От Отчизны вдали, в Кыргызстане,
Нам судьба - за Россию гореть!
Где бы ни были мы - Россияне,
С тем родиться нам, с тем умереть.
Сохранить русский дух - дело чести!
И Великий язык отстоять!
Пусть все видят: мы русские вместе -
Несломимая сила и рать!
Пусть истории гимн величавый
Землям всем будет слышан в тиши! -
Это громкая русская слава,
И сияние русской души!!!

Светлана Шарова

[Сайт РОСС] -> Переселение -> О работе региональных программ переселения -> Карелия

Карелия
Долгосрочная целевая программа 

«Оказание содействия добровольному переселению в Республику Карелия соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013-2018 годы»

утвержденная постановлением Правительства Республики Карелия от 2 октября 2013 года № 297-П и согласованная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2013 года № 1284-р

Уполномоченный орган по реализации Программы  ? Министерство труда и занятости Республики Карелия.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы реализация Программы позволит обеспечить:

1. Вселение на территорию Республики Карелия 1820 соотечественников, из них 1030 участников Программы и 790 членов их семей, в том числе по годам:

2013 год – 300 человек (170 участников Программы и 130 членов их семей);

2014 год – 320 человек (180 участников Программы и 140 членов их семей);

2015 год – 300 человек (170 участников Программы и 130 членов их семей);

2016 год – 300 человек (170 участников Программы и 130 членов их семей);

2017 год – 300 человек (170 участников Программы и 130 членов их семей);

2018 год – 300 человек (170 участников Программы и 130 членов их семей).

2. Улучшение демографической ситуации за счет привлечения соотечественников на постоянное место жительства на территорию Республики Карелия.

3. Улучшение обеспечения организаций Республики Карелия квалифицированными кадрами.

4. Дальнейшее развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Карелия.

5. Улучшение имиджа Республики Карелия и Российской Федерации среди соотечественников, проживающих за рубежом

Демографическая ситуация

Демографические процессы, происходящие в Республике Карелия, отражают общероссийские тенденции.

По данным      Территориального органа Федеральной службы государствен-ной статистики по Республике Карелия (далее – Карелиястат), к началу 1991 года в Республике Карелия проживало 791,5 тыс. человек. Численность населения на тот момент достигла максимальной отметки. В последующие годы наблюдалось ее ежегодное снижение в среднем на 8,0 тыс. человек. На конец 2011 года численность населения в сравнении с 1991 годом сократилась на 151,8 тыс. человек и составила 639,7 тыс. человек.

Сокращение численности населения происходило, прежде всего, из-за превышения уровня смертности над уровнем рождаемости (естественная убыль): в 2009 году число смертей превысило число рождений в 1,3 раза, в 2010 году – в 1,3 раза, в 2011 году – в 1,2 раза.

В последние годы происходит не только абсолютное сокращение численности населения, но и изменение его возрастного состава. Происходит деформация возрастной структуры населения республики – идет процесс старения населения, что приведет к снижению его экономической активности и увеличению демографической нагрузки на работающее население.

 Общие итоги миграции населения (на начало года), человек

2009 год (– 2333)

2010 год (– 3477)

2011 год (– 1147)

Высокой миграционной подвижностью обладает население в трудоспособном возрасте. Доля лиц этой возрастной группы в общем объеме миграции за 2011 год составила около 80 %.

Более половины всех мигрантов составляет молодежь. Причины, побуждающие молодежь выезжать из республики, связаны с поиском более благоприятных условий для жизни и трудовой деятельности. Наличие рабочих мест, условия занятости, высокий уровень доходов, перспективы решения жилищной проблемы, преимущества в удовлетворении запросов социального характера делают столичные города (Москва, Санкт-Петербург) и экономически развитые приграничные государства (Финляндия, Швеция, Норвегия и др.) более привлекательными для молодых людей территориями.

По итогам 2011 года наибольший миграционный прирост сложился за счет иностранных граждан, прибывших в Карелию с Украины (15,1% от общего числа иностранных граждан, прибывших из-за рубежа), из Азербайджана (12,2%), Армении (11,8%), Таджикистана (8,7%), Белоруссии (6,7%) и Киргизии (6,0%).

Таким образом, в настоящее время демографическая ситуация в Республике Карелия характеризуется следующими процессами:

- депопуляцией населения – превышением уровня смертности над рождаемостью;

- старением населения и трудовых ресурсов;

- отрицательным миграционным сальдо.

Все эти процессы оказывают значительное влияние на формирование трудовых ресурсов.

По прогнозным показателям, заложенным в Региональной целевой программе «Улучшение демографической ситуации Республики Карелия на период 2008-2010 годов и до 2015 года», в Республике Карелия общий коэффициент рождаемости должен увеличиться с 12,6 в 2013 году до 13,3 в 2015 году.  Вместе с тем сохранится естественная убыль населения, и коэффициент естественной убыли населения с – 3,3 в 2013 году уменьшится до – 2,0 в 2015 году.

Проведение эффективной демографической политики и улучшение социально-экономической ситуации в республике позволит уменьшить отток квалифицированных специалистов. Реализация национальных проектов в здравоохранении, образовании, жилищной сфере, установление материнского капитала и принятие мер государственной поддержки малообеспеченным семьям позволят увеличить рождаемость и улучшить демографическую ситуацию в республике.

Ситуация на рынке труда

Ситуация на рынке труда Республики Карелия определяется состоянием экономики, развитием социальной сферы, происходящими в республике демографическими процессами.

По информации Карелиястата, в 2011 году численность экономически активного населения Республики Карелия уменьшилась на 9,1 тыс. человек по сравнению с 2010 годом и составила 330,0 тыс. человек.

Среднегодовая численность занятых в экономике в 2011 году снизилась по сравнению с 2010 годом на 3,8 тыс. человек и составила 306,9 тыс. человек.

Таким образом, численность экономически активного населения Республики Карелия имеет тенденцию к сокращению. За последние пять лет она уменьшилась на 23,1 тыс. человек. Подобный процесс отрицательно влияет на социально-экономическое развитие республики.

В целях преодоления негативных тенденций на территории Республики Карелия реализуется Программа социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2015 года, утвержденная Законом Республики Карелия от              17 октября 2011 года № 1532-ЗРК. Основной целью данной программы является повышение уровня и качества жизни, обеспечение занятости населения, что, в свою очередь, должно повысить миграционную привлекательность республики.

Анализ динамики показателей регистрируемой безработицы за период 2009- 2012 годов свидетельствует о появлении и сохранении позитивных тенденций на рынке труда Республики Карелия.

По информации Карелиястата, по результатам обследования населения по проблемам занятости за 2012 год по сравнению с результатами обследования за 2011 год:

- численность безработных граждан по методологии Международной организации труда (далее – МОТ) уменьшилась на 4,0 тыс. человек  и составила 31,8 тыс. человек;

- уровень безработицы по методологии МОТ снизился с 9,6 до 8,7% от экономически активного населения.

Сложившаяся структура кадрового спроса и предложения рабочей силы определялась в первую очередь потребностью работодателей в рабочих разного уровня квалификации и составляла основную часть заявочного спроса (80,1%). В абсолютном выражении прослеживалось снижение кадровой потребности в квалифицированных работниках сельского и лесного хозяйств (в 2 раза). В то же время повысилась потребность в работниках сферы обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства на 16,9%, в операторах, аппаратчиках, машинистах установок и машин – на 23,4%.

В 2012 году по всем профессиональным группам (за исключением руководителей органов власти и управления всех уровней) наблюдалось  превышение спроса на рабочую силу над предложением. Наибольший дисбаланс был отмечен в профессиональных группах квалифицированных рабочих крупных и мелких промышленных предприятий (вакансий в 2,9 раза больше, чем безработных), специалистов высшего и среднего уровня квалификации (в 2,6-2,7 раза), работников сферы обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства и неквалифицированных рабочих (в 2,3 раза).

 Краткий перечень  наиболее востребованных  профессий и специальностей в первом полугодии 2012 года

Наименование профессии

Количество вакансий, единиц

Количество безработных граждан, человек

1

2

3

Служащие

Военнослужащий по контракту

499

4

Медицинская сестра

346

39

Воспитатель детского сада (яслей-сада)

220

43

Бухгалтер

185

270

Охранник

183

212

Кассир

157

81

Менеджер

143

196

Специалист

139

294

Агент страховой

136

3

Консультант

125

21

Инженер

88

90

Врач-терапевт

81

3

Механик

68

45

Полицейский

66

4

Социальный работник

66

118

Врач

65

1

Диспетчер

65

58

Мастер строительных и монтажных работ

62

16

Менеджер (в коммерческой деятельности)

62

8

Фельдшер

61

6

Мастер

59

81

Товаровед

55

37

Воспитатель

52

56

Экономист

52

70

Администратор

50

98

Юрист

50

61

Рабочие

Подсобный рабочий

2100

1137

Водитель автомобиля

894

617

Разнорабочий

841

234

Продавец продовольственных товаров

672

678

Плотник

560

202

Повар

500

187

Грузчик

350

201

Рабочий по благоустройству населенных пунктов

338

138

Электрогазосварщик

296

70

Продавец широкого профиля

284

116

Бетонщик

255

19

Сторож (вахтер)

241

496

Маляр

239

39

Уборщик служебных помещений

230

214

Дворник

229

277

Вальщик леса

222

105

Уборщик производственных и служебных помещений

218

141

Помощник воспитателя

212

90

Продавец непродовольственных товаров

198

410

Санитар

196

166

Штукатур

188

11

Машинист экскаватора

185

42

Официант

177

42

Арматурщик

167

0

Дорожный рабочий

163

97

Рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий

156

153

Слесарь-сантехник

156

129

Слесарь-ремонтник

153

117

Тракторист

144

76

Оператор линии в производстве пищевой продукции

137

9

Кондитер

134

46

Штукатур-маляр

131

55

Каменщик

129

32

Монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций

129

5

Почтальон

126

104

Мойщик посуды

124

45

Слесарь по сборке металлоконструкций

123

3

Станочник деревообрабатывающих станков

120

54

Рабочий зеленого хозяйства

110

24

Кухонный рабочий

107

96

Плотник-бетонщик

105

20

Водитель погрузчика

103

45

Машинист бульдозера

103

21

Уборщик территорий

103

95

Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования

102

49

Электромонтер

101

100

Облицовщик-плиточник

96

7

Сварщик

96

7

Водитель автобуса

95

42

Слесарь по ремонту автомобилей

95

153

Токарь

91

28

Контролер

88

110

Укладчик-упаковщик

83

62

Швея

80

42

Кладовщик

77

103

Уборщик

76

193

Бармен

74

37

Машинист крана (крановщик)

71

30

Вывод: в 2012 году рынок труда Республики Карелия характеризовался значительным увеличением числа поступивших вакансий и снижением безработицы.

Система профессионального образования

Обеспечения экономики республики квалифицированными кадрами невозможно добиться без эффективной системы профессионального образования.

Система профессионального образования Республики Карелия включает в себя  9 образовательных учреждений начального профессионального образова-ния, 20 образовательных учреждений среднего профессионального образования (в том числе 4 филиала), 3 образовательных учреждения высшего профессионального образования и 9 филиалов учреждений высшего профессионального образования.

Образовательные учреждения профессионального образования республики осуществляют подготовку по 57 профессиям начального профессионального образования, 76 специальностям среднего профессионального образования, 86 специальностям высшего профессионального образования.

Общее количество обучающихся и студентов по очной форме обучения в 2012 году составило: по программам начального профессионального образования – 3494 человека, по программам среднего профессионального образования – 6749 человек, по программам высшего профессионального образования – 9036 человек.

Вывод: сложившаяся система профессионального образования позволит участникам Программы и членам их семей при необходимости пройти обучение и переподготовку для увеличения своей конкурентоспособности на рынке труда Республики Карелия.

Жилищное обустройство

Особое значение для достижения основной цели Программы имеет вопрос жилищного обустройства участников Программы в Республике Карелия, который может быть решен следующими способами:

- аренда жилья на рынке недвижимости;

- проживание в гостиницах;

- приобретение жилья на первичном и вторичном рынках жилья;

- для отдельных категорий работников возможны варианты предоставления служебного жилья;

- строительство индивидуального жилья.

Ориентировочная стоимость аренды 1-комнатной квартиры в Республике Карелия составляет от 5,0 до 18,0 тыс. рублей в месяц (в зависимости от степени благоустроенности и места расположения).

Стоимость проживания в гостиницах – от 300 рублей в сутки за 1 человека.

По состоянию на январь 2013 года средняя цена 1 кв. м общей площади в Республике Карелия на первичном рынке жилья составляла 47602 рубля, на вторичном рынке жилья – 48388 рублей.

В качестве механизма постоянного жилищного обустройства, улучшения жилищных условий предусматривается участие переселенцев и членов их семей после получения ими российского гражданства в подпрограмме «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Республике Карелия».

Государственным заказчиком и исполнителем подпрограммы является Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия.

Подпрограммой предусматривается государственная поддержка гражданам, проживающим на территории Республики Карелия, в строительстве или приобретении жилья с использованием ипотечных жилищных кредитов (займов), путем компенсации за счет средств бюджета Республики Карелия части процентов по кредитам, предоставленным уполномоченными банками (заимодавцами) на указанные цели.

Компенсация производится на основании заключенных между переселенцами и исполнителем подпрограммы соглашений.

Государственная поддержка оказывается гражданам – участникам подпрограммы в случаях приобретения на территории Республики Карелия жилых помещений путем долевого участия в строительстве жилья или по договору цессии договору купли-продажи с застройщиком, а также строительства или приобретения незавершенных строительством индивидуальных жилых домов на территории Республики Карелия, пригодных для постоянного проживания после завершения их строительства.

Компенсация процентной ставки по кредиту производится в части, не превышающей стоимости строительства общей площади жилья по норме, определенной для семей разной численности:

33 квадратных метра – для одиноко проживающего гражданина;

42 квадратных метра – для семьи из двух человек;

18 квадратных метров – на каждого члена семьи для семьи из трех и более человек.

Численный состав семьи гражданина – участника подпрограммы определяется на момент заключения соглашения, предусматривающего компенсацию процентной ставки по кредиту, на основании соответствующих подтверждающих документов.

При этом стоимость одного квадратного метра общей площади жилья по договору долевого участия в строительстве жилья или уступки права требования (цессии) к договору участия в долевом строительстве жилья (далее - приобретаемого жилья) не должна превышать среднюю рыночную стоимость одного квадратного метра общей площади жилья по Республике Карелия, определяемую уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти на дату заключения соглашения между исполнителем и участником подпрограммы. В случае если фактическая стоимость одного квадратного метра общей площади приобретаемого жилья превышает указанную стоимость, для расчета принимается средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилья по Республике Карелия, определяемая уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти на дату заключения соглашения между исполнителем и участником подпрограммы.

В случае строительства индивидуального жилого дома или приобретения незавершенного строительством индивидуального жилого дома компенсация процентов по кредиту производится в части, не превышающей стоимости строительства 150 квадратных метров общей площади жилья.

Компенсация производится гражданам – участникам подпрограммы после подтверждения уплаты процентов по кредитным договорам (договорам займа).

Планируемые размеры компенсации процентов за счет средств бюджета Республики Карелия по ипотечным жилищным кредитам (займам), предоставляемым уполномоченными банками (заимодавцами) гражданам – участникам подпрограммы для строительства приобретения) жилья

Размер компенсации процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам), предоставляемым гражданам – участникам подпрограммы составляет 5% годовых. Предельный срок выплаты компенсации, процентов - в течение срока действия 
кредитного договора, но не более 5 лет

В число граждан – участников подпрограммы жилищного кредитования могут быть включены:

работники государственных и муниципальных образовательных, медицинских учреждений, учреждений культуры, социального обслуживания и социальной защиты, физической культуры и спорта;

граждане, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий;

молодые семьи (возраст каждого из супругов не превышает 35 лет) и не состоящие в браке граждане, возраст которых не превышает 35 лет;

семьи, имеющие трех и более детей.

Основными источниками финансирования подпрограммы жилищного кредитования являются:

средства граждан – участников подпрограммы жилищного кредитования, используемые для частичной оплаты стоимости приобретаемого или строящегося жилья;

средства уполномоченных банков (заимодавцев), предоставляющих гражданам – участникам подпрограммы жилищного кредитования ипотечные жилищные кредиты (займы) на приобретение или строительство жилья;

средства бюджета Республики Карелия, направляемые на реализацию механизма оказания государственной поддержки гражданам, проживающим на территории Республики Карелия, при улучшении ими жилищных условий с использованием ипотечных жилищных кредитов (займов) и оказание государственной поддержки региональному оператору в целях обеспечения его деятельности по рефинансированию закладных;

средства федерального бюджета, бюджета Республики Карелия и бюджетов муниципальных образований в Республике Карелия, предоставляемые в виде жилищных субсидий гражданам – участникам подпрограммы жилищного кредитования, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, для частичной оплаты стоимости приобретаемого или строящегося жилья.

Малый и средний бизнес

Одним из основных индикаторов качества экономической среды в регионе является количество субъектов малого и среднего предпринимательства.

По данным официальной статистики, в настоящее время в республике насчитывается более 26,6 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства, из них средних предприятий – 107, малых предприятий – 1555, микропредприятий – 7454, индивидуальных предпринимателей – 17539.

Общее количество занятых в малом и среднем бизнесе составило 84,7 тыс. человек или каждый третий работающий, в том числе: численность работников списочного состава (без внешних совместителей) предприятий и организаций малого и среднего бизнеса – 58,0 тыс. человек, количество индивидуальных предпринимателей с учетом наемных работников – 26,7 тыс. человек.

Направления развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Карелия в целом ориентированы на количественное увеличение субъектов малого и среднего предпринимательства и их качественное совершенствование.

Инвестиционные проекты

Республика Карелия обладает рядом стратегических преимуществ, которые при целенаправленных действиях могут сыграть решающую роль в повышении ее инвестиционной привлекательности. Это богатые природные ресурсы и реальные возможности для их глубокой переработки на месте: лесные ресурсы (970 млн. куб. м); минерально-сырьевая база, включающая 777 разведанных месторождений, содержащих 27 видов полезных ископаемых; водные и биоресурсы; значительный научный кадровый и инновационный потенциал; приграничное положение Республики Карелия (протяженность границы с Финляндией 798 км), позволяющее развивать промышленную кооперацию; транзитные транспортные перспективы и выходы водной системы в южные и северные моря и Балтику; уникальная северная природа в сочетании с богатым культурным и историческим наследием.

Основные направления инвестиционной политики Правительства Республики Карелия на 2011-2015 годы определяют основные принципы, цели, задачи и направления реализации инвестиционной политики в республике, являются базовыми ориентирами для построения системы программных мероприятий органов исполнительной власти Республики Карелия и органов местного самоуправления.

Условия реализации Основных направлений инвестиционной политики на 2011-2015 годы обусловлены основными вызовами устойчивому развитию республики, обозначенными в Концепции социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2017 года (одобрена распоряжением Правительства Республики Карелия от 30 октября 2012 года № 658р-П):

- нестабильностью мировых товарных и финансовых рынков, колебанием цен на энергоносители;
- усилением конкурентной борьбы между субъектами Российской Федерации за привлечение стратегических инвестиций;
- наличием инфраструктурных ограничений для экономического роста;
- возрастанием роли человеческого фактора в развитии экономики и социальной сферы.

Формирование и развитие инфраструктуры, удовлетворяющей потребности предприятий и потенциальных инвесторов, является важнейшим институциональным фактором стабильности реализации инвестиционной деятельности в республике.

В данной сфере основное внимание Правительства Республики Карелия будет уделено устранению инфраструктурных ограничений для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики посредством строительства и реконструкции самих объектов инфраструктуры и совершенствования методов регулирования их деятельности.

Функционирование объектов инфраструктуры в республике традиционно связывают с деятельностью железнодорожного, автомобильного, водного и авиационного транспорта, связи, энергетического комплекса, пригранично-таможенной инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства.

Среди существующих в республике видов транспорта наибольший удельный вес в объемах перевозок сохраняется за железнодорожным транспортом, развитие которого позволит решить задачи увеличения пропускной способности железных дорог, соответствующей объему промышленного производства предприятий с учетом освоения новых месторождений и развития предприятий республики.

Стратегическим партнером Правительства Республики Карелия является ОАО «Российские железные дороги», сотрудничество осуществляется в рамках реализации Стратегии развития железнодорожного транспорта Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2008 года № 877-р (далее – Стратегия), и ежегодно заключаемых соглашений.

Стратегией предусматривается дальнейшее развитие инфраструктуры Октябрьской железной дороги. Правительство Республики Карелия заинтересовано в реализации следующих инвестиционных проектов:
- достройка и ввод в постоянную эксплуатацию линии Ледмозеро – Кочкома;
- развитие пропускных способностей магистрали на одном из основных грузовых направлений Волховстрой – Петрозаводск – Мурманск;
- реконструкция станций Беломорск и Кемь;
- реконструкция железнодорожного участка Лодейное Поле – Янисъярви;
- реконструкция железнодорожных пограничных пунктов пропуска Вяртсиля и Кивиярви.

Реализация данных проектов позволит обеспечить реализацию транзитного потенциала республики и расширить объемы перевозок.

В сфере авиационного транспорта внимание Правительства Республики Карелия будет уделено продолжению дальнейшей реконструкции международного аэропорта «Бесовец», расширению маршрутной сети на местных и межрегиональных линиях и увеличению объема пассажирских перевозок воздушным транспортом, расширению производственной деятельности бюджетного учреждения Республики Карелия «Аэропорт «Петрозаводск».

В сфере развития водного транспорта Правительством Республики Карелия основное внимание будет уделено привлечению средств из федерального бюджета на реконструкцию гидротехнических сооружений Беломорско-Балтийского канала и реализации проекта строительства нового морского торгового порта в г. Беломорске.

В сфере развития автомобильной транспортной инфраструктуры основное внимание Правительства Республики Карелия будет уделено подготовке и продвижению предложений по включению республиканских объектов в программные документы в области развития транспортной инфраструктуры в Северо-Западном федеральном округе и Российской Федерации.

Развитие энергетической инфраструктуры актуально в связи с необходимостью бесперебойного энергоснабжения предприятий и обеспечения возможности технологического присоединения новых объектов к сетям электроснабжения.

В республике продолжит действие Программа перспективного развития электроэнергетики Республики Карелия на период до 2017 года, предусматривающая реконструкцию существующих и строительство новых источников генерации, реконструкцию существующих сетей с заменой устаревшего оборудования. Реализация Программы позволит расширить наличие свободных мощностей для подключения новых потребителей к сетям электроснабжения.

В республике осуществляется реализация экономических и инвести-ционных проектов, имеющих общенациональное значение, находящихся на различной стадии реализации:
- «Строительство завода по производству плит OSB в Республике Карелия, г. Петрозаводск»;
- «Строительство и реконструкция 5 малых гидроэлектростанций»;
- «Строительство нового морского порта в г. Беломорске»;
- «Реконструкция инженерных сооружений аэропортового комплекса «Бесовец» (г. Петрозаводск).

В результате реализации Основных направлений инвестиционной политики на 2011-2015 годы с учетом основных условий инвестиционной привлекательности республики, таких как формирование институциональной среды регионального уровня, снижение инфраструктурных и административных барьеров, поддержка инновационного развития в Республике Карелия, к 2015 году будет обеспечен рост объема инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в 1,5 раза к уровню 2010 года и создано в рамках реализации инвестиционных проектов не менее 7 тысяч рабочих мест.

Основные риски реализации Программы

Основными рисками, которые могут осложнить решение обозначенных задач, являются:

- безработица среди участников Программы и членов их семей;

- жилищная необустроенность участников Программы и членов их семей;

- несоответствие квалификации и деятельности участника Программы квалификации и деятельности, заявленным в анкете соотечественника;

- отказ от участия в Программе и выезд участников Программы и членов их семей из Республики Карелия ранее, чем через два года.

Для управления указанными рисками предусматриваются следующие мероприятия, направленные на их снижение:

- при проведении консультаций и при принятии решения по результатам рассмотрения анкет рекомендовать кандидатам на участие в Программе до переезда в Республику Карелия согласовывать с будущими работодателями вопросы трудоустройства (заключать предварительные соглашения, получать от работодателей гарантийные письма и т.п.);

- разъяснять участникам Программы их права и обязанности, меры ответственности, предусмотренные за нарушение режима пребывания (проживания) в Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- проводить сравнительный анализ обеспеченности участников Программы и членов их семей услугами, предоставляемыми гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Республики Карелия;

- через средства массовой информации проводить разъяснительную работу о задачах Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, в целях формирования толерантного отношения к переселенцам, а также о задачах миграционной политики Республики Карелия, о категориях переселенцев, которых намерены пригласить в Республику Карелия, о территориях вселения, механизме поддержки, выделении материальной помощи;

- расселять участников Программы и членов их семей преимущественно на территориях муниципальных районов и городских округов в Республике Карелия с низким уровнем безработицы и с планируемым строительством новых производственных объектов.

Результатом проведения данных мероприятий станет трудоустройство участников Программы и членов их семей, в том числе с учетом заявленных работодателями квалификационных требований, повышение профессионального уровня трудоспособных участников Программы и членов их семей, подбор вариантов жилищного обустройства, координация, взаимодействие и обмен информацией между заинтересованными органами исполнительной власти Республики Карелия, территориальными органами федеральных органов власти, органами местного самоуправления.

Всем участникам Программы и членам их семей будут предоставлены социальные услуги в соответствии с законодательством Российской Федерации (в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты населения).

Участники Программы и члены их семей в период до получения разрешения на временное проживание в Республике Карелия будут обеспечены в соответствии с законодательством Российской Федерации безотлагательной и бесплатной медицинской помощью в экстренной форме (пункт 2 статьи 11 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Кроме этого, будут организованы мероприятия, направленные на стимулирование культурной адаптации и интеграции участников Программы и членов их семей в общество Республики Карелия.

Программой планируется привлечение в Республику Карелия определенных категорий соотечественников, для которых в рамках Программы предусмотрены следующие дополнительные меры социальной поддержки:

- предоставление единовременной выплаты участникам Программы – медицинским работникам, переселяющимся на постоянное место жительства в муниципальные районы в Республике Карелия (для врачей – 50 тыс. рублей, для среднего медицинского персонала – 30 тыс. рублей);

- компенсация затрат на прохождение первичного медицинского освидетельствования;

- предоставление единовременной выплаты для подтверждения квалификации по имеющейся специальности в размере 10 тыс. рублей.

4. Оказание содействия в трудоустройстве участников Программы и членов их семей.

Планируется осуществление ряда мероприятий по информированию соотечественников, проживающих за рубежом, о ситуации на рынке труда Республики Карелия, наличии вакантных рабочих мест, уровне заработной платы и иным вопросам, необходимых для принятия решения о переселении на территорию Республики Карелия, мероприятий по содействию в поиске подходящей работы, организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, организации проведения оплачиваемых общественных работ, ярмарок вакансий. Данная информация будет размещена на официальном сайте уполномоченного органа, иных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, участвующих в реализации Программы.

5. Оказание содействия в жилищном обустройстве:

1) для решения вопросов жилищного обустройства (улучшения жилищных условий) предусматривается участие участников Программы и членов их семей после получения ими российского гражданства в подпрограмме «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Республике Карелия»;

2) при необходимости для краткосрочного проживания может быть предложено временное размещение участников Программы и членов их семей в 4 комнатах общежития автономного учреждения Республики Карелия «Центр обучения и мониторинга трудовых ресурсов».

В качестве дополнительной меры социальной поддержки предусмотрена компенсация затрат участников Программы и членов их семей на проживание в Центре временного размещения в г. Петрозаводске в размере 150 рублей в сутки на 1 проживающего.

Перечень мероприятий Программы представлен в приложении № 2 к Программе.

V. Объем финансовых ресурсов на реализацию Программы

1. Финансирование основных мероприятий Программы осуществляется за счет средств консолидированного бюджета Республики Карелия.

Средства бюджета Республики Карелия и бюджетов муниципальных образований в Республике Карелия направляются на финансовое обеспечение предоставления участникам Программы и членам их семей набора услуг дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования, дополнительного профессионального образования, социального обслуживания, медицинской помощи в рамках программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, государственных услуг в области содействия занятости населения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Предоставление услуг государственными и муниципальными учреждениями осуществляется в порядке и на условиях, которые предусмотрены для граждан Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Расчет расходов на финансовое обеспечение участникам Программы произведен исходя из планируемой численности соотечественников, переселяющихся в Республику Карелия до 2018 года, с учетом прогноза инфляции.

Стоимость предоставляемых услуг на одного переселенца включает расходы на:

- дошкольное воспитание, общее и профессиональное образование;

- услуги здравоохранения;

- услуги в области содействия занятости населения;

- социальную защиту населения и дополнительные меры социальной поддержки.

Расчет стоимости оказания указанных услуг произведен на период 6 месяцев.

Количество граждан, планируемых к переселению, рассчитано, исходя из следующих нормативов: 80% – взрослые, из них: 25% – лица пенсионного возраста; 20% – дети, в том числе 30% – дошкольники, 40% - школьники, 30% - студенты.

Расчет расходов консолидированного бюджета на образовательные услуги для участников Программы и членов их семей приведены в таблицах 5.2-5.4.

Предоставление дополнительных мер социальной поддержки участникам Программы и членам их семей

Программой предусмотрен ряд дополнительных мероприятий по предоставлению мер социальной поддержки участникам Программы и членам их семей (из расчета в год).

10 медицинским работникам по 50 тыс. рублей каждому.

10 представителям среднего медицинского персонала, переселяющемуся на постоянное место жительства в муниципальные районы в Республике Карелия по 30 тыс. рублей каждому.

Участникам Программы и членам их семей, проживающим в Центре временного размещения (8 мест) компенсируется оплата за проживание.

Всем участники Программы и их семьи бесплатно, за счет бюджета программы, пройдут первичное медицинское освидетельствование.

Первичное медицинское освидетельствование участников Программы и членов их семей, включая детей, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», Федеральным законом от 30 марта 1995 года № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)», постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2003 года № 188 «О перечне инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранным гражданам и лицам без гражданства, или вида на жительство, или разрешения на работу в Российской Федерации».

Расчет расходов на проведение первичного медицинского освидетельствования из расчета численности участников Программы и членов их семей

Стоимость обследования на 1 человека

2013 - 4367,2 рублей
2014 - 4629,2 рублей
2015 - 4907,0 рублей
2016 - 5201,4 рублей
2017 - 5513,5 рублей
2018 - 5844,3 рублей

Предоставление единовременной помощи участникам Программы для подтверждения квалификации по имеющейся специальности в размере 10 тыс. рублей (чаще всего медикам).

По прогнозам, ежегодно проходить переэкзаменовку будут 15 человек.

Описание  территории Республики Карелия, на которой будет реализовываться долгосрочная целевая программа «Оказание содействия добровольному переселению в Республике Карелия соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013-2018 годы

Географическое положение, климатические условия Республики Карелия

Республика Карелия входит в состав Северо-Западного федерального округа Российской Федерации, который является промышленно развитым регионом страны и обладает многообразным природно-ресурсным потенциалом. Территория Республики Карелия составляет 180,5 тыс. кв. км (1% территории Российской Федерации). Численность населения Республики Карелия на 1 января 2012 года – 639,7 тыс. человек. Средняя плотность населения – 3,5 человека на 1 кв. км, удельный вес городского населения в общей численности составляет 78,4%.

В состав Республики Карелия входят 127 муниципальных образований, в том числе 16 муниципальных районов, 2 городских округа, 109 поселений. Столица Республики Карелия – город Петрозаводск. Численность населения на 1 января 2012 года составила 265,3 тыс. человек.

Республика Карелия граничит с Мурманской, Архангельской, Вологодской и Ленинградской областями Российской Федерации, по ее территории проходит наиболее протяженная (более 700 километров) сухопутная граница России с Финляндией, членом Европейского союза.

Республика Карелия расположена на важнейших транспортных магистралях, соединяющих индустриально развитые районы России с незамерзающим северным портом Мурманск и через Финляндию со странами европейского рынка. По территории Республики Карелия проходит Беломоро-Балтийский канал, соединяющий Балтийское и Белое моря.

Наиболее важными в природно-ресурсном потенциале Республики Карелия являются лесные, минерально-сырьевые, водные, рекреационные ресурсы.

Более 60% территории Республики Карелии покрыто лесом. Общие запасы лесных ресурсов составляют 943 млн. куб. метров. Почти 25% территории Республики Карелия составляет водная поверхность. В Республике Карелия более 61 тыс. озер, около 27 тыс. рек, 29 водохранилищ. Ресурсы недр Республики Карелия включают 312 разведанных месторождений. Основные полезные ископаемые: железная руда, титан, ванадий, молибден, благородные металлы, слюда, строительные материалы, керамическое сырье, аппатит-карбонатные руды, щелочной амфибол-асбест.

При доле численности населения 0,5% от населения России на долю Республики Карелия приходится 25,5% объемов российского производства железорудных окатышей, 25,2% – бумаги, в том числе газетной бумаги – 37,3%, 15,5% – технологической щепы, 4,5% – товарной целлюлозы, 61,6% – бумажных мешков, 5,5% вывозки древесины, 3,4 % – пиломатериалов. Две трети продукции промышленных предприятий поставляется на экспорт.

Вместе с тем, являясь субъектом Российской Федерации, относящимся к районам Крайнего Севера и местностям, приравненным к ним, Республика Карелия испытывает дополнительное воздействие на экономику и социальную сферу специфических факторов, связанных с экстремальными природно-климатическими условиями, что ведет к повышенным издержкам производства и жизнеобеспечения населения северных районов.

В Республике Карелия на государственном учете находится свыше четырех тысяч культурно-исторических памятников и объектов. Почти миллион гектаров земли составляют особо охраняемые природные территории: национальные парки «Паанаярви» и «Водлозерский», природный парк «Валаамский архипелаг», заповедники «Кивач» и «Костомукшский», 47 заказников, 109 памятников природы.

Население Карелии является многонациональным при значительном численном преобладании русских (73,67%). Из всего населения 9,17% – карелы, 5,26% – белорусы, 2,69% – украинцы, 1,98% – финны, 0,68% – вепсы, 6,55% – другие национальности.

На территории Республики Карелия активно работают 20 национально-культурных автономий и 22 национальных общественных объединения.

Экономика

Экономическая политика Правительства Республики Карелия определена принятым в республике основным документом стратегического планирования – Стратегией социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года.

В соответствии с указанным документом приоритетными направлениями в экономической сфере республики являются: повышение эффективности и конкурентоспособности карельской экономики; диверсификация и модернизация производства; инфраструктурное развитие; активизация инновационной деятельности; дальнейшее повышение уровня инвестиционной привлекательности региона; обеспечение эффективности государственных бюджетных инвестиций и рациональное использование природных ресурсов.

Главная цель долгосрочного социально-экономического развития – повышение качества жизни населения республики на основе устойчивого сбалансированного развития экономики, формирования потенциала будущего развития и активного участия республики в системе международных и межрегиональных обменов.

Основу экономики Республики Карелия составляет промышленность, которая формирует порядка 30% валового регионального продукта Карелии.

Лесопромышленный комплекс является ведущим в республике и представлен полным комплексом видов экономической деятельности: лесозаготовки, деревообработка, производство мебели и целлюлозно-бумажное производство. Продукция лесопромышленного комплекса занимает значительное место на российском рынке и является доминирующей товарной группой в карельском экспорте.

Перспективным и развивающимся сектором экономики республики является горнопромышленный комплекс, который объединяет предприятия черной и цветной металлургии, предприятия по производству строительных материалов.

В настоящее время в Карелии насчитывается 220 недропользователей, работающих по 586 лицензиям. Большая часть из них связана с добычей общераспространенных полезных ископаемых. Горнопромышленный комплекс Республики Карелия объединяет 43 действующих предприятия, примерно столько же находится в стадии становления.

Добычу железной руды в Республике Карелия осуществляет одно предприятие – ОАО «Карельский окатыш». Предприятие входит в холдинговую компанию заводов «Северсталь».

Машиностроение представлено в обрабатывающих производствах следующими видами деятельности: производство машин и оборудования; производство готовых металлических изделий; производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования; производство транспортных средств и оборудования.

Доля производства продукции агропромышленного комплекса в общем валовом региональном продукте Республики Карелия занимает 8,7%, в том числе сельскохозяйственной продукции – 2,4%.

На 1 января 2011 года в Республике Карелия зарегистрировано более 1000 крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей в сфере сельского хозяйства, более 40 тысяч личных подсобных хозяйств.

На территории Республики Карелия функционирует 600 садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан (10,4 тыс. гектаров земель). При этом следует учитывать, что территория республики находится в зоне рискованного земледелия.

Рыбная отрасль Республики Карелия включает в себя 70 предприятий, в том числе добывающие и перерабатывающие предприятия, рыболовецкие колхозы, рыбоводные предприятия, занимающиеся выращиванием товарной форели, сбытовые, а также более 300 частных предприятий и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих промысел на внутренних водоемах республики, включая Белое море.

2009 год характеризовался усилением кризисных процессов: неблагоприятной конъюнктурой рынка, ростом цен на энергоносители, высокой стоимостью и низкой доступностью кредитных ресурсов. Это привело к падению производства в промышленности, резкому ухудшению ситуации в экономике в целом.

С целью стабилизации экономического положения в республике и создания условий для посткризисного развития, содействия занятости населения, сохранения и создания рабочих мест была разработана Программа антикризисных мер Правительства Республики Карелия на 2009 год.

Анализируя итоги социально-экономического развития республики, следует отметить, что в условиях негативного влияния последствий мирового финансово-экономического кризиса на ситуацию в отраслях экономики Республики Карелия, благодаря принятым мерам, удалось обеспечить политическую стабильность, сохранить объемы промышленного производства в ведущих секторах экономики, выполнить обязательства по финансированию социальной сферы и оказанию мер социальной поддержки населению.

Возможности региона по жилищному обустройству, общая обеспеченность жильем по Республике Карелия
На основании данных Карелиястата по состоянию на 1 января 2011 года жилищный фонд республики составляет 16354,1 тыс. кв. метров общей площади жилых помещений, из них 73% находится в городской местности и 27% – в сельской.

В целом уровень обеспеченности населения республики жильем достаточно высокий и на 1 января 2011 года составлял 24,19 кв. метра на одного жителя, что выше среднего значения по России на 12,6%. По Северо-Западному федеральному округу республика находится на шестом месте.

Однако не все существующее жилье удовлетворяет условиям качественного, комфортного жилья. Только 61,5% жилищного фонда в республике оборудовано водоснабжением, канализацией, отоплением, ваннами (душем). Следовательно, на одного жителя республики приходится только 14,5 кв. метра благоустроенного жилья.

Кроме того, 3,6% жилищного фонда в республике составляет ветхий и аварийный жилищный фонд, 8,1% жилищного фонда построено ранее 1946 года, 2,5% жилищного фонда имеет износ более 65%.

Существующий жилищный фонд имеет тенденцию к износу, поэтому очевидно, что существующие темпы жилищного строительства не решают проблему улучшения жилищных условий широких слоев населения.

По состоянию на 1 января 2011 года общая потребность населения, проживающего на территории Республики Карелия, в улучшении жилищных условий оценивается в размере 1037,0 тыс. кв. метров общей площади жилья, в том числе:

587,0 тыс. кв. метров – на расселение ветхого и аварийного жилищного фонда;

450,0 тыс. кв. метров – на предоставление жилья гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, из расчета предоставления 18 кв. метров общей площади жилья на каждого.

Потребность в строительстве коммерческого жилья в республике составляет порядка 150,0 тыс. кв. метров общей площади жилья в год.

Коэффициент доступности жилья в республике достаточно высок, и в 2010 году он составил 4,37 года. По Северо-Западному федеральному округу он выше только в Ленинградской области и Санкт-Петербурге.

В Республике Карелия на протяжении последних лет наблюдается устойчивая тенденция роста показателей ввода жилья. Ежегодный прирост составлял не менее 10%, за исключением 2010 года, когда снижение объемов ввода жилья по отношению к 2009 году составило 13,5%.

Это связано с экономической ситуацией 2008-2009 годов, которая повлияла на развитие строительной отрасли республики в части сокращения количества вновь начинаемых строительством объектов жилищного строительства.

По итогам 2010 года ввод жилья в республике составил 142,55 тыс. кв. метров, что к запланированному вводу жилья (140,0 тыс. кв. метров) составило 101,8%. Из них индивидуальными застройщиками построено 44,14 тыс. кв. метров общей площади жилых домов. Удельный вес индивидуального жилищного строительства в общем объеме введенного в 2010 году жилья – 31%. К уровню 2009 года ввод жилья составил 86,6%. Несмотря на тенденцию роста объемов вводимого жилья, Республика Карелия отстает по масштабам жилищного строительства от других субъектов Северо-Западного федерального округа.

Одно из приоритетных направлений массового жилищного строительства в республике – развитие малоэтажного домостроения.

На 1 января 2011 года ввод индивидуального жилья в республике составляет более 30% от общего объема.

Развитие малоэтажного строительства – это реальная возможность ускорить обеспечение граждан комфортным жильем по доступным ценам. Для этого необходимо обеспечить реализацию проектов по строительству новых районов малоэтажной застройки, ускоренное вовлечение в оборот новых земельных участков, их обустройство инженерной инфраструктурой, развитие индустрии быстровозводимого, энергоэффективного, экологичного индивидуального жилья.

Стоимость квадратного метра на вторичном рынке республики в 2010 году составила 41,7 тыс. рублей, новые квартиры предлагают в среднем по 44 тыс. рублей за квадратный метр. Подобные расценки не позволяют увеличить спрос жителей республики на жилье, хотя потребность есть, а новые квартиры месяцами стоят нереализованными.

По расчетам Минэкономразвития России экономически обоснованная стоимость квадратного метра с учетом рентабельности в 5-8% для Карелии составляет 33,8 тыс. рублей. Крупные фирмы Карелии договорились с Правительством Республики Карелия и планируют снизить стоимость одного квадратного метра жилья до 32 тысяч рублей.

С целью обеспечения доступности жилья для всех категорий граждан республики была разработана и одобрена Правительством Республики Карелия Региональная целевая программа стимулирования развития жилищного строительства в Республике Карелия на 2011-2015 годы.

Главные ее задачи – это увеличение объемов строительства качественного и доступного жилья, а также экономкласса, развитие ипотеки и других инструментов, обеспечение земельных участков, предназначенных под жилищное строительство, инженерной, транспортной и социальной инфраструктурой, сокращение аварийного жилищного фонда.

В результате реализации программы к 2015 году в республике годовой объем ввода жилья должен составить 350 тыс. кв. метров, доля ежегодно вводимого в эксплуатацию жилья, соответствующего стандартам экономкласса, за пять лет увеличится до 30%.

Число семей, которые приобретут квартиру с помощью ипотечного жилищного кредитования и получат государственную поддержку, возрастет до 1715 человек в год, средняя обеспеченность жильем по республике достигнет 26,06 кв. метра на человека.

 
test