От Отчизны вдали, в Кыргызстане,
Нам судьба - за Россию гореть!
Где бы ни были мы - Россияне,
С тем родиться нам, с тем умереть.
Сохранить русский дух - дело чести!
И Великий язык отстоять!
Пусть все видят: мы русские вместе -
Несломимая сила и рать!
Пусть истории гимн величавый
Землям всем будет слышан в тиши! -
Это громкая русская слава,
И сияние русской души!!!

Светлана Шарова

[Сайт РОСС] -> РФ и КР -> Образование в России -> Российское образование для иностранных граждан

Российское образование для иностранных граждан

Образование в России

Краткое описание системы образования


1.Система образования сегодня


Вступительные требования :


Традиционно, документом об образовании, предоставляющим доступ в учреждения высшего образования, является документ о среднем (полном) общем образовании или о среднем профессиональном образовании.
Поступление в высшие учебные заведения конкурсное. Выбор основан на вступительных экзаменах, документах об окончании средней школы, собеседовании, успехах абитуриента на различных предметных олимпиадах и  т.д.

Вступительные экзамены - главный компонент процедуры выбора. Число и перечень вступительных испытаний предусмотрены правилами конкретного образовательного учреждения. Дисциплины вступительных экзаменов устанавливаются в соответствии с требованиями соответствующих факультетов и образовательных программ. Дисциплины и содержание дисциплин, отобранных для вступительных экзаменов, должны соответствовать дисциплинам и содержанию дисциплин, преподаваемому в средних общеобразовательных школах: история, социальные науки, русский язык и литература, иностранные языки, математика, физика, химия, биология, география, и т.д.

Профильные испытания устанавливаются из числа общеобразовательных предметов, кроме испытаний по специальности в высших учебных заведениях, подготавливающих специалистов в области искусства и физической культуры.

Лица, имеющие среднее профессиональное образование соответствующего профиля, для обучения по сокращенным программам принимаются на первый курс.

Лица, имеющие высшее образование, могут приниматься как на первый, так и на последующие курсы. При приеме на второй и последующие курсы, а также при приеме на первый курс при сокращенных сроках подготовки программы вступительных испытаний определяет вуз. При этом вуз вправе изменять сроки приема документов и уменьшать количество испытаний.

Граждане иностранных государств (включая граждан республик бывшего СССР) принимаются в высшие учебные заведения:

  • в соответствии с международными договорами;
  • по направлениям Министерства образования и науки России;
  • в соответствии с прямыми договорами высшего учебного заведения с оплатой стоимости обучения.

Лица, проживающие на территории государств - республик бывшего СССР, могут приниматься в высшие учебные заведения на конкурсной основе на места, финансируемые за счет средств бюджета, в порядке, определяемом правилами приема в конкретное высшее учебное заведение.


Материал предоставлен Ю.П. Акимовым


2.Государственная образовательная политика

Государственная политика в сфере образования основана на следующих принципах:

  • Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, человеческой жизни и здоровья, свободное развитие личности; воспитание гражданского долга, сознательности, уважения к правам человека; забота об охране окружающей среды, чувство ответственности по отношению к обществу и семье;
  • Единство общенационального культурного и образовательного пространства; защита и развитие посредством системы образования как национальных культур, так и региональных культурных традиций Российской Федерации как в многонационального государства;
  • Доступ к образованию каждого, адаптивность системы образования к уровню развития и подготовки учащихся;
  • Светский характер образования, реализуемого в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
  • Свобода и плюрализм в образовании;
  • Демократия и сочетание государственных и общественных элементов в управлении образованием;
  • Самостоятельность образовательных учреждений.

Государство гарантирует своим гражданам возможность получения образования на территории государства независимо от расовой и этнической принадлежности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, имущественного, социального и служебного положения, социального происхождения, местожительства, вероисповедания, взглядов, политической принадлежности и судимости.

Граждане Российской Федерации имеют право на получение бесплатного начального, основного и среднего общего, а также начального профессионального образования; а на конкурсной основе право на получение бесплатного высшего образования неуниверситетского уровня (среднего профессионального образования), высшего образования и послевузовского образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях (одна программа курса по каждому уровню).

Государство создает специальные условиях для граждан-инвалидов, обеспечивая их возможностью получения образования, коррекции пороков и дефектов развития, адаптации к жизни в обществе. Государство также оказывает содействие в получении образования людям с выдающимися способностями, в том числе за счет специальных государственных выплат и стипендий для обучения за рубежом.

3. Изменения содержания образования и специальностей

Реформы высшего образования коснулись в первую очередь содержания образования. Изменения ставили своей целью устранение одностороннего подхода к образованию, существовавшего до 90-х годов: с одной стороны, отсутствие гуманитарной составляющей по специальностям естественно-научного и технического профиля, а с другой стороны, недостаточные связи гуманитарного, общественно-научного и экономического образования с научными и техническими составляющими современной культуры. Такие изменения, в случае если они будут реализованы полностью, позволят выстроить подготовку выпускников таким образом, что они будут получать не только профессиональную квалификацию высокого уровня, но и будут способны анализировать на основе единого и комплексного подхода сложные проблемы современного общества и окружающей среды.

В настоящее время реализуются два основных процесса, касающиеся содержания образования: фундаментальность и ориентация на гуманизацию образования. Значительно увеличился объем изучения гуманитарных и социально-экономических наук по инженерным и естественно-научным специальностям. Их объем увеличился вдвое и сейчас составляет более 20 % аудиторных часов. Введено преподавание социологии, политологии и культурологи. Изучение философии, истории, права, рыночной экономики и других дисциплин лишено идеологической составляющей и приближено к достижениям науки. Преподавание гуманитарных и социально-экономических наук усилено подготовкой в точных и естественных науках и технологии. В частности, введено изучение основ естественных наук и технологии, а также информатики.

В подготовке по гуманитарным и социально-экономическим наукам разработаны новые специальности. Сейчас высшие учебные заведения предлагают образовательные программы по культурологии, теологии, политологии, управлению, коммерции, связям с общественностью, бухгалтерскому учету, государственному и муниципальному управлению, маркетингу и многим другим областям. Многие из этих программ разработаны на основе существовавших ранее специальностей, но с пересмотренным содержанием (например: специальность "коммерция" разработана на основе специальности "товароведение"), а другие были разработаны "с чистого листа".

За последние годы произошла смена приоритетов по специальностям. Численность студентов, изучающих право, экономику, управление, социологию и психологию, значительно выросло, наряду с сокращением численности учащихся по инженерно-техническим специальностям (в 80-х доля студентов технических специальностей составляла более 40% от всей численности студентов).

4. Обзор системы образования

Систему образования в Российской Федерации составляют:

последовательно реализуемые образовательные программы и государственный образовательный стандарт;

образовательные учреждения, реализующие эти образовательные программы и государственный образовательный стандарт;

органы управления и другие организации, осуществляющие руководство и управление системой образования.

В Российской Федерации реализуются два типа образовательных программ (см. Схема 1):


Схема 1. Структура системы образования Российской Федерации.

Общее образование;

Профессиональное образование.

Общее образование направлено на интеллектуальное, нравственное, эмоциональное и физическое развитие личности; формирование общей культуры личности; развитие умения адаптироваться к жизни в обществе и созданию основ, позволяющих людям сделать сознательный выбор программы профессионального образования и успешно освоить ее.

Общее образование включает:

Дошкольное образование;

Начальное общее образование;
Основное общее образование;

Среднее (полное) общее образование.

Профессиональное образование направлено на непрерывное развитие личности, в процессе которого идет освоение профессиональной квалификации, а также подготовку человека к работе по профессии. Поскольку в Российской Федерации все программы, за исключением программ общего образования, наряду с получением дипломов или дипломов и степеней ведут к получению профессиональной квалификации и дают право человеку работать по специальности, они называются программами профессионального образования. Таким образом, профессиональное образование охватывает:

  • Начальное профессиональное образование;
  • Высшее образование неуниверситетского уровня (среднее профессиональное образование);
  • Высшее профессиональное образование;
  • Послевузовское профессиональное образование, в том числе программы последипломной подготовки

5.Общее образование

Общее образование включает в себя три этапа, соответствующих уровню учебных программ:

Начальное общее образование (как правило, стандартная продолжительность обучения составляет четыре года);
Основное общее образование (стандартная продолжительность обучения составляет пять лет);
Среднее (полное) общее образование (стандартная продолжительность обучения составляет от двух до трех лет).

В настоящее время продолжительность программ общего образования составляет одиннадцать лет, а до 1985 г. - 10 лет. Увеличение общей продолжительности связано с приемом в школу детей в возрасте от 6 лет (до 1985 г. прием осуществлялся только по достижении ребенком 7-летнего возраста). Таким образом, учащиеся, как правило, получают среднее (полное) общее образование в 17 лет. Существуют вечерние школы и школы искусств, продолжительность обучения в которых составляет двенадцать лет.

В настоящее время в систему общего образования входят 66 909 образовательных учреждений, в которых учатся 20 825 000 учащихся. За последние годы были открыты около 607 частных школ. Официальное название общеобразовательных школ - средняя общеобразовательная школа. За последние годы стали создаваться новые типы школ, как государственных, так частных, называемые гимназии и лицеи (ед. ч. - гимназия и лицей). Продолжительность обучения в гимназии и лицее может превышать продолжительность обучения в средней общеобразовательной школе, а их образовательные программы могут быть повышенного уровня.

Учебные программы общего образования, обычно предусматривают тридцать четыре недели обучения в год и, как правило, от двадцати семи до тридцати восьми часов обучения в неделю. Учебный год начинается 1 сентября и продолжается до начала июня. Школьные экзамены проводятся в июне. Для отдельных категорий учащихся, установленный период обучения может быть изменен в соответствии с конкретным государственным образовательным стандартом.

Разработана основная (базовая) учебная программа общего образования (Таблица 1), которая устанавливает государственные требования к минимуму содержания образования и учебной нагрузки учащихся. Основная учебная программа определяет обязательные предметные области (гуманитарный цикл, в котором особое внимание уделяется таким предметам, как русский языка, литература, общественные науки и физкультура; естественно-научный цикл, в котором первостепенная роль отводится математике; и предметы, относящиеся к технологии). Общественные науки включают в себя такие предметы, как иностранные языки, российская история, мировая история, экономика и география, правоведение, политология, экономика и т.д. Предметы естественно-научного цикла включают в себя биологию, физику, астрономию, химию, экологию и т.д. Предметы, объединенные под названием "технология", как правило, включают рисование/черчение и ряд предметов, развивающих определенные профессиональные умения (домоводство, шитье, приготовление пищи, металлообработка, столярное дело и т.д.), а в старших классах - базовые навыки конкретной профессии.

Кроме указанных обязательных предметов, основная учебная программа предусматривает ряд дополнительных дисциплин, отвечающих специфики региона расположения школы, или факультативных дисциплин с учетом интересов учащихся.
На практике каждая школа разрабатывает собственную программу на базе основной учебной программы.

http://www.cepes.ro/hed/recogn/groups/guiderus.htm

 
test