От Отчизны вдали, в Кыргызстане,
Нам судьба - за Россию гореть!
Где бы ни были мы - Россияне,
С тем родиться нам, с тем умереть.
Сохранить русский дух - дело чести!
И Великий язык отстоять!
Пусть все видят: мы русские вместе -
Несломимая сила и рать!
Пусть истории гимн величавый
Землям всем будет слышан в тиши! -
Это громкая русская слава,
И сияние русской души!!!

Светлана Шарова

Последствия двойного гражданства в Туркмении
Категория: Соотечественники Дата и время публикации: 16.05.2013 09:35

altДо 10 июля граждане Туркмении, имеющие российские паспорта, обязаны выбрать – гражданство какой страны они намерены сохранить, а от какого отказаться. По новой конституции страны, принятой в 2008 г., гражданство другого государства за гражданами Туркменистана не признается. Для того, чтобы определиться с ним, обладателям двух паспортов (бипатридам) был установлен 5-летний переходный период. Заканчивается он 10 июля 2013 г., после чего новые заграничные паспорта им выдавать не будут, а старые перестанут действовать.

Поскольку же авиабилеты в Туркмении продаются только по загранпаспортам, покинуть пределы республики для обладателей двойного гражданства будет проблематично. Уехать при наличии российского паспорта они смогут, а вот вернуться назад – уже нет, так как для этого потребуется въездная туркменская виза. Шансы получить разрешение на въезд при сохранении нынешней ситуации для бипатридов фактически равны нулю. По мере приближения «часа икс» тревога среди бипатридов все более усиливается.

На консульском учете в посольстве РФ в Туркмении стоит 46 тысяч обладателей двойного гражданства. Среди них могут быть как русские, так и представители других народов республики, включая туркмен. Накануне распада СССР в Туркмении проживали 334 тыс. русских (9,5% населения), по абсолютной численности которых она занимала последнее место среди республик Средней Азии и Казахстана. По данным всеобщей переписи населения 1995 г., численность этнических русских в Туркмении сократилась до 298,8 тыс. чел. (6,7%), а к началу первого десятилетия 2000-х гг. они, по словам тогдашнего президента страны С. Ниязова, составляли всего 2% населения.

По разным оценкам, в Туркменистане сегодня насчитывается около 100 тыс. русскоязычного населения. Доля этнических русских среди них неизвестна.

По этому показателю Туркмения, скорее всего, занимает уже предпоследнее место в регионе. На последнем месте по численности русских прочно закрепился Таджикистан, где в результате гражданской войны их численность снизилась более чем в 10 раз.

Институт двойного гражданства в Туркмении имеет довольно длительную историю. Соглашение «Об урегулировании вопросов двойного гражданства» между Россией и Туркменией было подписано в декабре 1993 г. и вступило в силу в мае 1995 г., после его ратификации парламентами. Помимо Туркмении аналогичное соглашение у РФ есть только с Таджикистаном. Однако судьба туркменского соглашения оказалась гораздо более драматичной. Просуществовало оно всего лишь восемь лет. После состоявшегося 25 ноября 2002 г. покушения на президента страны С. Ниязова, в деталях которого до сих пор много неясного, туркменская сторона объявила, что некоторые участники заговора проникли на территорию Туркменистана благодаря наличию у них двойного гражданства. Среди обвиняемых по этому делу фигурировали 16 иностранных граждан, в том числе пять граждан РФ. Двойное гражданство имел и главный обвиняемый по делу о покушении на С. Ниязова бывший министр иностранных дел Туркменистана Борис Шихмурадов, который до сих пор находится в заключении.

Присутствие среди заговорщиков российских граждан привело к тому, что дальнейшее действие соглашения о двойном гражданстве в глазах туркменских властей стало крайней нежелательным.

Выступая 12 января 2003 г. по национальному телевидению, Ниязов заявил, что рассматривает возможность приостановления действия соглашения с Россией о двойном гражданстве, так как оно позволяет преступникам скрываться от правосудия. Вскоре эти слова были реализованы на практике.

В апреле 2003 г. Россия и Туркменистан подписали протокол о прекращении действия соглашения о двойном гражданстве. Однако трактовка этого шага туркменскими властями выходила за рамки не только международного права, и республиканских законов.

22 апреля 2003 г. С. Ниязов подписал указ, в соответствии с которым все обладатели двойного гражданства в течение двух месяцев должны были определиться с тем, гражданство какой страны они хотят сохранить. На следующий день обладателей двойного гражданства стали снимать с международных рейсов и требовать получения выездных виз. Причем этим давление на «двойников» не ограничилось. В СМИ появилась информация о том, что туркменские власти изымают у лиц с двойным гражданством квартиры. Поскольку дело касалось граждан РФ, скандал вскоре приобрел международный характер. 26 апреля российский МИД заявил, что протокол о прекращении действия соглашения о двойном гражданстве РФ еще не ратифицирован, а, следовательно, оно продолжает действовать. Более того, обратной силы соглашение о двойном гражданстве не имеет, и все те, кто воспользовался им в предыдущий период, должны сохранить за собой двойное гражданство и в будущем.

Заявление российского МИДа несколько отрезвило туркменские власти. Тем не менее, они предпочли подстраховаться на будущее с тем, чтобы обладание двойным гражданством стало окончательно незаконным. В августе 2003 г. были внесены изменения в конституцию Туркменистана, седьмая статья которой теперь гласила, что «за гражданином Туркменистана не признается гражданство другого государства». В 2008 г. при следующем президенте Туркмении Г. Бердымухаммедове была принята новая конституция, которая подтвердила запрет на двойное гражданство и установила пятилетний срок, в течение которого бипатриды должны были с ним определиться. По мнению ряда аналитиков, стремление туркменских властей решить эту проблему стимулировала «пятидневная» российско-грузинская война 2008 г., предлогом для начала которой стало стремление России защитить своих граждан в Абхазии и Южной Осетии. Российские паспорта в этих республиках получили 90% населения.

Несмотря на то, что никаких признаков военного противостояния между Россией и Туркменией не наблюдалось, Ашхабад рассматривал бипатридов в качестве потенциальной «пятой колонны», способной дать повод для вмешательства иностранных государств.

В условиях изоляционистской внешней и внутренней политики наличие такой колонны представляло в глазах режима проблему, которую надо устранить как можно быстрее.

Очередная попытка решить проблему бипатридов была предпринята в июле 2010 г., когда обладателей двойного российско-туркменского гражданства вновь стали снимать с авиарейсов, заставляя отказываться от одного из паспортов. 1 июля базирующая в Австрии Туркменская инициатива по правам человека сообщила, что из-за проблем с двойным гражданством с авиарейсов были сняты 12 человек. К 5 июля число пострадавших таким образом пассажиров московских авиарейсов достигло 40 человек. 8 июля покинуть Туркмению не смогли еще 11 человек. 13 июля власти республики еще более «усовершенствовали» борьбу с обладателями двойного гражданства, запретив им лететь на Украину через Россию. Ранее они могли пользоваться преимуществами безвизового режима между Россией и Украиной, беспрепятственно попадая в Киев авиарейсом через Москву. Теперь же они вынуждены получать украинскую визу, так как безвизового режима между двумя странами нет. Русскоязычное население Туркмении, значительная часть которого являлась обладателями двойного гражданства, оказалось в «транспортной блокаде».

7 июля 2010 г. туркменский МИД обозначил свою позицию, разместив на сайте посольства Туркмении в России сообщение для СМИ. С его точки зрения, действия туркменской стороны абсолютно правомерны, так как согласно конституции гражданство другого государства за гражданами Туркмении не признается. Поэтому требование выездных виз для граждан Туркменистана и въездных – для иностранных граждан является обоснованным. Что же касается волны публикаций в российских СМИ, то они, по мнению туркменского МИДа, распространяют «заведомо искаженные сведения», что является не чем иным, как «попыткой негативным образом повлиять на традиционно дружеские и добрососедские отношения Туркменистана с РФ». Скандал тем временем набирал обороты. Те бипатриды, которые все-таки смогли выехать в Москву, обратились с жалобами в посольство РФ в Туркмении, которое приступило к подготовке ноты протеста. В итоге туркменские власти отступили, и ситуация вокруг обладателей двойного гражданства временно вошла в нормальное русло.

Примечательно, что преследованиям подвергались не только обладатели российского гражданства. С авиарейсов снимались пассажиры, которые помимо туркменского имели паспорт Турции или одной из европейских стран, хотя соглашений о двойном гражданстве с ними Туркмения и не заключала. Граждан, имеющих вторым турецкое или румынское гражданство, снимали с рейсов на Стамбул и Киев и предлагали отказаться от одного из паспортов, причем билеты им продавались беспрепятственно. По мнению российского эксперта Аркадия Дубнова, ограничительная политика туркменских властей связана с тем, что они намерены свести численность этнических меньшинств в стране к минимуму. В ближайшие годы в Туркмении должна пройти всеобщая перепись населения, которая отразит его этнонациональный состав.

Если в республике будет зафиксировано значительное количество национальных меньшинств, то, согласно международным конвенциям, они должны быть представлены в органах государственной власти, а туркменские власти хотели бы этого избежать.

Дополнительным стимулом как можно быстрее решить проблему «двойных граждан» является и то, что экономические отношения с Россией для Туркмении уже не являются столь значимыми, как раньше. После аварии на газопроводе «Средняя-Азия-Центр-4» (апрель 2009 г.), в которой Москва и Ашхабад обвинили друг друга, поставки туркменского газа в РФ почти на год были заморожены. В связи с общим понижением спроса и цен в странах ЕС его закупка стала для России невыгодной. «Газпром» настойчиво предлагал Туркмении снизить цену или объемы закупаемого газа, однако руководство республики настаивало на соблюдении прежних условий контракта. Для Туркмении столь резкое изменение внешнеэкономической конъюнктуры в 2009 г. обернулось потерей 7-10 млрд. дол. доходов бюджета, что составляло около 1/4 ее годового ВВП. Газовый конфликт был частично урегулирован во время визита президента РФ Д. Медведева в Ашхабад в декабре 2009 г. Стороны договорились о том, что Россия возобновит закупку туркменского газа с января 2010 г. Поставки действительно возобновились, но прежних объемов, достигавших в предыдущие годы 32-40 млрд. кубометров, «Газпром» уже не закупал. Ежегодный объем поставок снизился примерно до 10 млрд. кубометров, что в 4 раза меньше, чем в 2008 г. Россия явно сместила акценты в газовых отношениях со странами Центральной Азии с Туркменистана на Казахстан и Узбекистан, где газ закупается в прежних объемах.

Ашхабад в ответ приступил к диверсификации экспортных маршрутов, ориентируясь на поставки газа в Китай и Иран.

В декабре 2009 г. был официально открыт трансконтинентальный газопровод Туркменистан-Узбекистан-Казахстан-Китай, общая пропускная способность которого в перспективе достигнет 60 млрд. кубометров в год. Большая часть его мощностей предназначена для Туркменистана. В 2010 г. пропускная способность газопровода в Иран была увеличена до 20 млрд. куб. м. Вдобавок Ашхабад активизировал сотрудничество с европейскими компаниями, надеясь реализовать многострадальный проект транскаспийского газопровода и связать его с «Набукко». Новая газовая геополитика Туркмении ориентирована на другие «центры силы». Страна, провозгласившая в качестве своей внешнеполитической доктрины политику постоянного нейтралитета, и не участвующая ни в одном постсоветском интеграционном объединении, кроме аморфного СНГ, с течением времени будет все сильнее дрейфовать в сторону от пространства бывшего СССР, становясь участником других политических и экономических систем. Существование значительной группы обладателей российского гражданства является для этого явной помехой.

В начале апреля этого года в Ашхабаде побывал глава российского МИДа С. Лавров, затронувший на переговорах проблему бипатридов. Туркменские власти в ходе встречи заявили о недопустимости дискриминации чьих-либо прав, пообещав, что «каждая конкретная проблема каждого конкретного человека будет рассматриваться и решаться таким образом, чтобы люди не чувствовали какого-либо дискомфорта». Однако уверенности в том, что претензии к бипатридам исчезнут, нет, предыдущий опыт развития ситуации вокруг «двойных граждан» свидетельствует скорее об обратном.

Большинство обладателей двойных паспортов, не имея средств для переселения и обустройства в России, скорее всего, будут вынуждены отказаться от российского гражданства и выбрать туркменское, лишившись возможности свободно посещать РФ.

В результате проблема бипатридов в Туркмении будет окончательно решена.

Источник: Столетие


 

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Если Вы уже зарегистрированы, выполните вход на сайт.

test