От Отчизны вдали, в Кыргызстане,
Нам судьба - за Россию гореть!
Где бы ни были мы - Россияне,
С тем родиться нам, с тем умереть.
Сохранить русский дух - дело чести!
И Великий язык отстоять!
Пусть все видят: мы русские вместе -
Несломимая сила и рать!
Пусть истории гимн величавый
Землям всем будет слышан в тиши! -
Это громкая русская слава,
И сияние русской души!!!

Светлана Шарова

Двойственный подход России к Центральной Азии
Категория: Геополитика Дата и время публикации: 23.01.2013 10:48

altПодход России к региону Центральной Азии страдает определенной двойственностью. С одной стороны, мы продолжаем утверждать, что это зона наших особых, исторически сложившихся интересов, что это естественное продолжение сферы российской безопасности. С другой – достаточно распространено мнение о том, что регион является низкорентабельным, весьма затратным, проблемным с точки зрения бизнеса. Отсюда и стремление минимизировать затраты и, получив максимальную выгоду, быстро покинуть рынок. Понятно, что для серьезных партнеров это не подход. Об этом говорит директор Третьего департамента стран СНГ МИД России (курирует Центральную Азию) Александр Стерник в ходе своего выступления в Торгово-промышленной палате РФ.Экономическое взаимодействие России с регионом Центральной Азии определяют три фактора. Прежде всего, конечно, экономическая география, которая включает в себя индивидуальные особенности каждой хозяйственной системы пяти государств этого региона и условия ведения бизнеса там. Еще один фактор – вопросы внешней безопасности и политической устойчивости самих режимов Центральной Азии. К этому бизнес очень чувствителен, и, конечно, наши предприниматели всегда просчитывают возможные риски. Нельзя также оставить без внимания – прямо по Василию Ключевскому – народно-психологический фактор. Это восприятие любых интеграционных начинаний с точки зрения ущемления или неущемления национальных приоритетов.

Конечно, ренессанс национального самосознания в странах Центральной Азии налицо. И политические элиты, и общественность весьма пристально рассматривают любой наднациональный проект прежде всего со стороны его политической составляющей.

Россию с Центральной Азией связывают очень тесные узы, однако по-прежнему весьма актуален вопрос перевода их количества в качество. Между Россией и странами Центральной Азии заключено порядка 845 соглашений и международных договоров. Макроэкономические прогнозы развития этого региона тоже весьма позитивны. В ближайшие годы Евразийский банк развития предвидит рост ВВП порядка 6% и достаточно умеренную инфляцию – 7%. Мы наблюдаем стремительное увеличение совокупного ВВП этих стран. С 2000 года он вырос примерно в 6 раз.

Налицо очень сильная степень взаимного проникновения между Россией и центральноазиатскими государствами. На нашей территории ежегодно пребывает порядка 4,5 млн граждан этих республик. Такое же число русскоязычных или этнических русских находится в странах Центральной Азии. В Казахстане их количество достигает 23%, в Киргизии – 12%. В Таджикистане, правда, их всего 1%, но это результат особых условий и последствий гражданской войны.

В Центральной Азии достаточно емкий рынок. Численность населения этого региона равна приблизительно 65 млн человек. Причем темпы роста экономики в два раза превышают темпы роста населения. Однако все это еще ожидает своего умелого использования и нашими теоретиками, и нашими практиками, и нашими предпринимателями, которые действуют на этом направлении. Пока агрегированный ВВП Центральной Азии составляет примерно 11% от общего ВВП СНГ. Товарооборот между нашими странами также далек от своего потенциала. В настоящее время удельный вес торговли России с центральноазиатскими странами в общем российском товарообороте составляет примерно 3,7%. Это, конечно, весьма скромный показатель.

Справедливости ради стоит отметить, что интеграция и создание внутреннего регионального рынка самими странами Центральной Азии также протекает довольно медленно. И это происходит несмотря на существование объективных предпосылок для такой интеграции, а также очевидных задач, которые требуют совместного решения. Взять хотя бы водно-энергетическую проблему, которая стоит в регионе очень остро.

В силу очевидной разобщенности на региональном уровне здесь не срабатывали ранее разного рода политические проекты. Несколько лучше проявлял себя ЕврАзЭС. Он оказался весьма полезным в условиях глобального финансового кризиса, действуя механизмами антикризисного фонда. И, тем не менее, такое государство, как Узбекистан, предпочло на определенном этапе прекратить свое участие в этой структуре.

Причин тому несколько. В частности, у каждого государства есть своя особая политическая доктрина, их руководства, прежде всего Узбекистана и Туркменистана, стремятся проводить автономный политический курс, правящие круги абсолютизируют понятие нейтралитета. При этом надо учитывать также и сохраняющуюся напряженность в двусторонних отношениях. Как следствие – достаточно низкие центростремительные тенденции в этом регионе, что затрудняет реализацию задач продвижения более крупных интеграционных процессов с участием России.

Где искать ответ на эти проблемы? Пошаговая реализация концепции евразийства, которая идет от самих лидеров региона, – наверное, наиболее естественный ответ на эти вопросы. Казахстан, как вдохновитель евразийского интеграционного сообщества, выступает достаточно притягательным примером для других стран региона, поскольку он экономически более самостоятелен, способен к более широкому выбору и маневру во внешнеполитической среде, свои основные ставки он делает на сближение с Россией в рамках Таможенного союза и ЕврАзЭС, что является весьма ценным с геополитической точки зрения. Иными словами, это очень богатый ресурс, который мы должны реализовывать, подходя в целом к центральноазиатскому региону. Наша задача – добиться того, чтобы Россия и структуры с ее участием демонстрировали свою стратегическую значимость для торгово-экономических партнеров в этом регионе.

По многим показателям пока это так. Удельный вес экспорта из России в общем объеме импорта стран ЦА достаточно высок. Для Казахстана это где-то 38%, для Киргизии – 34%, для Таджикистана – 24%. То есть уровень стратегически значимый. И, конечно, он не должен падать. Благодаря присутствию на рынках Казахстана российских компаний и компаний с российским участием обеспечивается 12% рабочих мест. Российские компании составляют примерно 30% компаний, которые действуют на территории Узбекистана. Россия – достаточно значимый партнер как для стран – экспортеров природных ресурсов, так и для стран – экспортеров трудовых ресурсов.

Переводы трудовых мигрантов из России в государства Центральной Азии в прошлом году составили более 9 млрд долларов из общего объема порядка 16,5 млрд долларов. И благодаря своей мягкой миграционной политике Россия позволяет этим государствам снижать социальное давление.

Естественно, у нашей страны весомые географические преимущества. Межрегиональные связи по общей границе отвечают примерно за 70% товарооборота, скажем, в случае с Казахстаном.

Но, разумеется, конкуренты наши не дремлют. Товарооборот Китая с государствами Центральной Азии за последние пять лет вырос примерно в 2,5 раза и приближается к 45 млрд долларов. Пока не столь активно в экономическом плане действуют западные государства. Скажем, удельный вес инвестиций США в экономику Казахстана с 2007 года упал примерно в 2,5 раза и сейчас составляет около 5% от общего объема всех зарубежных инвестиций. Прямые инвестиции иностранных государств идут в первую очередь в сферу добычи углеводородных ресурсов и инфраструктуру их доставки без особого внимания к экологическим аспектам. Но по мере стабилизации экономик в европейской зоне, в США интерес к региону будет возрастать.

Источник: "CA-NEWS"

 

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Если Вы уже зарегистрированы, выполните вход на сайт.

test