От Отчизны вдали, в Кыргызстане,
Нам судьба - за Россию гореть!
Где бы ни были мы - Россияне,
С тем родиться нам, с тем умереть.
Сохранить русский дух - дело чести!
И Великий язык отстоять!
Пусть все видят: мы русские вместе -
Несломимая сила и рать!
Пусть истории гимн величавый
Землям всем будет слышан в тиши! -
Это громкая русская слава,
И сияние русской души!!!

Светлана Шарова

[Сайт РОСС] -> РФ и КР -> Образование в России -> Основная (базовая) программа общего образования в Российской Федерации.

Основная (базовая) программа общего образования в Российской Федерации.

Основная (базовая) программа общего образования в Российской Федерации.
В России существует хорошо развитая сеть школ, предлагающих программы повышенного уровня на базе основной учебной программы, которые реализуются по нескольким направлениям:

  • Школы, предлагающие программы повышенного уровня по отдельным дисциплинам, таким как иностранные языки, математика, физика и т.д.;
  • Школы, специализирующиеся на внешкольной деятельности и предлагающие учащимся углубленное освоение изобразительных искусств, философии, экономики, спорта и других областей знаний;
  • Школы, в которых старшие классы учатся под эгидой (наставничеством) вузов и используют преподавательский состав и материально-техническую базу вузов.

Обязательным для всех граждан является начальное и основное общее образование. По окончании основного общего образования (девятилетней программы обучения) учащиеся сдают выпускные экзамены (процедура называется государственной итоговой аттестацией) и получают, в случае успешной сдачи, аттестат об основном общем образовании (Приложение 2, Рис. 1). По результатам государственной итоговой аттестации учащиеся могут продолжать, а могут и не продолжать свое дальнейшее образование. Аттестат предоставляет держателю право поступления на курс среднего (полного) общего образования или профессионального образования, а также высшего образования неуниверситетского уровня (среднего специального образования).

Аттестат о среднем (полном) общем образовании; до 1993 г., аттестат о среднем образовании (Приложение 2, Рис. 2 и 3) выдается по окончании 11-летней программы обучения и успешного прохождения государственной итоговой аттестации (сдачи итоговых экзаменов). Количество предметов, по которым проводятся итоговые экзамены, должно быть не менее пяти: два общегосударственных обязательных письменных экзамена (сочинение и математика) и не менее трех экзаменов по выбору учащегося. Помимо результатов итоговых экзаменов, свидетельство об окончании школы включает в себя приложение (Приложение 2, Рис. 4) с указанием всех оценок, полученных учащимся по всем предметам в течение всего периода обучения. В аттестате о среднем образовании старого образца не предусматривалось приложения, и оценки выставлялись в самом аттестате. Количество предметов может варьироваться от семнадцати до двадцати.

По форме итоговые и годовые экзамены на две трети письменные и на одну треть устные; а для экзаменов, сдаваемых в течение года, это соотношение, напротив, обратное.
Аттестат о среднем (полном) общем образовании дает право держателю продолжать профессиональное образование: в учреждениях начального профессионального образования и учреждениях высшего образования как университетского, так и неуниверситетского уровня.

За последние несколько лет создано много частных школ. Право выдавать свидетельства государственного образца связано с успешностью прохождения процедуры государственной аккредитации. Свидетельства, выдаваемые не получившими государственную аккредитацию учебными заведениями, т.е. свидетельства негосударственного образца, не дают право поступления в высшие учебные заведения.

6. Общие сведения

В Российской Федерации функционируют 180 000 образовательных учреждений всех видов и типов. Ежегодно в различных учебных заведениях страны проходят обучение около 35 млн. человек, что составляет 23 % всего населения.

Система образования России складывалась в течение столетий под влиянием христианской религии, а с конца 17-го века под влиянием эпохи Просвещения. В 20-м веке, когда общее и профессиональное образование впервые стало рассматриваться как фактор социально-экономического развития и неотъемлемое право гражданина, стало возможным ликвидировать неграмотность, расширить доступ населения к высшему образованию и создать систему образования взрослого населения. Тем не менее, росло понимание того, что сложившаяся к началу 80-х годов система образования не обладает достаточной гибкостью и не может в полной мере удовлетворять потребности граждан.

Происходящие в России социально-политические изменения и переход к рыночной экономике привели к необходимости реформирования системы образования. Конституция Российской Федерации 1993 г. и федеральный закон "Об образовании" 1992 г. с поправками 1996 г. закрепили право граждан на образование, способствовали демократизации деятельности образовательных учреждений, расширили их академические свободы и организационную самостоятельность, способствовали гуманизации образования. На смену существовавшей ранее централизованной и унифицированной системе пришла система, учитывающая интересы учителя и ученика, образовательного сообщества и работодателей. Быстрыми темпами стал развиваться негосударственный образовательный сектор, в том числе в виде создания образовательных учреждений частными лицами и негосударственными организациями. В целях обеспечения реформирования системы образования принята Федеральная программа развития образования, направленная на развитие инновационных подходов ко всем ее составляющим.

За последние годы в рамках комплексных преобразований в стране серьезные изменения произошли и в системе образования Российской Федерации. Вектор основных изменений был направлен на:


Диверсификацию образования: появление новых типов образовательных учреждений, внедрение многоуровневого высшего образования (введение степеней бакалавра и магистра наряду с традиционным дипломом специалиста), серьезные изменения в содержании учебных программ;

Демократизацию образования: расширение академических свобод и организационной самостоятельности, рост числа общественных и посреднических организаций;

Качество образования: укрепление механизмов оценки и контроля качества;

Содержание образования: глубинный пересмотр содержания преподавания многих дисциплин, особенно обществоведения, истории, экономики, правоведения и других

 

7. Профессиональное образование

Профессиональное образование (начальное профессиональное образование) является начальной ступенью профессионального образования. Оно направлено на подготовку квалифицированных рабочих, как правило, на базе основного общего образования. Профессиональное обучение и подготовка по ряду профессий может вестись только на базе среднего (полного) общего образования. Образовательные программы для желающих получить начальное профессиональное образование на базе основного общего образования отличаются от программ, рассчитанных на учащихся, получивших среднее (полное) общее образование.

В стране функционируют около 3 911 образовательных учреждений, в том числе негосударственных, предлагающих программы (начального) профессионального образования. Численность учащихся составляет 1 694 000 человек. Прием в образовательные учреждения (начального) профессионального образования, как правило, не предусматривает сдачу вступительных экзаменов.

Различают два вида профессионального образования:

Во-первых, профессиональное образование предлагают учебные заведения профессионального образования, которые называются профессиональные училища. Образовательные программы этих учебных заведений направлены на освоение профессиональной квалификации и в основном охватывают предметы профессиональной подготовки. Продолжительность обучения по этим образовательным программам составляет:


От 1 до 2.5 лет на базе основного общего образования (девять лет обучения в общеобразовательной школе);

От 1 до 1.5 лет на базе среднего (полного) общего образования (одиннадцать лет обучения в общеобразовательной школе).

После успешного прохождения процедуры государственной итоговой аттестации выпускникам образовательных учреждений профессионального образования (профессиональных училищ) присуждаются дипломы, дающие им право работать по профессии. Такой диплом также дает право держателю получить высшее образование неуниверситетского уровня (в случае, если обучение ведется по тому же самому профилю, продолжительность обучения может быть сокращена), однако этот тип профессионального образования не дает право поступления на программы высшего образования университетского уровня.

Второй тип профессионального образования предлагается учебными заведениями профессионального образования, которые называются профессиональные лицеи. В этих учебных заведениях образовательные программы, помимо компонента профессионального образования, включают общеобразовательный компонент (образовательную программу десятого и одиннадцатого классов средней общеобразовательной школы). После успешного прохождения процедуры государственной итоговой аттестации выпускникам профессиональных лицеев присуждаются дипломы, дающие им право не только работать по профессии, но и подтверждающие получение среднего (полного) общего образования. Такой диплом дает держателю право поступления в образовательные учреждения высшего образования университетского уровня (в случае, если обучение ведется по тому же самому профилю, продолжительность обучения может быть сокращена).

Продолжительность обучения в профессиональном лицее составляет:

Не менее 3 лет на базе основного общего образования (девять лет обучения в общеобразовательной школе);

От 1 до 1.5 лет на базе среднего (полного) общего образования (одиннадцать лет обучения в общеобразовательной школе).

 

8. Подготовка кадров в области медицины

Продолжительность обучения в медицинских высших учебных заведениях:

по специальностям стоматологии и фармации - пять лет;
по специальностям лечебного дела - шесть лет.

Медицинские науки - единственная область, в которой дипломы о высшем образовании (дипломы специалиста) не дают право их обладателям самостоятельно заниматься профессиональной деятельностью. Чтобы быть допущенным к самостоятельной профессиональной деятельности, обладатели дипломов должны получить послевузовское образование, пройдя: одногодичную программу - интернатуру, или двух-трехлетнюю программу - ординатуру.

Обучение в интернатуре или в ординатуре проходит на базе лучших больниц, клиник, и исследовательских медицинских институтов. По окончании интернатуры или ординатуры выдаются удостоверения, которые определяют  области специализации врачей и дают право им осуществлять самостоятельную  профессиональную деятельность.

Источник: Ю.П. Акимов

8. Система оценок

В России система отметок едина для всех уровней образования:

Общее образование и высшее образование

"5" - отлично

"4" - хорошо

"3" - удовлетворительно

"2" - неудовлетворительно

- зачет и незачет.

Самым низким проходным баллом является 3 (в системе общего образования) или удовлетворительно и зачет (в системе высшего образования). Студентам разрешается переходить на курс следующего года и получать диплом только при условии получения проходных баллов по каждому предмету учебной программы.

 
test