От Отчизны вдали, в Кыргызстане,
Нам судьба - за Россию гореть!
Где бы ни были мы - Россияне,
С тем родиться нам, с тем умереть.
Сохранить русский дух - дело чести!
И Великий язык отстоять!
Пусть все видят: мы русские вместе -
Несломимая сила и рать!
Пусть истории гимн величавый
Землям всем будет слышан в тиши! -
Это громкая русская слава,
И сияние русской души!!!

Светлана Шарова

Среди лучших систем образования - Россия на последнем месте, Финляндия на первом
Категория: Образование и наука Дата и время публикации: 28.11.2012 00:06

alt

 

"Финляндия, Южная Корея и Гонконг возглавили рейтинг 20-ти самых успешных образовательных систем мира, составленный британской компанией Pearson по заказу аналитического отдела журнала Economist и опубликованный в газете Times. Великобритания на шестом месте, Россия - на последнем.

Рейтинг составляется по результатам международного теста по выпускным баллам школьников за 2006-2010 годы, а также по статистическим данным самих государств - например, по количеству детей, поступающих в университеты.

По словам одного из составителей рейтинга сэра Майкла Барбера, самыми успешными оказались те страны, где статус учителя высок и существует развитая образовательная культура.

"Лидирующие позиции в нашем списке занимают те государства, которые предоставляют учителям высокий статус, - сказал в интервью Times Майкл Барбер. - В этих странах есть настоящая культура образования".

В рейтинге Pearson Британия получила более высокую оценку, чем по авторитетным тестам Pisa, проводимым Организацией европейского сотрудничестра и развития (ОЭСР), однако данные Pisa учитывались при составлении списка Pearson.

Вслед за двумя образовательными "сверхдержавами", Финляндией и Южной Кореей, на 3-5 месте идет ряд азиатских стран, известных высокой результативностью школьной системы: Гонконг, Япония, Сингапур.

Тонкие материи

Британская система обучения, которая рассматривалась как единое целое, без деления на английскую, шотландскую или североирландскую, возглавляет подгруппу с показателями "выше среднего", куда попали также Голландия, Новая Зеландия, Канада и Ирландия.

В группу "середнячков" вошли США, Германия и Франция. В конце рейтинга значатся Мексика, Бразилия и Индонезия.

Тесты на грамотность, а также международные экзамены по математике и естествознанию, на основании которых идет сравнение стран, проводятся раз в три-четыре года. Таким образом, рейтинг дает реальную картину, но запаздывает на несколько лет.

Страны с самым высоким уровнем образования - ТОП-20

Рейтинг Pearson

  1. Финляндия
  2. Южная Корея
  3. Гонконг
  4. Япония
  5. Сингапур
  6. Великобритания
  7. Нидерланды
  8. Новая Зеландия
  9. Швейцария
  10. Канада
  11. Ирландия
  12. Дания
  13. Австралия
  14. Польша
  15. Германия
  16. Бельгия
  17. США
  18. Венгрия
  19. Словакия
  20. Россия

Цель компании Pearson - создать банк информации о достижениях в сфере образования.

Изучив те страны, в которых модель обучения оказалась наиболее успешной, авторы рейтинга пришли к выводу: деньги, выделяемые на образование, важны, но еще важнее культура, способствующая желанию и возможности учиться.

Финансирование легко измерить, сказано в отчете Pearson, однако более тонкие материи - например, отношение общества к учебе - играют в системе образования еще большую роль.

Феноменальные показатели азиатских стран отражают ту высокую ценность, которую знания имеют в глазах родителей. Этот же фактор продолжает играть роль, когда семьи переезжают в другую страну, сообщается в отчете.

Важность школьной автономии

Лидер рейтинга и "серебряный призер" - Финляндия и Южная Корея - разительно отличаются друг от друга, но обе страны отличает вера людей в важность образования и его высокую моральную ценность.

Авторы отчета обращают внимание на уровень преподавателей: лучшие ученики - это те, кого учат лучшие учителя. И дело не только и не столько в зарплате, так как большую роль играет общественный статус и уважение к профессии, хотя фактор денег также был учтен в исследовании.

Прямой связи между более высоким заработком учителя относительно среднего по стране и оценками школьников рейтинг не выявил.

А вот на экономических показателях страны сметливость школьников отражается напрямую, особенно теперь, в условиях глобализированной экономики, где высоко ценятся навыки и профессионализм работников.

Принципы работы школ, так же как и возможность семьи выбирать школу для ребенка, как оказалось, напрямую не связаны с уровнем обучения.

Большинство стран, расположившихся в верхней части рейтинга, имеют развитую школьную автономию. Среди них Голландия, Британия и Гонконг. А вот в Финляндии школы не имеют большой самостоятельности, хотя страна и заняла первое место.

Статус российского учителя

Член-корреспондент Российской академии образования Александр Абрамов согласен с позицией Pearson о значимости статуса учителя, а также местом, которое в рейтинге заняла Россия.

"К сожалению, я боюсь, что такая оценка, 20-е место, по-видимому, сегодня совершенно справедлива. Я наблюдаю ситуацию начиная с 50-х годов и помню отношение к учителю, он все-таки был уважаемой фигурой. Сейчас это далеко не так - и в материальном отношении и по статусу в обществе",- сказал Абрамов в интервью Би-би-си.

По словам Абрамова, в последние годы ситуация ухудшилась, и учитель превращается в "раба" своего начальства. Вместо участия в конференциях, повышения квалификации и общего культурного уровня, учителя пишут "бессмысленное количество" отчетов и заполняют электронные журналы, отметил член-корреспондент РАО.

"Когда декларируется чисто экономический подход, а зарплата учителя зависит от качества, на деле это сводится к тому, что начинается битва за показатели качества, - говорит Абрамов. - [Учитель] превращается в человека, который каждый день оправдывает свою зарплату".

В этой ситуации учитель зависим от директора школы, а директор - от управления образования, добавил член-корреспондент РАО.

Абрамов также заявил, что "система педобразования рухнула", из-за того что ей уделялось слишком мало внимания после распада СССР. Попадание многих педагогических институтов в резонансный "список неэффективных вузов" академик назвал оправданным.

"Но самое главное, что есть еще помимо статуса учителя - резкое падение престижа образования, науки, культуры в стране. Можно по-разному относиться к советскому времени, но уважение к знанию, к ученому, к профессору - оно было", - заявил Абрамов Би-би-си.

В октябре группа учителей потребовала внесения поправок в новый законопроект об образовании. В существующем варианте они увидели опасность коммерциализации и "смерти массового образования и науки".

"Геополитическая конкуренция"

Российские власти традиционно упрекают в несправедливости международные рейтинги в области образования, Россия в которых, как правило, занимает далеко не лучшие позиции.

Генеральный секретарь Российского союза ректоров Ольга Каширина в сентябре объяснила это, в частности, "геополитической конкуренцией".

Заявлению Кашириной предшествовала новость о том, что в 2012 году ни один российский вуз не вошел в список "рейтинга репутации", составляемого Гарвардским университетом.

Экс-министр образования и науки Андрей Фурсенко в марте назвал рейтинги "инструментом влияния", комментируя список самых престижных вузов Times Higher Education, куда российские образовательные учреждения также не попали.

Фурсенко заявил о необходимости создать собственный международный рейтинг вузов. В октябре эту инициативу подтвердил новый министр образования Дмитрий Ливанов.

Источник: Русская служба BBC
 

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Если Вы уже зарегистрированы, выполните вход на сайт.

test