От Отчизны вдали, в Кыргызстане,
Нам судьба - за Россию гореть!
Где бы ни были мы - Россияне,
С тем родиться нам, с тем умереть.
Сохранить русский дух - дело чести!
И Великий язык отстоять!
Пусть все видят: мы русские вместе -
Несломимая сила и рать!
Пусть истории гимн величавый
Землям всем будет слышан в тиши! -
Это громкая русская слава,
И сияние русской души!!!

Светлана Шарова

[Сайт РОСС] -> Соотечественники -> Кто такой соотечественник? -> 4. Влияние на внешнюю политику

4. Влияние на внешнюю политику

Если в начале 1990-х годов большинство общественных объединений выступало за сохранение русских общин в новых государствах, то впоследствии из-за непредвиденного массового потока мигрантов на территорию России им пришлось пересмотреть свою точку зрения. В нынешней ситуации их позиция двойственна: с одной стороны, они требуют от государства помощи в улучшении положения «соотечественников», решивших остаться в стране проживания, а с другой стороны, указывают на необходимость оказания помощи в «возвращении» для всех остальных. Для разъяснения этого двойственного подхода, как со стороны общественных объединений, так и со стороны государства, необходимы конкретные предложения, касающиеся массового коллективного перемещения, а также предоставления для новоприбывших достаточных средств по месту прибытия (финансовая поддержка, облегчение административных процедур, особые займы на покупку земли, постройка недорогого жилья и т.д).

Двойственная стратегия предполагает участие общественных объединений в формировании внешней политики, проводимой Россией. Интернет-ресурс «Материк», принадлежащий Институту стран СНГ, содержит как комментарии по поводу положения «соотечественников», так и заявления Затулина в прессе, касающиеся отношений России с соседними государствами в постсоветском пространстве.

Все активисты представляют Белоруссию как наглядный пример благожелательной политики, проводимой президентом Александром Лукашенко в отношении русских, статуса русского языка в стране и объединения двух государств в рамках союза Белоруссия–Россия, созданного в 1996 году. В адрес остальных республик звучат обвинения в негативном отношении к русским общинам, однако к странам-союзникам, таким как Армения, отношение более снисходительное: ее не критикуют. По отношению к другим странам СНГ возможны две позиции. Если страна проводит пророссийскую политику на международной арене, участвуя во всех экономических и таможенных союзах, созданных на постсоветском пространстве, но не предоставляет достаточно прав своим русскоязычным гражданам, как, например, Казахстан, то отношение – скорее положительное. Страны, которые совмещают обе отрицательные тенденции, то есть проводящие внешнюю политику, диаметрально противоположную политике Российской Федерации, и поставившие русское меньшинство в более или менее трудное положение, например, Украина или страны Балтии, удостаиваются жесткой и крайне эмоциональной критики. Именно в адрес этих государств общественные объединения диаспоры выдвигают основные требования. Важно отметить, что внимание сосредоточено на западных республиках бывшего СССР, а странам Центральной Азии и Кавказа уделяется гораздо меньше внимания, даже в тех случаях, когда отношения России с этими государствами явно плохи, как с Грузией, или где положение русских катастрофично, как в Туркмении.

Все те, кто вовлечен в дело защиты прав русских, проживающих за рубежом, отличаются имперской точкой зрения на роль России в ближнем зарубежье и двойственным отношением к недавно созданным государствам. Еще в 1995 году на проведенном в Волгограде III конгрессе «представителей русского народа России и зарубежья» было заявлено, что регионы Алтая, Семиречья и Уральска никогда не принадлежали казахам. На первом Конгрессе соотечественников, прошедшем в 2001 году, К. Затулин развил эту мысль: он заявил, что в областях, расположенных на севере и востоке Казахстана, равно как и в восточных областях Украины и в Крыму, русское население присутствовало до появления там представителей титульных народов соответствующих стран, и призвал сделать из этого факта соответствующие политические выводы в области определения границ. В 2003 году в программе «Родины» появилось упоминание о возможности создания надгосударственного образования, в которое могли бы войти Россия, Белоруссия и Казахстан. Упоминались также Приднестровье, Абхазия и Южная Осетия – стремящиеся к отделению и пророссийские настроенные регионы соседних стран.

Несмотря на то, что идея о пересмотре границ по признаку доминирования этнических русских упоминается уже не столь часто, мысль о реализации русского варианта «доктрины Монро» для постсоветского пространства продолжает пользоваться поддержкой в среде общественных объединений диаспоры. Так, Затулин не скрывает желания заставить страны региона принять принцип двойного гражданства, выдвигая в качестве одного из оснований тот факт, что Россия оказывает военную поддержку и защищает территорию некоторых стран, например, Таджикистана, и продолжает косвенно субсидировать экономику всего региона, соглашаясь продавать свои ресурсы по ценам ниже мировых. В первой половине 1990-х годов Затулин также выдвинул инициативу по созданию парламентской комиссии по Севастополю и Черноморскому флоту, целью которой было бы обеспечить влияние России в Причерноморье, лишь недавно ставшем частью другого государства. Союз  ГУАМ, в который входят  страны, более всего настроенных против России, подвергается жесткой критике, в то время как участие е в Евроазиатском экономическом союзе (ЕврАзЭС), созданном в 2000 году, предлагается в качестве наиболее подходящего решения для всех стран региона. Тем не менее, и этот союз привлекает не всех: в некоторых кругах, в частности, в партии «Родина», существует беспокойство по поводу упрощения визового режима между Россией, Киргизией и Таджикистаном, которое рассматривается как угроза безопасности России.

Мэрия Москвы, в свою очередь, проводит параллель между процессом «собирания русских земель» в XIV веке, обеспечившим превращение маленького княжества в столицу целой империи, и процессом воссоединения общин, составляющих русские диаспоры, с родной страной, отечеством. Даже учитывая, что данное сравнение является эвфемизмом, можно отметить, что оно подразумевает надысторическую доминирующую роль России в регионе. Декларации объединения «Русь единая» имеют гораздо более выраженную политическую окраску и содержат призывы к «взаимовыгодному сотрудничеству с оппозиционными силами в странах СНГ и Прибалтики» с целью борьбы с элитами, пришедшими к власти в других республиках. Среди организаций, связанных с проблемами диаспоры, наблюдается общее стремление привлечь внимание российских федеральных властей к осознанию значения крупных русских общин, проживающих в соседних странах, в деле оказания политического и культурного влияния. Подобные призывы очевидно наводят власти новых государств на подозрения: не являются ли диаспоры на их территории «пятой колонной» на службе у бывшего «старшего брата»?

Волна «цветных революций», прокатившаяся от Грузии в 2003 году и Украины в 2004 году до Киргизии в 2005 году, вызвала возмущение со стороны защитников прав русских в странах ближнего зарубежья, так как любой пересмотр доминирующей роли России на постсоветском пространстве рассматривается ими как ухудшение положения «соотечественников» и ущемление интересов самой Российской Федерации. Американское и европейское влияние в данном регионе рассматривается в весьма негативном ключе: Евросоюз, например, подозревают в том, что он отдает предпочтение новым государствам в ущерб России и делает все, чтобы не улучшать положение русских меньшинств, особенно в странах Балтии. Обвинения в том, что в отношении России используется политика «двойных стандартов», служат лейтмотивом многих выступлений по вопросу о диаспоре.

Все стороны, задействованные в трудном деле работы с соотечественниками, несмотря на различия в статусе, предыстории и специфике работы, борьбу амбиций и разницу в логике действий, разделяют одни и те же политические взгляды: чувство униженности перед Западом, восприятие распада СССР в качестве поражения, надежды на восстановление великой мощи России, отказ от пересмотра роли Российской Федерации на постсоветском пространстве, которое рассматривается как естественная сфера для реалиции российской державности, и т.д.

 
test