От Отчизны вдали, в Кыргызстане,
Нам судьба - за Россию гореть!
Где бы ни были мы - Россияне,
С тем родиться нам, с тем умереть.
Сохранить русский дух - дело чести!
И Великий язык отстоять!
Пусть все видят: мы русские вместе -
Несломимая сила и рать!
Пусть истории гимн величавый
Землям всем будет слышан в тиши! -
Это громкая русская слава,
И сияние русской души!!!

Светлана Шарова

75 лет со дня смерти Сергея Малютина - соавтора русской матрешки
Категория: Память Дата и время публикации: 06.12.2012 18:52

alt

6 декабря. RUSSKG.RU - Сегодня исполнилось 75 лет со дня смерти Сергея Васильевича Малютина, известнейшего русского художника Серебряного века, прекрасного иллюстратора и портретиста, творца русского модерна, академика – соавтора русской матрешки.

Матрешка – настоящая русская красавица. Румяная, в нарядном сарафане, на голове яркий платочек. Но матрешка не лентяйка, в руках у нее, то серп и хлебные колосья, то уточка или петушок, то корзинка с грибами – ягодами.

 

См. фото русских матрешек в новом разделе портала russkg.ru Русское единство-Русские Русские матрешки

Но, главное, эта куколка - с секретом! Внутри нее прячутся веселые сестрички, мал – мала меньше. Про матрешку придумали потешку:

Шли матрешки по дорожке,

Было их немножко:

Две Матрены, три Матрешки

И еще Матрешечка!

По сравнению с другими игрушками, деревянная расписная куколка молода, ей чуть более ста лет. Для народной игрушки это не возраст. Самым древним куклам, найденным археологами, более трех тысяч лет!

По инициативе крупного российского промышленника, мецената, покровителя и знатока искусств,  Саввы Ивановича Мамонтова (1841 – 1918гг.) собралась группа видных русских художников: И.Е. Репин, М.М. Антокольский, В.М. Васнецов, М.А. Врубель и другие. В подмосковной усадьбе Мамонтова «Абрамцево» были созданы художественные мастерские, в которых производились и коллекционировались предметы народного искусства, в том числе игрушки. Для возрождения и развития традиций русской игрушки в Москве была открыта мастерская «Детское воспитание». В ней сначала создавали кукол, которых одевали в праздничные народные костюмы разных губерний (областей) России. В этой мастерской и зародилась идея создания русской деревянной куклы.

В конце 90-х годов XIX века по эскизу художника Сергея Малютина местный токарь Звездочкин выточил первую деревянную куколку. А когда Малютин расписал ее, получилась девочка в русском сарафане. Матрешка Малютина представляла собой круглолицую девушку в вышитой рубашке, сарафане и переднике, в цветастом платке, с черным петухом в руках.

Первая русская матрешка, выточенная Василием Звездочкиным и расписанная Сергеем Малютиным, была восьмиместной: за девочкой с черным петухом следовал мальчик, затем опять девочка и так далее. Все фигурки отличались друг от друга, а последняя, восьмая изображала спеленатого младенца. (фото первых матрешек см. на главной странице вначале статьи) alt

 

"Отцы" русской матрешки:

меценат Савва Мамонтов, художник Сергей Малютин и токарь Василий Звездочкин

 

 

 

Идея создания разъемной деревянной куклы была подсказана Малютину японской игрушкой, которую привезла в подмосковную усадьбу Абрамцево с японского острова Хонсю жена Саввы Мамонтова. Это была фигурка добродушного лысого старика, буддийского святого Фукурума с вложенными внутри несколькими фигурками. Однако японцы считают, что первую подобную игрушку выточил на острове Хонсю русский странник – монах.alt

Технологию изготовления матрешки российские мастера, умевшие вытачивать деревянные предметы, вкладывающиеся друг в друга (например, пасхальные яйца) освоили с легкостью. Принцип изготовления матрешки остается неизменным и до настоящего времени, сохраняя все приемы токарного искусства русских умельцев.

Как правило, матрешки изготавливают из древесины таких лиственных пород деревьев, как липа, береза, ольха, осина. Самым благодатным материалом является липа. Деревья, предназначенные для выделки матрешек, спиливают ранней весной, обычно в апреле, когда древесина в соку. Спиленные деревья очищают, оставляя обязательно в нескольких местах кольца коры. Иначе при сушке древесина потрескается. Подготовленные таким образом бревна с замазанными торцами, укладывают штабелями, чтобы между ними остался зазор для воздуха. Заготовленную древесину выдерживают на открытом воздухе не менее двух лет. Определить степень готовности материала может только опытный мастер. Бревна, готовые к обработке, распиливают на заготовки для будущей матрешки.

До 15 операций проходит заготовка в руках токаря, прежде чем стать готовой матрешкой. Чтобы выточить на токарном станке куклу, токарю необходимо незаурядное мастерство, умение пользоваться сравнительно небольшим набором казалось бы несложных инструментов - ножом и стамесками разной длины и конфигурации. Обычно первой вытачивают самую маленькую неоткрывающуюся фигурку, потом уже все остальные фигурки. Готовые куклы грунтуют крахмальным клеем, сушат, теперь матрешка готова к росписи.

Русскую деревянную разъемную куклу назвали матрешкой. В дореволюционной провинции имя Матрена, Матреша считалось одним из наиболее распространенных русских имен, в основе которого лежит латинское слово "mater", означающее мать. Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладающей хорошим здоровьем и дородной фигурой. В последствии оно сделалось нарицательным и стало означать токарное разъемное красочно расписанное деревянное изделие. Но и по сей день, матрешка остается символом материнства, плодородием, поскольку кукла с многочисленным кукольным семейством прекрасно выражает образную основу этого древнейшего символа человеческой культуры.

Первую матрешку изготовил сам художник Малютин. После закрытия мастерской «Детское воспитание» производство деревянных кукол освоили в подмосковном Сергиевом Посаде, старинном центре по изготовлению игрушек. Их вытачивали на токарном станке.

Кроме матрешек, изображавших реальных людей своего времени, распространились куклы по мотивам литературных произведений. В 1912 году, к столетию Отечественной войны 1812 года, были созданы матрешки, которые изображали Кутузова и Наполеона. Внутри у них были фигуры военачальников.

Расписывали матрешки по мотивам сказок и былин: «Царь Додон», « Царевна - лебедь», «Конек – горбунок». Сергиево – Посадские матрешки имели от двух до двадцати четырех вкладышей. Самой большой считается 60 – местная кукла, выточенная в 1967 году.

Благодаря популярности этой матрешки в России стали возникать и другие центры по её изготовлению и росписи: в Семенове, Полховском - Майдане, в Вятке, Твери, Йошкар – Оле и других местах. У каждой из них свой стиль и роспись.

Матрешка - наиболее известный и любимый всеми российский сувенир, явление мирового масштаба. Первая русская матрешка появилась в конце XIX века, тем не менее она снискала небывалое признание как один из всеобъемлющих образов России, символ русского народного искусства.

Как вид народного искусства матрешка обладает огромным потенциалом для передачи событий, развернутых во времени и пространстве, для изображения памятников архитектуры древнерусских городов Владимира, Суздаля, Новгорода и других, для знакомства с декоративными мотивами традиционных центров русской народной культуры. Все чаще можно встретить матрешку, расписанную под "гжель", "жостово", "хохлому", "палех".

Роспись матрешки вбирает в себя все яркое, свежее, связанное с обновлением общества. Новые поколения пленяются свежестью воображения создателей народной и авторской матрешки. Матрешка - это произведение и скульптурное и живописное, это образ и душа России.

Елена Бардеева, russkg.ru

Биография

Сергей Васильевич Малютин (1859-1937гг) происходил из московской купеческой семьи. Родители его преждевременно умерли. Мальчика воспитывал его дядя. Сережа рано начал рисовать, родственники не препятствовали его занятиям, но, в конце концов, было решено, что он продолжит дело своего отца и отправили его учиться в училище. После окончания началась его самостоятельная жизнь, он уехал работать в Воронеж. Там однажды ему удалось посетить выставку «передвижников». Она так сильно вдохновила Сергея, что он окончательно решил стать художником. После он уехал в Москву, на тот момент ему был 21 год. Малютин стал работать чертежником в управлении Брестской железной дороги, но денег ему сильно не хватало, перед ним часто вставал вопрос – купить хлеб или тюбик краски. Выбор всегда падал на второе. В свободное время он много рисовал. Узнав, что в Московском училище живописи, ваяния и зодчества проводят вечерние курсы он начал их посещать, а вскоре и поступил на дневное отделение. Учился он замечательно, вкладывал всю душу в свои работы. За это его раньше других освободили от платы за обучение. В 1890 году Малютин окончил училище с серебряной медалью. Женился, появились дети. С этого времени началась тяжелая жизнь в поисках случайных заработков.

Еще студентом училища, Малютин очень заинтересовался русской стариной. Особенно его интересовали бытовые предметы, по их образцу он пробует делать собственные эскизы. В 1897 году он пишет вместе с К. Коровиным декорации для оперы «Садко». Современники восторженно приняли их работу. Но работа в театре продолжалась не долго. В 1890-е годы он выполняет иллюстрации к русским сказкам и сказкам Пушкина: Сказка о рыбаке и рыбке, Руслан и Людмила, Песнь о Вещем Олеге и др. Работая над театральными декорациями и иллюстрациями к русским сказкам, Малютин был счастлив, он находился в своей стихии, в своем сказочном мире.

В 1890 году Малютин вместе с токарем В. Звездочкиным создают матрешку. Всего таких куколок оказалось пять. Звездочкин выточил фигурки, а Малютин их расписал. Он изобразил на фигурках девочку в сарафане и платке с черным петухом в руках. Игрушка состояла из восьми фигурок. За девочкой шел мальчик, затем опять девочка и т.д. Все они чем-нибудь отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала завернутого в пеленки младенца. Распространенным именем в то время было имя Матрена — так и появилась всеми любимая Матрешка.

Летом 1899 года Княгиня Тенишева приглашает Малютина в свое имение Талашкино расположенное в Смоленской области. В то время это был центр возрождения художественных ремесел. Деятельность Тенишевой по собиранию произведений народного искусства и обучению резчиков, ткачих, вышивальщиц и других мастеров в специально устроенных мастерских приобрела широкий размах. Эскизы художественных изделий выполняли В. Васнецов, К. Коровин, М. Врубель, Н. Рерих, но расцвет талашкинских мастерских связан, прежде всего, с именем Малютина, под чьим постоянным руководством велась работа мастеров. По его проектам столярная и резчицкая мастерские выполняли внешнее и внутреннее убранство талашкинских построек, из которых сохранился до наших дней Терем. Не стремясь точно следовать образцам традиционного народного искусства, и не заботясь об утилитарной стороне, Малютин осмыслял национальное искусство, прежде всего на образном уровне и стал одним из создателей неорусского стиля, который был в России частью стиля модерн.

В 1900 году русская матрешка экспонировалась на Всемирной выставке в Париже, где получила медаль и мировое признание.  Журнал «Мир искусства» познакомил публику с произведениями Малютина, приобретавшими все большую популярность. В 1903 году он возвращается в Москву, вступает в Союз Русских Художников и начинает преподавать в Училище живописи, ваяния и зодчества. В 1905 году он вместе с архитектором Н. Жуковым делает проект доходного дома

П. Н. Перцова. Малютин разрабатывает как фасады и интерьеры, так и майоликовое декоративное убранство, исполненное по мотивам русских сказок. Убранство этого дома считается одним из лучших произведений неорусского стиля в России. Малютину удалось сделать большой шаг вперед в образном понимании национального искусства, сделать свою сказку, создать образец для подражания.

В 1909 году Малютин начинает работать над циклом портретов «лучших русских людей», им были исполнены портреты М. Нестерова, А. Васнецова, К. Юона, В. Гиляровского и др. В 1914 году Малютину было присвоено звание Академика.

В советское время Малютин занимался портретной живописью, писал портреты современников. В 1934 году состоялась его персональная выставка, приуроченная к 75-летию со дня рождения. На ней экспонировались более 100 живописных работ, эскизов к театральным постановкам и иллюстраций к русским сказкам. Умер Сергей Васильевич 6 декабря 1937 года в Москве.

Биографическая справка подготовлена пресс-службой РОСС из открытых источников

russkg.ru
 

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Если Вы уже зарегистрированы, выполните вход на сайт.

test