От Отчизны вдали, в Кыргызстане,
Нам судьба - за Россию гореть!
Где бы ни были мы - Россияне,
С тем родиться нам, с тем умереть.
Сохранить русский дух - дело чести!
И Великий язык отстоять!
Пусть все видят: мы русские вместе -
Несломимая сила и рать!
Пусть истории гимн величавый
Землям всем будет слышан в тиши! -
Это громкая русская слава,
И сияние русской души!!!

Светлана Шарова

[Сайт РОСС] -> РОСС -> Деятельность -> Массовая реакция кыргызских и российских СМИ на круглый стол по учебнику истории Кыргызстана

Массовая реакция кыргызских и российских СМИ на круглый стол по учебнику истории Кыргызстана

altСудьба учебника по истории Киргизии для 9 класса стала темой номер один для обсуждения среди представителей научного сообщества и общественности Бишкека, собравшихся подискутировать в рамках круглого стола в Киргизской академии образования в пятницу, 15 февраля. Основой для споров стал труд историка, кандидата педагогических наук Мурата Иманкулова, который, по мнению главы Русского объединительного союза соотечественников Александра Иванова, таит в себе призывы к межнациональной розни.

На страницах учебника в подробностях излагаются события 1916 года, времени массового исхода киргизов после царского распоряжения о мобилизации кочевого народа в армию. 

Некоторые ученые преподносят трагедию тех дней как геноцид киргизского населения, другие говорят о колонизации киргизов царской Россией, третьи уверены, что произошедшее почти 100 лет назад – типичное восстание. Некоторые параграфы учебника, как заявляет Иванов, являются нетолерантными и способствуют неправильному формированию представления о событиях того времени, русское населения предстает в книге жестоким, кровожадным коллонизатором. На протяжении нескольких лет по учебнику Иманкулова учатся школьники, которые вместе с историческими фактами могут воспринять излишнюю экспрессию автора за правду. С этим общественный деятель и вынужден бороться уже не первый год.

Первым в обсуждении книги слово было дано автору учебника Мурату Иманкулову. Историк пояснил, что за основу своей книги он взял труды коллег – академика Плоских, Джунушалиева и других. Опирался, с его слов, он и на другие источники, в том числе документы столетней давности.

- Меня обвиняют в фальсификациях, однако это не так, - оправдывается Иманкулов. – Многие позабыли, что советская власть в свое время заставила ученых переписать историю на свой лад, так, как это было выгодно им. После этого все заговорили о том, что страны СССР присоединились к союзу добровольно. Однако это было не так.  Говорят, что без прошлого у человека нет будущего, так вот, такие как Иванов хотят отнять у киргизов прошлое, чтобы у нации не было будущего.

Параллельно с этим Мурат Иманкулов напомнил о статистике за 1916 год, согласно которой в конфликте погибло 187 тысяч человек, не упомянув при этом, сколько из них являлись киргизами и русскими. Вспомнил он и то, что в свое время Семиречье считалось эпицентром колониальной политики России. По мнению историка, именно царская власть в свое время уничтожила крепость Пишпек как оплот киргизской культуры, за ней были разрушены и другие строения. Перечисляя негативные «заслуги» России, историк ни в какую не хотел признавать того факта, что переборщил с националистическими эпитетами в своем учебнике. В очередной раз напомнить ему об этом попытался глава РОСС Александр Иванов.

- Экспертами было доказано, что в тексте имеется эмоциональный перехлест, - подчеркнул Александр Николаевич. – Проблема по учебнику была озвучена мною на совете по межэтническим проблемам при президенте КР, ответственным секретарем которого я являюсь. Так что президент знаком с этой историей. Мы выступаем за то, чтобы дети имели возможность изучать историю объективно, без перехлестов, какой бы негативной она не была. Проблема учебника не в его фактах, а в нетолерантной подаче материала. Посудите сами, какими мы воспитаем наших детей, когда они читают вот такие строки: «Пока я прокалывал эту киргизню, поломал свои вилы»?! Как мой сын должен смотреть в глаза своим сверстникам после такого?

Говоря об этих строчках из учебника Иманкулова, Иванов подчеркнул, что после начала разбирательств по учебнику, носящему националистический окрас, его сын подвергся неоднократному избиению сверстников.

- Есть сомнения в объективности материала, его подаче детям 15-16 лет, находящимся в переходном возрасте, - дополняет Иванов. – Стоит отметить, что «вырезали» не только киргизов, но и другие национальности, гибли даже монахи.

Учебник по истории, уверен глава РОСС, не годится для использования в школах Киргизии в силу ряда причин, сводящихся к экспрессивности и национализму. Александр Иванов, выступая перед общественностью, призвал обратить внимание на этот факт и попытаться предложить рекомендации для автора, дабы исправить допущенные нарушения в учебнике.

Инициативу, к слову, научное сообщество поддержало. Так, за то, чтобы переписать труд Иманкулова более толерантными языком и без шовинистской экспрессии, выступили доктор филологических наук, профессор КРСУ Александр Кацев, историк Павел Дятленко, дипломаты Мамбетжунус Абылов и первый секретарь посольства России в КР Виктор Харченко, правозащитник Токтайым Уметалиева и многие другие.

Итогом встречи, отметим, стало решение еще раз собраться за столом переговоров и наметить четкий план действий по пересмотру контента целого ряда киргизстанских учебников. Доктор исторических наук Тынчтык Чоротегин высказался также за то, чтобы в разработке учебников принимали участие ученые из разных стран, а у юношества были альтернативные источники получения знаний, чем вызвал одобрение собравшихся. Предложение было поддержано и на уровне посольства России, которое инициировало новую встречу с деятелями российской науки. На ней, как предполагается, ученые КР и РФ смогут обсудить дальнейшие пути сотрудничества и составить «дорожную карту» совместной работы.

Иван Донис, News-Asia

В Киргизии идет политизация истории

Киргизстанское общество наблюдает политизацию истории, написанной авторами так называемым «языком вражды». В этом уверены участники круглого стола, собравшиеся в пятницу, 15 февраля, в Киргизской академии образования. Встреча, напомним, была посвящена судьбе учебника по истории Кыргызстана за 9 класс, некоторые факты в котором изложены автором Муратом Иманкуловым чересчур экспрессивно, с акцентом на националистическую составляющую.

- С каким настроением после прочтения подобных трудов из школ и вузов выходит нынешняя молодежь? – вопрошает первый секретарь посольства России в КР Виктор Харченко. – Сегодня идет политизация истории. Когда-то я работал на Северном Кавказе. История с киргизским учебником напомнила мне один случай. В свое время в Чечне выпускались книги Дудаева, которые воспитывали определенный слой молодежи. Результатом такой пропаганды, как мы помним, стали две чеченские войны. Сегодня нашим народам делить нечего. Нам необходимо развивать двухстороннее сотрудничество в области науки и образования, создавать совместные творческие коллективы.

Дипломат, выступая перед учеными, собравшимися в КАО, напомнил также, что не стоит критически относиться к советскому прошлому. По сути, этот период дал Киргизии писателя Чингиза Айтматова, в 30-е году в страну были ввезены многие произведения искусства, в том числе картины из Третьяковской галереи.alt

- Нужно сделать так, чтобы дети наших стран спокойно могли смотреть друг другу в глаза, не допускать сложных ситуаций в обществе.

Говоря об учебнике по истории, в которой Россия выставлена колонизатором, а ее население – агрессорами, свою оценку труду, на котором воспитываются нынешние киргизские школьники, дал и преподаватель Киргизско-российского славянского университета, кандидат наук, политолог Павел Дятленко.

- Поскольку я преподаю в университете, приходится задумываться, насколько уместно цитировать ту или иную литературу в многонациональной аудитории, поэтому уверен, что с этим учебником я бы не рискнул выйти к студентам, представляющим примерно 15 этносов, - отметил молодой ученый. – При написании таких книг необходимо учитывать многие этические, политические, межнациональные моменты, принципы толерантности, поскольку в разной аудитории информацию могут воспринять по-разному.

В учебнике Иманкулова, по мнению эксперта, нет общегражданской идентичности, работа больше напоминает книгу по истории киргизов, нежели Кыргызстана.

- Учебник сильно политизирован, работа написана так называемым языком вражды, который я могу употреблять в узком кругу, но не имею права использовать в студенческой и ученической среде,- продолжил Дятленко. – Книга Мурата Иманкулов, на мой взгляд, нуждается в серьезной доработке.

К слову, участие в круглом столе экспертов различных уровней дало свои плоды в разрешении проблемы с чересчур экспрессивным учебником по истории. Инициаторам встречи удалось добиться от ученых согласия на создание группы авторов, которые занялись бы разработкой рекомендаций для написания нового учебника. С такой инициативой выступила Киргизская академия образования. Только после того, как новый труд будет согласован с экспертным сообществом, будет адаптирован под школьную программу и будет соответствовать принципам толерантности, его пустят в печать.

- Сегодня в аппарате президента обсуждается вопрос о коллективном авторстве для написания учебников по истории, которые сегодня проходят тщательный анализ, - сообщил собравшимся Нуржигит Кадырбеков, представляющий отдел АП по межэтнической политике. – Мы все понимаем, что книги влияют на формирование человеческой личности, соответственно, не всегда нужно говорить всю правду подросткам во всех деталях. Уверен что автор учебника Мурат Иманкулов и его оппонент, глава Русского объединительного союза соотечественников найдут общие позиции. Нам надо создавать общую государственную идентичность как народа Кыргызстана.

Иван Донис, News-Asia

Без эмоций

В КР заменят школьный учебник по истории

Эксперты считают, что нельзя трактовать прошлое слишком вольно.

Дебаты вокруг пособия по новейшей истории Киргизии для девятого класса школ с русским языком обучения вылились в острые дискуссии между его автором Маратом Иманкуловым и местной общественной организацией "Русский объединительный союз соотечественников" (РОСС). Представители последней утверждают, что книга не-оправданно детализирует события 1916 года, когда царская армия подавляла восстание на территории современной Киргизии. В РОСС такую трактовку считают неприемлемой.

Общественная организация попросила Генеральную прокуратуру Киргизии оценить объективность изложения в школьном пособии исторических фактов. Надзорный орган поручил разобраться в вопросе историкам. "В материалах учебника прослеживаются излишняя эмоциональность и перехлесты, но искажение исторических фактов отсутствует", - заключили эксперты, привлеченные прокуратурой. Чтобы расставить все точки над "i", автор книги, его оппоненты, педагоги, историки и чиновники сели за круглый стол.

- При написании пособия я руководствовался документами, опубликованными в разных известных монографиях, в том числе и российских, - заявил, в свою очередь, Марат Иманкулов. - Не считаю, что книга приносит какой-либо вред.

РОСС настаивает на своей позиции. "Учебник написан однобоко, - считает руководитель общественной организации Александр Иванов. - Это приводит к тому, что дети начинают видеть друг в друге врагов. Есть факты, когда после уроков по этой книге подростки конфликтовали, доходило до драк. По нашему мнению, история должна преподаваться так, чтобы воспитывать в детях толерантность и миролюбие, а не разжигать межнациональную рознь".

Педагоги, преподающие историю по данному пособию, отмечают: оно рекомендовано министерством образования КР без апробации на контрольной группе подростков и участия психологов. Кроме того, как утверждают учителя, многие параграфы книги написаны сложным и скучным языком, поэтому усвоить материал многие девятиклассники не в силах. Однако другого пособия по истории КР ХХ - ХХI веков в школах пока нет.

- После визита президента РФ Владимира Путина в сентябре 2012 года в КР разрабатывается много межгосударственных проектов, в том числе научные и культурные, - заявил первый секретарь посольства России в Киргизии Виктор Харченко. -Мы беремся помочь киргизстанским специалистам наладить контакт с российскими коллегами, чтобы они работали вместе и составляли современные учебники, которые научат молодежь быть толерантной, стремиться к дружбе между народами, понимать историю и извлекать из нее уроки. В советские времена над школьными пособиями успешно работали творческие коллективы, а сейчас установить такое сотрудничество стало проще благодаря наличию современных средств связи и Интернета.

По итогам дебатов решено создать рабочую группу специалистов, которая пересмотрит материалы учебника и перепишет его с учетом высказанных замечаний. Потом новое пособие апробируют в соответствии с современными стандартами. Лишь после этого обновленное издание попадет в школы.

Токтайым Уметалиева, общественный деятель, правозащитник:

- Личная позиция и внутреннее состояние автора не должны проецироваться на материалы учебника. Если каждый станет писать свою историю, появится повод для конфликтов. Существуют общепризнанные академические каноны для создания подобных книг. Сегодня нужно объективно проанализировать содержание учебника и издать новый, отвечающий современным требованиям.

Специалисты опасаются, что существующий учебник посеет между школьниками рознь.

Андрей Орешкин

"Российская газета-Неделя" – Киргизия

Елизавета Шаповалова: «Нельзя разжигать межнациональную рознь. Мы должны научить ребят поликультурности и толерантности»

Этот призыв учитель истории школы-гимназии № 62 столицы Киргизии озвучила  на состоявшемся в  Киргизской академии образования круглом столе, посвящённом  обсуждению учебника по истории Киргизии для 9 класса. По данному учебному материалу уже успели получить знания многие школьники.

В наше время вопрос о том, как отразится в памяти подрастающего поколения то или иное событие, зависит во многом от ракурса, под которым оно рассматривается в школьных учебниках по истории. Массовые представления формируются системой образования, государственной политикой.

По мнению главы Русского объединительного союза соотечественников Александра Иванова, автор пособия,  историк, кандидат педагогических наук Мурат Иманкулов, изложил некоторые факты истории страны, в частности, события 1916 года, связанные с мобилизацией киргизского народа в армию, с позиции, закладывающей  в неокрепшее сознание подростков  семена межнациональной розни.

Для обсуждения на круглый стол были приглашены представители  науки, гражданского общества, которым была дана возможность высказать  своё мнение по поводу содержания учебника  и его дальнейшей судьбы. Многие из них, в частности, доктор филологических наук, профессор КРСУ Александр Кацев, историк Павел Дятленко, политический аналитик Садырбек Чериков, правозащитник Токтайым Уметалиева и первый секретарь посольства России в Киргизии Виктор Харченко, полагают, что пособие нуждается в тщательной переработке, после которой оно перестанет содержать шовинистическую лексику и будет излагать объективную информацию о всех страницах  истории.

Этого же мнения придерживается и Елизавета Шаповалова, которой  приходится работать непосредственно с предметом дискуссии.

- Нельзя разжигать межнациональную рознь. Мы должны научить ребят  поликультурности и толерантности. Они  должны знать, не только о том, как был спровоцирован конфликт, но и как удалось из него выйти. Почему мы не говорим о завершении конфликта, о том, что в ходе земельно-водной реформы Советский Союз всё же признал проблемы тех, кто после исхода 1916 года решил вернуться обратно?

По её мнению, учебник нуждается не только в переработке, но и в предварительном мониторинге реакции детей на его содержимое.

- Нужно привлечь психологов, пусть они скажут, как учебный материал влияет на детей. Так же нужно разработать методические пособия и материалы, облегчающие учителям работу с тем или иным учебником.

Елена Короткова, News-Asia

Новый учебник истории решили срочно сделать "толерантным"

В Кыргызской академии образования решили безотлагательно заменить учебники истории для средней школы.

Сегодня, 15 февраля, по итогам дискуссии в Кыргызской академии образования было принято решение переработать большинство учебников для старшеклассников. В дискуссии участвовали ученые-историки, преподаватели вузов и средних школ, представители аппарата президента КР, политических партий и НПО, а также российского посольства.

Общее мнение сформулировали вице-президент Академии образования Советбек Байгазиев и профессор КРСУ Александр Кацев: требуется незамедлительно подготовить серию новых учебников по истории для средней школы. Причем они должны сначала пройти тщательную апробацию и широкое общественное обсуждение, чтобы не приводить к межнациональной вражде, особенно накануне 100-летия восстания 1916 года.

Александр Тузов

"Вечерний Бишкек" (фото редакции)

Роccийский ученый предупредил об опасности одиозных школьных учебников

alt

Сегодня, 15 февраля, во время обсуждении школьного учебника по истории Кыргызстана для 9-го класса пресс-секретарь посольства России доктор политических наук Виктор Харченко сказал, что "излишне эмоциональные оценки в школьных учебниках могут отрицательно повлиять на межнациональные и даже на межгосударственные отношения".

Во время дискуссии за необходимость учета в школьной программе стратегической линии на сотрудничество Кыргызстана и России в преподавании высказался также представитель аппарата президента КР Нурджигит Кадырбеков.

В Бишкеке спорят об объективности учебника «История Кыргызстана» для учеников 9 классов с русским языком обучения

В Бишкеке спорят об объективности учебника «История Кыргызстана» под редакцией Мурата Иманкулова для учеников 9 классов с русским языком обучения, выпущенного издательством «Китеп компани» в 2006 году тиражом 22,6 тысячи экземпляров.

Как отмечается в письме председателя Русского объединительного союза соотечественников (РОСС) Александра Иванова на имя министра образования и науки Каната Садыкова от 3 февраля 2012 года, в учебнике есть ряд моментов, которые носят сугубо националистический характер. «По данным устного опроса среди школьников, нередко чтение и обучение по данному изданию приводит к конфликтным ситуациям на национальной почве между школьниками. Особым фальсификациям, на наш взгляд, подвергаются описания трагедии 1916 года, когда с ярко националистической окраской подаются исторические события, драматичные как для кыргызского, так и для русского народов», - отмечают в РОСС.

«Какая бы ни была правда, вопрос в том - как подавать материал. У нас есть сомнения в объективности автора. Считаем, что подобные учебники для молодежи и детей просто недопустимы. В жизненно важный момент, когда в подростке закладываются морально-этические и поведенческие устои, нужно быть особенно осторожным в изучении исторических конфликтов, возникающих между этносами», - заявил сегодня на круглом столе Александр Иванов.

Как отмечается, РОСС просил Минобразования запретить и изъять данный учебник, обращался в Генпрокуратуру.

Автор учебника Мурат Иманкулов, кандидат педагогических наук, отметил, что подобные высказывания не подтверждены. «Поэтому я требую, чтобы все доводы Иванов привел в суде и доказал, где я допустил ошибки и наношу ущерб межэтническому согласию», - сказал он.

Другие участники встречи подчеркнули, что в любом случае необходимо говорить о правде, разрабатывать альтернативные варианты учебников, а также учитывать и позитивные моменты учебника Иманкулова.

Анастасия Бенгард

ИА «24.kg»

Токтайым Уметалиева: Учебники по истории Кыргызстана должна разрабатывать группа авторов

Учебники по истории Кыргызстана для детей должна разрабатывать группа авторов. Об этом сегодня на круглом столе сказала правозащитник Токтайым Уметалиева.

По ее словам, личная позиция и внутреннее состояние одного человека не должны отражаться в материалах учебника. «Я вижу геополитическую ситуацию так, а кто-то - иначе. Если каждый будет писать свою историю с точки зрения своих геополитических интересов, то будет создана бомба, причина для бесконечных конфликтов. Есть тенденция, когда мы пытаемся переписать свою историю, но есть и академические каноны. По ним и должны учиться школьники. Сегодня очень важно, чтобы содержание учебника («История Кыргызстана» для 9 классов) объективно проанализировали, нужно создать новый, качественный учебник при участии его автора - Иманкулова», - сказала Токтайым Уметалиева.

Другой участник встречи, доктор филологических наук Александр Кацев отметил, что учебник Иманкулова скучный. «А для детей нужно писать так, чтобы им было интересно учиться. Кроме того, если мы сравним учебник на кыргызском языке и на русском, то увидим, что последний не рекомендован Министерством образования. Раз учебник выходит на русском, то необходима была правка, поскольку многое не досказано с точки зрения русского языка», - отметил он.

Отметим, что учебник «История Кыргызстана» под редакцией Мурата Иманкулова для 9 классов с русским языком обучения выпущен издательством «Китеп компани» в 2006 году тиражом 22,6 тысячи экземпляров. Русский объединительный союз соотечественников (РОСС) попросил Минобразования запретить и изъять данный учебник. Сам автор с предъявленными претензиями не согласен.

Анастасия Бенгард, ИА «24.kg»

Посольство РФ и Союз соотечественников требуют запрета учебника "История Кыргызстана: XX-XXI века"

"Излишне эмоциональные оценки в школьных учебниках могут отрицательно повлиять на межнациональные и даже на межгосударственные отношения", - заявил пресс-секретарь посольства России доктор политических наук Виктор Харченко в ходе обсуждения освещения в учебнике "История Кыргызстана: XX-XXI века" восстания 1916 года, сообщает интернет-редакция газеты "Вечерний Бишкек".

Также с резкой критикой "излишне натуралистического" описания жестокости при подавлении восстания выступил глава Российского объединительного союза соотечественников Александр Иванов. Он считает, что обоюдная жестокость показана односторонне. Его вывод - учебник для преподавания не годится, а Генеральной прокуратуре необходимо добиться прекращения использования этого учебника в средней школе.

Представитель аппарата президента Киргизии Нурджигит Кадырбеков высказался за необходимость учета в школьной программе стратегической линии на сотрудничество Киргизской Республики и Российской Федерации в преподавании.

В свою очередь автор учебника доцент Муратбек Иманкулов отверг эти обвинения и заявил, что его учебник основан на исторических фактах. Доцент убежден, что его интерпретация жестокого подавления восстания 1916 года "ни в коем случае не направлена против сегодняшней России и русских в самой Киргизии".

Справка ИА REGNUM: Среднеазиатское восстание 1916 года - восстание среднеазиатских народов Российской империи во время Первой мировой войны против российских властей, русских крестьян-переселенцев и семиреченских казаков. Мятеж (так называли восстание царские власти) был вызван указом о принудительном привлечении на тыловые работы в прифронтовых районах населения Средней Азии в возрасте от 19 до 43 лет. Беспорядки, начавшись 4 июля 1916 года в Самаркандской области, распространились на большую часть Средней Азии.

Для подавления мятежа были задействованы 30-тысячный отряд регулярной армии, а также отряды казаков и местных ополченцев. Опасаясь карательных акций, часть коренных жителей Казахстана и Киргизии (несколько сот тысяч человек) бежали в Китай. В истории это событие получило название "Чон Уркун" ("Великий Исход"). Жертвами событий по приблизительным данным стали несколько тысяч русских крестьян-переселенцев (в основном женщины и дети, мужчины ушли на фронт), а также от нескольких десятков до нескольких тысяч местных жителей.

Русская община Киргизии возмущена националистическими фальсификациями в школьном учебнике истории

Учебники, подобные «Истории Кыргызстана» под редакцией Мурата Иманкулова, просто недопустимы. Об этом заявил председатель Русского объединительного союза соотечественников (РОСС) Александр Иванов на круглом столе в Киргизской академии образования, сообщает ИА 24Кg.

Глава русской диаспоры в Киргизии заявил, что в учебнике есть ряд моментов, которые носят сугубо националистический характер. «По данным устного опроса среди школьников, нередко чтение и обучение по данному изданию приводит к конфликтным ситуациям на национальной почве между школьниками. Особым фальсификациям, на наш взгляд, подвергаются описания трагедии 1916 года, когда с ярко националистической окраской подаются события, драматичные как для киргизского, так и для русского народов», – отметили в Русском объединительном союзе соотечественников.

Учебник для учеников 9 классов с русским языком обучения, в котором Россия выставлена колонизатором, а её население – агрессорами, был выпущен издательством «Китеп компани» в 2006 году тиражом 22,6 тысячи экземпляров. Ранее РОСС просил минобразования Киргизии запретить и изъять данный учебник.

– Учебник сильно политизирован, работа написана так называемым языком вражды. При написании таких книг необходимо учитывать многие этические, политические, межнациональные моменты, принципы толерантности, поскольку в разной аудитории информацию могут воспринять по-разному, – считает преподаватель Российско-киргизского Славянского университета,  политолог Павел Дятленко.

«Нужно сделать так, чтобы дети наших стран спокойно могли смотреть друг другу в глаза, – заявил первый секретарь посольства РФ в Киргизии Виктор Харченко. – Сегодня нашим народам делить нечего. Нам необходимо развивать двухстороннее сотрудничество в области науки и образования, создавать совместные творческие коллективы». Он отметил, что излишне эмоциональные оценки в школьных учебниках могут отрицательно повлиять на межнациональные и даже на межгосударственные отношения.

Инициаторам встречи удалось добиться от учёных согласия на создание группы авторов, которые занялись бы разработкой рекомендаций для написания нового учебника. С такой инициативой выступила Киргизская академия образования, сообщает информационный портал News-Аsia.

Иван Крылов, портал «Русский мир»


 

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Если Вы уже зарегистрированы, выполните вход на сайт.

test