От Отчизны вдали, в Кыргызстане,
Нам судьба - за Россию гореть!
Где бы ни были мы - Россияне,
С тем родиться нам, с тем умереть.
Сохранить русский дух - дело чести!
И Великий язык отстоять!
Пусть все видят: мы русские вместе -
Несломимая сила и рать!
Пусть истории гимн величавый
Землям всем будет слышан в тиши! -
Это громкая русская слава,
И сияние русской души!!!

Светлана Шарова

[Сайт РОСС] -> РФ и КР -> Образование в России -> Прием и обучение иностранных граждан в образовательных учреждениях Российской Федерации

Прием и обучение иностранных граждан в образовательных учреждениях Российской Федерации

4.Прием и обучение иностранных граждан в образовательных учреждениях Российской Федерации

 

Почему именно Россия?

Обращение к будущим студентам

У Вас есть нечто бесценное - Ваше будущее. Ведь образование в Российской Федерации - Ваше будущее. Это широкий выбор перспективных специальностей, уникальный опыт, а также всемирно признанные дипломы. Ни одна страна в мире не имеет столько международных договоров о признании и эквивалентности документов об образовании, сколько Российская Федерация.

Можно уверенно утверждать, что естественнонаучное и инженерное образование в России одно из лучших в мире. Россия занимает лидирующее место по уровню подготовки математиков, физиков, химиков, геологов, врачей и специалистов многих других областей.   Прочно установившиеся контакты российских вузов с ведущими университетами мира, огромный спрос за рубежом на выпускников российских вузов естественнонаучного и инженерного профиля, их успехи там говорят сами за себя. Нашим выпускникам и даже студентам предлагаются самые выгодные условия работы, т.е. продукция вузов России вполне конкурентоспособна на мировом рынке. 

Выпускники российской высшей школы всегда отличались широтой профессиональных познаний в сочетании с прочной фундаментальной подготовкой. Исторически это объясняется тем, что в России высшие школы развивались в тесной связи с естественными факультетами университетов, что повышало теоретический уровень обучения, способствовало выпуску энциклопедически подготовленных   специалистов.  Хорошая фундаментальная подготовка обеспечивает успех выпускнику как в чисто профессиональной области, давая ему основу, фундамент для разработки новых высоких технологий, так и в социальной сфере, повышая его социальную защищенность, поскольку он сравнительно легко может менять направленность своей работы.

Уместно привести слова одного из первых президентов лучшего американского инженерного вуза, Массачусетского технологического института, Джона Рункля: "За Россией признан полный успех в решении столь важной задачи технического образования.… В Америке после этого никакая иная система употребляться не будет".

В резолюции международной конференции по музыкальному образованию в 2005 году, собравшей представителей лучших музыкальных вузов мира, отмечено, что уровень российского музыкального образования является наивысшим. Эдди Тульп (Голландия), глава Международной ассоциации университетов, указал, что российская музыкальная культура имеет богатые традиции, которые постоянно развиваются, что Россия должна гордиться своей системой профессионального музыкального образования, которая может быть рекомендована для других стран или быть им хорошим примером.

На сайте Всеиндийской медицинской экзаменационной организации AIPPG (http://www.aippg.com) указано: "Россия всегда являлась любимым местом для студентов, желающих обучаться в иностранных вузах".

Среди выпускников вузов России - президенты, главы парламентов, министры, известные общественные и политические деятели, выдающиеся ученые практически всех государств мира.  

Это только несколько слов, почему более 100 тысяч иностранных студентов ежегодно выбирают учебу в России, и еще около 50 тысяч - в российских вузах, находящихся за рубежом, и зарубежных филиалах российских вузов.

 

Краткая справка

 

Вместо вступления

Законодательство Российской Федерации предусматривает возможность получения образования для лиц, постоянно проживающих за границей. При наличии российского гражданства они могут поступать в государственные образовательные учреждения на бюджетные места на общих основаниях, как и все граждане России. Те, кто не проходит по конкурсу на бюджетные места, могут обучаться на платной основе в государственных и негосударственных образовательных учреждениях.

Кроме того, Минобрнауки России и Правительство Москвы ежегодно выделяют стипендии на обучение в государственных высших учебных заведениях наиболее одаренных детей из "ближнего" и "дальнего" зарубежья. Стипендии также выделяются российскими посольствами за рубежом для абитуриентов, участвующих в конкурсе по рекомендациям организаций соотечественников. Преимущество получают победители олимпиад, которые ежегодно проводятся среди детей русских школ в СНГ и Балтии.

Наиболее доступной возможностью обучения по российским образовательным программам является дистанционное обучение. Заметное развитие получили сетевые и телевизионные методы дистанционного обучения, созданы электронные и мультимедийные учебники, компьютерные обучающие программы, а также методики их использования.

Материалы о российской системе образования и другая полезная информация размещены на сайтах Министерства образования и науки Российской Федерации в Интернете: http://mon.gov.ru; http://www.ed.gov.ru/, а также на этом портале.

Кто может обучаться в российских образовательных учреждениях

В соответствии с п.3 ст. 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства наделены в Российской Федерации правами и обязанностями наравне с гражданами России.

Обучаться в общеобразовательных учреждениях могут все граждане, проживающие на данной территории и имеющие право на получение образования соответствующего уровня. Муниципальные органы образования должны брать под контроль всех детей беженцев и вынужденных переселенцев на своей территории и обеспечить их обучение в общеобразовательных учреждениях. Порядок приема детей-иностранцев в государственные и муниципальные общеобразовательные учреждения России устанавливаются учредителем.

Органы местного самоуправления ответственны за обеспечение всем гражданам, проживающим на соответствующих территориях, возможности выбора общеобразовательного учреждения (ст. 31 Закона Российской Федерации "Об образовании".

Если прием в общеобразовательные учреждения детей, слабо владеющих русским языком, осуществляется при наличии документов и сравнимости программ, то после предварительного собеседования они направляются в соответствующий класс.
При отсутствии документов для обучающихся 5 -7 классов определяется уровень их знаний по русскому языку и математике, а 8 -10 классов - по русскому языку, математике, физике, химии, с тем, чтобы определить возможность их обучения в соответствующем классе.

К государственной (итоговой) аттестации допускаются обучающиеся-мигранты 9 и 10 (12) классов, освоившие образовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования и имеющие положительные годовые отметки по всем предметам учебного плана общеобразовательного учреждения, а также обучающиеся, имеющие неудовлетворительную отметку по одному предмету учебного плана с обязательной сдачей экзамена по этому предмету.

В качестве итогового экзамена по русскому языку в 9 классе для таких детей проводится изложение без грамматических заданий, как для учащихся школ с родным (нерусским) языком обучения.

В 11 классе для таких детей итоговым экзаменом по русскому языку является сочинение. Для детей-мигрантов могут использоваться темы сочинений, предусмотренные для школ с родным (нерусским) языком обучения.

Дети-мигранты могут получить аттестат об основном и среднем (полном) общем образовании и в форме экстерната. Желающие должны подать заявление руководителю общеобразовательного учреждения, в котором организован экстернат, не позднее чем за три месяца до аттестации, а также представить имеющиеся справки о промежуточной аттестации.

В соответствии со ст. 1 Порядка приема в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшие учебные заведения) Российской Федерации, учрежденные федеральными органами исполнительной власти, утвержденного приказом Минобразования России от 14.01.2003 г. N 50, в государственные высшие учебные заведения Российской Федерации на обучение по основным образовательным программам  В соответствии с п.3 ст. 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства наделены в Российской Федерации правами и обязанностями наравне с гражданами России.

Обучаться в общеобразовательных учреждениях могут все граждане, проживающие на данной территории и имеющие право на получение образования соответствующего уровня. Муниципальные органы образования должны брать под контроль всех детей беженцев и вынужденных переселенцев на своей территории и обеспечить их обучение в общеобразовательных учреждениях. Порядок приема детей-иностранцев в государственные и муниципальные общеобразовательные учреждения России устанавливаются учредителем.

Органы местного самоуправления ответственны за обеспечение всем гражданам, проживающим на соответствующих территориях, возможности выбора общеобразовательного учреждения (ст. 31 Закона Российской Федерации "Об образовании".

Если прием в общеобразовательные учреждения детей, слабо владеющих русским языком, осуществляется при наличии документов и сравнимости программ, то после предварительного собеседования они направляются в соответствующий класс.
При отсутствии документов для обучающихся 5 -7 классов определяется уровень их знаний по русскому языку и математике, а 8 -10 классов - по русскому языку, математике, физике, химии, с тем, чтобы определить возможность их обучения в соответствующем классе.

К государственной (итоговой) аттестации допускаются обучающиеся-мигранты 9 и 10 (12) классов, освоившие образовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования и имеющие положительные годовые отметки по всем предметам учебного плана общеобразовательного учреждения, а также обучающиеся, имеющие неудовлетворительную отметку по одному предмету учебного плана с обязательной сдачей экзамена по этому предмету.

В качестве итогового экзамена по русскому языку в 9 классе для таких детей проводится изложение без грамматических заданий, как для учащихся школ с родным (нерусским) языком обучения.

В 11 классе для таких детей итоговым экзаменом по русскому языку является сочинение. Для детей-мигрантов могут использоваться темы сочинений, предусмотренные для школ с родным (нерусским) языком обучения.

Дети-мигранты могут получить аттестат об основном и среднем (полном) общем образовании и в форме экстерната. Желающие должны подать заявление руководителю общеобразовательного учреждения, в котором организован экстернат, не позднее чем за три месяца до аттестации, а также представить имеющиеся справки о промежуточной аттестации.

В соответствии со ст. 1 Порядка приема в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшие учебные заведения) Российской Федерации, учрежденные федеральными органами исполнительной власти, утвержденного приказом Минобразования России от 14.01.2003 г. N 50, в государственные высшие учебные заведения Российской Федерации на обучение по основным образовательным программам высшего профессионального образования принимаются граждане Российской Федерации, граждане Республики Белоруссия, лица без гражданства, соотечественники за рубежом, а также иностранные граждане.

Граждане иностранных государств (включая граждан государств, находящихся на территории бывшего СССР), прибывающие в Российскую Федерацию для обучения, принимаются в высшие учебные заведения:

  • в соответствии с международными договорами;
  • в пределах контрольных цифр приема по направлениям Федерального агентства по образованию Российской Федерации;
  • в соответствии с прямыми договорами высшего учебного заведения на места в пределах численности, установленной лицензией, с оплатой стоимости обучения на условиях, определяемых правилами приема.

Лица, проживающие в государствах, находящихся на территории бывшего СССР, могут приниматься в высшие учебные заведения на конкурсной основе на места, финансируемые за счет средств бюджета, в порядке, определяемом правилами приема в конкретное высшее учебное заведение. При этом высшим учебным заведениям следует руководствоваться принципами социальной поддержки лиц, испытывающих затруднения в реализации своих прав на образование.

Минобрнауки России ежегодно информирует высшие учебные заведения о заключенных международных договорах, устанавливающих права иностранных граждан по приему в высшие учебные заведения.

Прием иностранных граждан на обучение в высшие учебные заведения по открытым наименованиям закрытых специальностей допускается только с разрешения Минобрнауки России после положительных решений внутривузовской и ведомственной комиссией экспортного контроля.

В соответствии с постановлением Исполнительного комитета Сообщества Беларуси и России от 11 апреля 1996 года N 1 гражданам Республики Беларусь обеспечиваются равные права с гражданами Российской Федерации при приеме в образовательные учреждения.

В соответствии с Соглашением между Правительством Кыргызской Республики и Правительством Российской Федерации о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях руководители образовательных учреждений должны осуществлять прием без свидетельства об эквивалентности следующие документы об образовании государственного образца:

  • свидетельство о базовом общем образовании, выдаваемое в Республике Беларусь;
  • свидетельство об окончании основной школы, выдаваемое в Республике Казахстан;
  • свидетельство об основном школьном образовании, выдаваемое в Кыргызской Республике.

Данные документы должны приниматься в качестве эквивалентных аттестату об основном общем образовании, выдаваемому в России, при поступлении их обладателей в российские образовательные учреждения для продолжения образования.

Аттестат о среднем общем образовании, диплом о профессионально-техническом образовании и диплом о среднем специальном образовании, выдаваемые в Республике Беларуси, аттестат о среднем образовании, диплом о среднем специальном образовании, выдаваемые в Республике Казахстан, аттестат о среднем образовании, диплом о среднем профессиональном образовании, выдаваемые в Киргизской Республике, аттестат о среднем (полном) общем образовании, диплом о среднем профессиональном образовании и диплом о начальном профессиональном образовании (с получением среднего (полного) образования), выдаваемые в Российской Федерации, признаются эквивалентными при поступлении в высшие и средние специальные учебные заведения, расположенные на территориях этих государств.

Указанные документы об образовании принимаются с переводом на русский язык. По выбору обладателя документа текст перевода может быть заверен российским нотариусом или консульством России в стране выдачи документа об образовании или консульством в Российской Федерации страны, в которой выдан документ об образовании.

Документы государственного образца об основном общем, среднем общем образовании, а также о среднем профессиональном образовании, выданные российскими образовательными учреждениями, должны признаваться эквивалентными аналогичным документам, выдаваемым в Беларуси, Казахстане и Киргизии, при поступлении их обладателей для продолжения образования в учебные заведения этих стран.

Аттестат или диплом о профессионально-техническом образовании, выдаваемые в Беларуси, диплом о профессионально-техническом образовании или свидетельство о рабочей квалификации, выдаваемые в Казахстане, аттестат или сертификат о профессиональной подготовке, выдаваемые в Киргизии, и диплом о начальном профессиональном образовании и свидетельство о квалификации, выдаваемые в России, признаются эквивалентными при поступлении на работу в соответствии с указанными в этих документах специальностью (профессией) и квалификацией, если учреждения образования, которые выдали их, отвечают установленным критериям.

Дипломы о неполном высшем образовании, выдаваемые в Киргизии и России, признаются эквивалентными при продолжении высшего образования на территориях этих государств.

Дипломы о высшем образовании с присвоением квалификации по специальности с нормативным сроком обучения 4 года, выдаваемые в Казахстане и Киргизии, признаются сторонами Соглашения (Беларусью, Казахстаном, Киргизией, Россией) при продолжении высшего образования на территориях этих стран, если учреждения, которые выдали их, отвечают установленным критериям. В аналогичном порядке признаются при поступлении на работу или продолжении высшего образования на территориях Беларуси, Казахстана, Киргизии, России дипломы бакалавра, выдаваемые в Казахстане и Киргизии, и дипломы о высшем профессиональном образовании, выдаваемый в России и свидетельствующий о присвоении степени бакалавра.

Диплом о получении высшего образования, выдаваемый в Беларуси и свидетельствующий о присвоении квалификации специалиста или специалиста с углубленной подготовкой, диплом о высшем образовании, выдаваемый в Казахстане и свидетельствующий о присвоении соответствующей квалификации специалиста, диплом о высшем образовании с присвоением квалификации по специальности с нормативным сроком обучения не менее 5 лет, выдаваемый в Киргизии, и диплом о высшем профессиональном образовании, выдаваемый в России и свидетельствующий о присвоении соответствующей квалификации специалиста, должны признаваться в Беларуси, Казахстане, Киргизии, России. Эти документы равноценны при продолжении образования, в т.ч. в аспирантуре, при поступлении на работу в соответствии с указанными в них специальностью и квалификацией, если учреждения образования, которые выдали их, отвечают критериям, установленным органом по взаимному признанию документов об образовании.

Обучение, подготовка и повышение квалификации иностранных граждан в образовательных российских учреждениях, равно как и граждан Российской Федерации в иностранных образовательных учреждениях, осуществляются по прямым договорам, заключаемым образовательными учреждениями, ассоциациями, органами управления образованием, иными юридическими лицами, а также физическими лицами в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

 

Документы по теме:

  • Соглашение об обеспечении гражданам государств-участников содружества независимых государств доступа в общеобразовательные учреждения на условиях, предоставленных гражданам этих государств, а также о социальной защите обучающихся и педагогических работников общеобразовательных учреждений
  • Соглашение о сотрудничестве по формированию единого (общео)
  • образовательного пространства содружества независимых государств
  • Соглашение о сотрудничестве в области распространения знаний и образования взрослых
  • Соглашение о сотрудничестве в области образования
  • Соглашение о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях
  • Соглашение о порядке создания и функционирования филиалов высших учебных заведений в государствах-участниках содружества независимых государств
  • Соглашение о сотрудничестве в области подготовки специалистов по радиоэкологии, радиационной безопасности, радиобиологии и смежным наукам

принимаются граждане Российской Федерации, граждане Республики Белоруссия, лица без гражданства, соотечественники за рубежом, а также иностранные граждане.

Граждане иностранных государств (включая граждан государств, находящихся на территории бывшего СССР), прибывающие в Российскую Федерацию для обучения, принимаются в высшие учебные заведения:

  • в соответствии с международными договорами;
  • в пределах контрольных цифр приема по направлениям Федерального агентства по образованию Российской Федерации;
  • в соответствии с прямыми договорами высшего учебного заведения на места в пределах численности, установленной лицензией, с оплатой стоимости обучения на условиях, определяемых правилами приема.

Лица, проживающие в государствах, находящихся на территории бывшего СССР, могут приниматься в высшие учебные заведения на конкурсной основе на места, финансируемые за счет средств бюджета, в порядке, определяемом правилами приема в конкретное высшее учебное заведение. При этом высшим учебным заведениям следует руководствоваться принципами социальной поддержки лиц, испытывающих затруднения в реализации своих прав на образование.

Минобрнауки России ежегодно информирует высшие учебные заведения о заключенных международных договорах, устанавливающих права иностранных граждан по приему в высшие учебные заведения.

Прием иностранных граждан на обучение в высшие учебные заведения по открытым наименованиям закрытых специальностей допускается только с разрешения Минобрнауки России после положительных решений внутривузовской и ведомственной комиссией экспортного контроля.

В соответствии с постановлением Исполнительного комитета Сообщества Беларуси и России от 11 апреля 1996 года N 1 гражданам Республики Беларусь обеспечиваются равные права с гражданами Российской Федерации при приеме в образовательные учреждения.

В соответствии с Соглашением между Правительством Кыргызской Республики и Правительством Российской Федерации о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях руководители образовательных учреждений должны осуществлять прием без свидетельства об эквивалентности следующие документы об образовании государственного образца:

  • свидетельство о базовом общем образовании, выдаваемое в Республике Беларусь;
  • свидетельство об окончании основной школы, выдаваемое в Республике Казахстан;
  • свидетельство об основном школьном образовании, выдаваемое в Кыргызской Республике.

Данные документы должны приниматься в качестве эквивалентных аттестату об основном общем образовании, выдаваемому в России, при поступлении их обладателей в российские образовательные учреждения для продолжения образования.

Аттестат о среднем общем образовании, диплом о профессионально-техническом образовании и диплом о среднем специальном образовании, выдаваемые в Республике Беларуси, аттестат о среднем образовании, диплом о среднем специальном образовании, выдаваемые в Республике Казахстан, аттестат о среднем образовании, диплом о среднем профессиональном образовании, выдаваемые в Киргизской Республике, аттестат о среднем (полном) общем образовании, диплом о среднем профессиональном образовании и диплом о начальном профессиональном образовании (с получением среднего (полного) образования), выдаваемые в Российской Федерации, признаются эквивалентными при поступлении в высшие и средние специальные учебные заведения, расположенные на территориях этих государств.

Указанные документы об образовании принимаются с переводом на русский язык. По выбору обладателя документа текст перевода может быть заверен российским нотариусом или консульством России в стране выдачи документа об образовании или консульством в Российской Федерации страны, в которой выдан документ об образовании.

Документы государственного образца об основном общем, среднем общем образовании, а также о среднем профессиональном образовании, выданные российскими образовательными учреждениями, должны признаваться эквивалентными аналогичным документам, выдаваемым в Беларуси, Казахстане и Киргизии, при поступлении их обладателей для продолжения образования в учебные заведения этих стран.

Аттестат или диплом о профессионально-техническом образовании, выдаваемые в Беларуси, диплом о профессионально-техническом образовании или свидетельство о рабочей квалификации, выдаваемые в Казахстане, аттестат или сертификат о профессиональной подготовке, выдаваемые в Киргизии, и диплом о начальном профессиональном образовании и свидетельство о квалификации, выдаваемые в России, признаются эквивалентными при поступлении на работу в соответствии с указанными в этих документах специальностью (профессией) и квалификацией, если учреждения образования, которые выдали их, отвечают установленным критериям.

Дипломы о неполном высшем образовании, выдаваемые в Киргизии и России, признаются эквивалентными при продолжении высшего образования на территориях этих государств.

Дипломы о высшем образовании с присвоением квалификации по специальности с нормативным сроком обучения 4 года, выдаваемые в Казахстане и Киргизии, признаются сторонами Соглашения (Беларусью, Казахстаном, Киргизией, Россией) при продолжении высшего образования на территориях этих стран, если учреждения, которые выдали их, отвечают установленным критериям. В аналогичном порядке признаются при поступлении на работу или продолжении высшего образования на территориях Беларуси, Казахстана, Киргизии, России дипломы бакалавра, выдаваемые в Казахстане и Киргизии, и дипломы о высшем профессиональном образовании, выдаваемый в России и свидетельствующий о присвоении степени бакалавра.

Диплом о получении высшего образования, выдаваемый в Беларуси и свидетельствующий о присвоении квалификации специалиста или специалиста с углубленной подготовкой, диплом о высшем образовании, выдаваемый в Казахстане и свидетельствующий о присвоении соответствующей квалификации специалиста, диплом о высшем образовании с присвоением квалификации по специальности с нормативным сроком обучения не менее 5 лет, выдаваемый в Киргизии, и диплом о высшем профессиональном образовании, выдаваемый в России и свидетельствующий о присвоении соответствующей квалификации специалиста, должны признаваться в Беларуси, Казахстане, Киргизии, России. Эти документы равноценны при продолжении образования, в т.ч. в аспирантуре, при поступлении на работу в соответствии с указанными в них специальностью и квалификацией, если учреждения образования, которые выдали их, отвечают критериям, установленным органом по взаимному признанию документов об образовании.

Обучение, подготовка и повышение квалификации иностранных граждан в образовательных российских учреждениях, равно как и граждан Российской Федерации в иностранных образовательных учреждениях, осуществляются по прямым договорам, заключаемым образовательными учреждениями, ассоциациями, органами управления образованием, иными юридическими лицами, а также физическими лицами в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

 

Документы по теме:

  • Соглашение об обеспечении гражданам государств-участников содружества независимых государств доступа в общеобразовательные учреждения на условиях, предоставленных гражданам этих государств, а также о социальной защите обучающихся и педагогических работников общеобразовательных учреждений
  • Соглашение о сотрудничестве по формированию единого (общего) образовательного пространства содружества независимых государств
  • Соглашение о сотрудничестве в области распространения знаний и образования взрослых
  • Соглашение о сотрудничестве в области образования
  • Соглашение о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях
  • Соглашение о порядке создания и функционирования филиалов высших учебных заведений в государствах-участниках содружества независимых государств
  • Соглашение о сотрудничестве в области подготовки специалистов по радиоэкологии, радиационной безопасности, радиобиологии и смежным наукам

 

 
test