают отказаться от использования русского, ибо видят в нем основную угрозу для развития кыргызского.

«Не надо быть националистами», - отвечает на подобные выпады президент страны Алмазбек Атамбаев и приводит в пример Украину, где «русский язык лишили статуса официального и исключили из жизни».


«Это должно быть для нас примером, - подчеркнул глава государства. - Много националистов сейчас призывают, чтобы выступления были только на кыргызском языке. Мы должны поддерживать государственный язык, но не нужно из этого делать показуху и чтобы развитие госязыка привело к национализму. Самое главное для нас - единство народов», - сказал Алмазбек Атамбаев.

Он призвал не заставлять учить госязык, иначе «даже кыргызские дети начнут его бояться».

Эти вполне актуальные заявления главы государства вновь оказались в центре внимания общественности и вызвали эмоциональные споры.

ИА «24.kg» обратилось к респондентам с просьбой рассказать, какой подход в изучении госязыка правильный - кнута или пряника.

Аттокур Джапанов, профессор, лингвист:

- Политики постоянно говорят о национализме, но у кыргызов никогда не было национализма в крови, даже если под микроскопом смотреть. Жена Манаса была таджичкой. В истории КР первыми леди были татарки, уйгурки, калмычки, русские, еврейки...

А что касается языка, то любой человек, живущий в Кыргызстане, обязательно должен знать кыргызский. Иначе это манкурт. Если кыргыз живет в России и не знает русского, он тоже манкурт, если живет в США, то должен знать английский. Любой правитель, министр, депутат обязательно должен знать государственный язык. В некоторых странах, если не владеешь госязыком, то ты второй сорт, и там об этом открыто говорят. Сейчас мы вообще должны знать три языка, это веление времени. Однако никогда нельзя заставлять учить язык. Кыргызский язык элементарный, только иди на курсы. Просто у нас не хотят этого делать. Не идут и в кыргызоведы. А это великий язык, прекрасный. Наши же политики чуть что - сразу затрагивают языковую тему, особенно перед выборами. Лучше бы им оставить язык в покое.

Омурбек Абдырахманов, депутат парламента КР:

- Нашего президента не поймешь: то «небо» говорит, то «земля». У него нет цельной политики по всем вопросам - и по реформе государства, и по языку, и по образованию.

Спора нет: государственный язык должен занять свое место. Это во-первых. А во-вторых, мы должны знать как минимум еще два языка - русский и английский. Но кыргызский будет работать, если станет носителем лучшего образования, лучшей культуры, технологий. Тогда все начнут говорить на нем. А если он останется бытовым, отсталым, националистическим, то, разумеется, любое настояние его выучить результатов не даст. Для этого нужна воля государства. А в демократических странах не ущемляется ни один из языков.

Замира Дербишева, один из разработчиков Нацпрограммы по госязыку, глава Ассоциации преподавателей русского языка и литературы в КР:

- Заставлять учить язык ни в коем случае нельзя. Фактически Нацпрограмма развития государственного языка и совершенствования языковой политики в КР на 2014-2020 годы возникла как реакция на попытки представителей парламента насильственным путем, путем штрафных санкций заставить учить кыргызский язык. Мы никогда не получим результата, если будем навязывать язык. Прежде всего надо создать условия, когда он будет реально востребован, когда в нем будет потребность, необходимость. Языком надо пользоваться как инструментом для того, чтобы улучшить свой жизненный, социальный статус. К примеру, для получения качественного образования на этом языке, достижения определенной карьерной ступени. Это механизмы реальной мотивации изучения любого языка.

Как раз в национальной программе мы заложили все эти механизмы, когда каждый гражданин КР сам, по своей инициативе станет изучать и государственный, и официальный, и английский языки. Потому что все они будут действовать в тех сферах, где человек стремится улучшить качество своей жизни, социальный статус и материальное состояние. Если до сегодняшнего времени этого достигали с помощью таких языков, как русский и английский, то в программе мы ввели и государственный язык. Кыргызский будет одинаково востребован, как русский и английский. Вместе с тем известно, что на русском языке сегодня не говорит уже почти вся часть сельского (70 процентов) населения республики. Им будет предоставлена возможность и условия для того, чтобы выучить русский язык. Программа закладывает основы для реального двуязычия.

- На каком этапе находится сегодня реализация программы?

- Она должна была начаться с 2014 года. Но в силу определенных обстоятельств это затянулось, половина 2014-го подходит к концу, придется корректировать планы. Сегодня мы занимаемся разработкой основ для независимого тестирования по госязыку. Нужно заложить и описать принципы и требования по каждому уровню языка, подготовить материально-учебную базу, пособия, словари, тестовые вопросы.

Гульмира Дюшеева, старший преподаватель кафедры кыргызского языка АУЦА:

- Только пряника. Заставлять никого не надо, да это и бесполезно. Действительно заинтересованный, мотивированный человек заговорит при поддержке опытного преподавателя.

Одна их основных задач преподавателя - суметь поддержать и укрепить желание изучать язык, не вызывая отторжения. Мне известно, что преподаватели на уроках сразу дают сложные диалоги, не объясняя значения слов и грамматики, или винят в неудачах в изучении самих же слушателей.

Чтобы научить говорить, учитель должен хорошо знать и любить свой предмет. Опытный преподаватель прежде всего поможет студентам преодолеть языковой барьер, создаст доброжелательную атмосферу на уроке, чтобы было интересно заниматься.

Марс Черикчиев, член ОНС Министерства экономики:

- Во многих странах государственными являются два языка и более, что не мешает им развиваться. К примеру, двуязычие есть в Канаде, а в Швейцарии и вовсе используют четыре языка плюс ретороманский, что не мешает гражданам жить и работать. В сегодняшнем мире, в мире международной конкуренции мы должны знать помимо родного языка также русский, английский и китайский, это требование времени. Безусловно, нужно знать и свой родной язык, однако претензии к тем, кто не владеет им, я считаю необоснованными. Для развития госязыка в Кыргызстане в первую очередь должен повыситься уровень самосознания. Когда чиновник выступает в парламенте и его критикуют за язык и личностные качества, а не его работу и профессионализм, думаю, это проблема уровня самосознания людей и депутатов в первую очередь, которые должны быть главным образцом морали и нравственности во всем для всего общества.

Для того чтобы население начало активно изучать кыргызский язык, нужно создать условия, а потом уже требовать. Если бы я не учился в кыргызской школе, то и не знал бы, куда пойти и начать изучать родной язык. Говоря об условиях, я имею в виду бесплатные курсы, учебные пособия для населения, обучающие компьютерные программы и другие мероприятия по популяризации языка. В том числе нелишне было бы внедрить систему поощрений и стимулирования для госчиновников. Например, доплату в заработной плате за знание языков. Но ни в коем случае нельзя принуждать.

Шаирбек Маматокторов, гендиректор «ОшТВ»:

- Мы привыкли, что президент иногда выражается непонятным образом. На реализацию национальной программы планируется выделить 476 миллионов сомов. Но это же не первая попытка властей реализовать подобные инициативы. Ранее уже принимались две программы по развитию госязыка, также выделялись и деньги. Но они не выполнены, и как потрачены средства, отчета нет. Где гарантия, что эти 476 миллионов будут потрачены по назначению?

Президент страны должен проявлять уважение к государственному языку, а не пытаться угодить Владимиру Путину и говорить на русском языке.

Принуждать или заставлять не надо. Многие сами хотят и ищут способы выучить кыргызский язык. Другие же не хотят его изучать. Ни тех, ни других никто не упрекает. Это дело каждого. Что касается чиновников, то владеть госязыком они должны обязательно. Но уровень знания тех, кто бахвалится, что владеет кыргызским языком, можно охарактеризовать как улично-базарный.

Галина Василькова, доцент кафедры кыргызского языка КРСУ:

- Президент предлагает мудрые вещи. Он с пониманием относится ко всем нам и не желает, чтобы кыргызский язык был дамокловым мечом. Некоторые чиновники действительно, чтобы пропиариться, раскладывают государственный язык, как разменную монету. Сегодня он болеет, радеет за госязык, а когда добирается до кресла, успокаивается. Так ты для кого радел? Для народа или ради собственных амбиций?

- Ведь нужно развивать государственный язык и в русскоязычной среде?

- Да, нужно. Мы не глупее других. Но почему, отрекаясь от освоения кыргызского, мы как бы показываем свое пренебрежение и надменность над коренным населением, представителями титульной нации? Владеть государственным нужно прежде всего самим русскоязычным. Чтобы показать, что мы толерантны, хотим жить в мире с народом КР, что мы едины. Кто благоразумнее, тот осознает эту необходимость. Это же элементарно. Почему мы, допустим, стремимся к изучению английского, французского, но почему не хотим слышать и понимать речь нашего соседа? Я бы всем советовала проявить интерес. Ничего не нужно делать из-под палки. Если насильно обязывать и налагать штрафные санкции, то и не научишь.

А если мы начнем потихонечку, маленькими шагами, с детского сада, то дети будут слышать эту речь. Ребенок может, как губка, впитывать сразу несколько языков. А с годами он будет изучать кыргызский на более высоком уровне. И это станет как второй родной язык.

ИА «24.kg», Махинур Ниязова, Анастасия Бенгард

 
test