От Отчизны вдали, в Кыргызстане,
Нам судьба - за Россию гореть!
Где бы ни были мы - Россияне,
С тем родиться нам, с тем умереть.
Сохранить русский дух - дело чести!
И Великий язык отстоять!
Пусть все видят: мы русские вместе -
Несломимая сила и рать!
Пусть истории гимн величавый
Землям всем будет слышан в тиши! -
Это громкая русская слава,
И сияние русской души!!!

Светлана Шарова

Почему мигранты из Киргизии выполняют работу, которую не делают россияне
Категория: Миграция и переселение Дата и время публикации: 06.05.2012 19:55

alt

Почему Федерация независимых профсоюзов России поддержала кандидатуру Владимира Путина на президентских выборах? Насколько Российской Федерации необходимо воссоздание Министерства труда?

Гость программы - Михаил Викторович Шмаков, председатель Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР).

ведущий Григорьев: Здравствуйте! У нас в гостях председатель Федерации независимых профсоюзов России Михаил Викторович Шмаков. Здравствуйте!

Шмаков: Здравствуйте!

Григорьев: Федерация независимых профсоюзов России была одной из структур, которая поддержала на выборах Владимира Путина. Завтра будет инаугурация  , и избранный президент начнет действовать. Скажите, почему вы поддержали именно Владимира Путина?

Шмаков: Во-первых, вы совершенно справедливо заметили, что ФНПР была одной из организаций, которая на самом начальном этапе вошла в Общероссийский народный фронт. Мы сделали это осознанно. Я хочу вернуть всех в ту атмосферу, которая была год назад. Было очень много неясного, многие советчики президента, премьера Владимира Путина говорили о том, что не стоит Путину выдвигаться на новый срок, необходимо, чтобы Медведев выставил свою кандидатуру и баллотировался на президента.

Тем самым в тандем, мне не очень нравится это название - "тандем", но тем не менее между двух высших чиновников нашего государства в очередной раз попытались вбить клин и сказать, что мы одного не примем, а второго примем. Конечно, за этим стояли определенные интересы некоторых групп внутри страны, они в чем-то пересекались с интересами, которые существуют вне рамок нашего государства, вне рамок нашей страны.

В этот момент, причем вся логика развития событий, основанная на том, что, как нам казалось, Владимир Путин способен, хочет и двигается к тому, чтобы в очередной раз баллотироваться и стать президентом Российской Федерации, но все было очень неясно. В этой ситуации пришла идея создания Общероссийского народного фронта в поддержку даже не Путина, а той линии, которая проводилась в нашем государстве на протяжении последних 11 лет.

Мы считаем, что стабильное развитие лучше хаоса, революции. Это отправная точка, от которой мы отталкивались, и именно поэтому мы поддержали создание Общероссийского народного фронта. Логическим продолжением этого стала поддержка в качестве кандидата в президенты Владимира Путина.

После известных событий сентября 2011 года, когда была озвучена договоренность, которой достигли Дмитрий Медведев и Владимир Путин, о том, что Медведев рекомендует именно Владимира Путина как кандидата на выборах президента Российской Федерации. Вы помните, сколько было различных мнений, я не очень люблю это слово, но тем не менее его употреблю - "разводок", мол, давайте сделаем так, чтобы был или один, или другой, или ни тот, ни другой, давайте искать кого-то третьего.

В результате нашли. В результате было семь кандидатов на пост президента Российской Федерации. На фоне всех выдвинутых претендентов, конечно, наш голос был за Путина, потому что это человек, который, будучи два срока, 8 лет, президентом Российской Федерации, будучи премьером Российской Федерации, всегда был открыт к переговорам.

Я не могу и не хочу сказать, что он был готов к тем решениям, которые предлагали профсоюзы. Я имею в виду, он был открыт к переговорам с профсоюзами, что любые темы можно было обсуждать, и разумные предложения не отвергались, а запускались в проработку и после этого в достаточно большом количестве случаев облекались в форму государственных решений. Это импонирует нам в этом человеке.

Григорьев: Что вы ожидаете от следующего срока Владимира Путина? Каких решений, какой стратегии? Мы знаем, что ряд людей предлагают Владимиру Путину "Стратегию-2020", к которой вы достаточно критически относитесь. Каким вы видите следующий срок Владимира Путина?

Шмаков: Я думаю, что это будет нелегкий срок. Нелегкий срок для Путина. Нелегкий срок для нашего общества, для нашей страны. Почему нелегкий? Потому что, конечно, разнонаправленные идеи дальнейшего развития экономики, от которой зависит авторитет и мощь страны, признание в мировом сообществе. Идеи выдвигаются самые разные.

И мы не думаем, что на нашем пути, на пути Федерации независимых профсоюзов России, что мы поддержали Общероссийский народный фронт, мы поддержали Путина, сейчас он избран, пройдет инаугурацию, вступит в должность президента Российской Федерации, и что дальше, после этого, все будет легко, мы можем почивать на лаврах и уже ничего не делать, все пойдет само собой, автоматически. Нет, конечно!

Мы ждем от этого срока следующих вещей. Во-первых, это уже было заявлено Владимиром Путиным после выборов, но мы хотим и ждем того, что это будет реально проводиться, что Россия останется социальным государством, как записано в нашей Конституции. Различные советы о том, что давайте откажемся от статуса социального государства, давайте будем жить по-другому, зажмем социальность нашего государства, дадим свободу бизнесу, а потом бизнес нас приведет в светлое будущее.

Мы это уже проходили. Нас уже различными способами звали в светлое будущее, писались программы, как мы будем жить в этом светлом будущем. К сожалению, из этого ничего не получилось. Предложения бизнеса, особенно крупного и такого, который не является социально-ориентированным, сводятся к тому, что благоденствие будет только для хозяев, а все остальные должны оставаться на уровне людей "второго сорта". Мы этого не приемлем, поэтому за это будет борьба. Мы ждем от Владимира Путина, чтобы он твердо оставался на позиции социального государства.

Далее мы, конечно, ждем и рассчитываем на то, что в рамках общей стратегии будут повышаться доходы населения Российской Федерации, прежде всего работающих. У нас недооценен труд. За счет этого, может быть, наша страна проигрывает на фоне других мировых держав, в которых уровень жизни, доходов гораздо выше, поэтому, естественно, возможности страны, граждан этих стран выше.

Что касается "Стратегии-2020". В том виде, в котором она доработана - это новый гимн либерализму. Прежде всего свобода самых разных направлений бизнеса, особенно крупного, а интересы людей, граждан, работников отводятся на второй, десятый план. Мы против "Стратегии" в том виде, в котором она предлагается. Наверное, какие-то мысли можно оттуда взять.

Мы считаем, что сегодня есть две конкурирующие стратегии: "Стратегия-2020", написанная мудрецами от либерализма и представителями школы Гайдара, которые дорабатывали этот документ, и Программа народных инициатив Общероссийского народного фронта. У них есть точки соприкосновения. Я не хочу сказать, что это полностью альтернативные документы, но мы прежде всего ориентируемся на ту Программу народных инициатив Общероссийского народного фронта, в написании которой мы принимали участие, и мы в целом согласны и считаем, что это более прогрессивная программа.

"Стратегия-2020" в доработанном виде, которая предлагает увеличение пенсионного возраста, увеличение гибкости на рынке труда, то есть пересмотр действующего Трудового кодекса, упрощение увольнений - в рамках "Стратегии" между строк читается, что увеличится продолжительность рабочей недели - это не приемлемо. Это не путь.

Более того, рецепты, которые положены в основу доработанной "Стратегии-2020", отвергнуты ведущими капиталистическими странами еще 5 или 7 лет назад. Сегодня нормальный развивающийся мировой капитализм, который прошел стадию ультралиберализма, и теперь Америка, как самая либеральная страна, с самым либеральным взглядом на экономику, на социальную политику задумывается, а почему безработица в США не понижается ниже 10 процентов, хотя виден выход из кризиса, в то время, как в Германии, которая по своей Конституции является социальным государством, безработица гораздо ниже, и у нее гораздо более динамичный выход из кризиса.

Администрация Обамы не задумывается о применении некоторых германских рецептов для того, чтобы внедрить их в экономику США. Это их дело, дело США. А мы не должны сходить с того пути, который у нас был на протяжении 12 лет, и мы будем защищать именно этот путь экономического развития.

Григорьев: Я знаю, что одно из ваших давних предложений – это создание Министерства труда. Причем такая структура уже существовала в правительстве России. Сейчас, может быть, пришло время воссоздания этой структуры? Как вы думаете, будет ли Министерство труда создано, и чем оно должно заниматься? В чем смысл его воссоздания?

Шмаков: Я думаю, что воссоздание этого министерства необходимо. Мы очень рассчитываем на это и дали соответствующее предложение вновь избранному президенту и действующему президенту, который будет, видимо, премьером нового правительства.

Мы подали официальное заявление о том, что необходимо восстановить Министерство труда. Человеческий капитал - одна из составных частей капитала. Мы знаем, что есть производственный капитал - это средства производства, финансовый капитал - финансовые средства, и человеческий капитал. Только при сложении всех этих составляющих может проводиться эффективная работа для того, чтобы развивалась экономика, создавались новые продукты, будь то продукты в обслуживающих отраслях или продукты в научной области, инновации и все остальное. Все это складывается из этих трех составных частей.

У нас есть Министерство финансов, Министерство экономики, которое занимается производственным капиталом, но у нас нет Министерства труда, которое должно заниматься человеческим капиталом, потому что от способностей, от развития человеческого капитала, от способности, во-первых, к воспроизводству, во-вторых, к рациональному перераспределению капитала зависит реальная эффективность экономики и, самое главное, жизненные устои, успехи всего населения Российской Федерации.

В России наемными работниками являются более 95 процентов работающих. Есть собственники, но их достаточно мало. Понятно, что они живут от предпринимательского дохода, от каких-то финансовых инструментов, но это 5 процентов. Некоторые исследователи говорят 10, пусть даже 10. Все остальные получают доходы от того, что являются наемными работниками, взаимодействуют с работодателем, договариваются о каких-то условиях оплаты своего труда, делают свою работу, получают заработную плату. Поэтому Министерство труда необходимо.

Кроме всего прочего, та конструкция, которая получилась при ликвидации Минтруда, когда его дела передали Министерству здравоохранения и социального развития - извините, как корабль назовешь, так он и поплывет. Если в названии этого министерства нет слова "труд", то труд в его деятельности оказывается на самом последнем месте.

На прошедшей не так давно итоговой коллегии по деятельности Минздравсоцразвития за прошлый год министр Голикова 45 минут говорила о здравоохранении, 5 минут - о труде и еще 10 минут - о социальном развитии. Вот примерное соотношение и отношение к тем проблемам, которые необходимо решать с помощью перспективных идей и, самое главное, политики на рынке труда.

Чем должно заниматься министерство? Во-первых, политикой заработной платы. У нас это все разорвано, у нас нет политики заработной платы. Поэтому от знаменитой формулы, что рынок все урегулирует, уже отказались во многих секторах экономики. Тем не менее в том секторе, который отвечает за заработную плату, это имеется.

Более того, миграция. Внешняя неконтролируемая трудовая миграция значительно снижает уровень оплаты труда в Российской Федерации. Потому что мигранты, скажем, из Киргизии, где средняя заработная плата на уровне примерно 100 долларов, в отличие от России, все-таки в России средняя заработная плата порядка 700-800 долларов, естественно, эти трудовые мигранты готовы выполнять работу за те деньги, за которые российский гражданин не будет работать. А они готовы выполнять и занимают рабочие места.

У нас растет безработица. Я не против профсоюзов и трудовой миграции, но она должна быть регулируема. А что предлагает Федеральная миграционная служба? Она предлагает всех легализовать, и дальше пусть они крутятся, как хотят. Это не политика, это, наоборот, подрыв государства.

Вся миграционная политика должна быть в сфере действия Министерства труда, а Миграционная служба - полицейская служба, которая должна выдавать паспорта и смотреть, какие граждане других стран прибывают к нам с целью получить здесь работу, и проверять, есть ли среди этих граждан персоны нон грата, то есть те, кто не может быть принят в нашей стране.

Дальше должны быть квоты, которые должны обсуждаться, во-первых, на трехстороннем уровне, в трехсторонней комиссии - профсоюз, работодатель и государство. Кстати, это делается и обсуждается, и принимается порядка 2 миллионов на 2012 год, но дальше - неконтролируемая миграция. По оценке той же самой Миграционной службы - еще порядка 10 миллионов. Это неправильно.

Министерство труда сначала должно сказать, что у нас есть внутренняя трудовая миграция, трудоизбыточные и трудонедостаточные регионы. Первым делом надо сделать так, чтобы граждане Российской Федерации могли переехать и получить рабочее место в соответствии со своей квалификацией там, где необходимы их рабочие руки. После этого - решить, в каком количестве нужна внешняя трудовая миграция. И пригласить: надо 2 миллиона, пусть будет 2 миллиона, надо 1 миллион - будет 1 миллион. Но для всех остальных должен быть барьер.

У нас будет развиваться производство, не будет хватать рабочих рук - тогда, конечно, каких-то специалистов можно приглашать из-за рубежа. Должна быть политика. Сегодня политики нет. И это главное, чем должно заниматься Министерство труда, наряду с созданием нормальной пенсионной системы, социальным страхованием, системой обязательного медицинского страхования, системой страхования от безработицы. Поле очень широкое, есть чем заняться этому министерству.

Григорьев: Условно говоря, есть Министерство природных ресурсов, а это, условно говоря, министерство человеческих ресурсов.

Шмаков: Совершенно верно. Можно так интерпретировать.

Григорьев: Мы знаем, что сейчас активно развиваются, формируются группы по созданию политических партий. Если не ошибаюсь, в Министерстве юстиции порядка 150 групп. Я слышал, что и представители профсоюзов также формируют оргкомитет по созданию политической партии. О чем идет речь?

Шмаков: Да, это так, мы это не скрываем. Более того, сейчас изменилась общегосударственная концепция того, каким образом надо строить государственную партийную жизнь. В одно время была устойчивая тенденция, чтобы было 2-3 партии (многопартийная система), которые бы между собой конкурировали, но тем не менее не расширять это количество, поскольку есть плюсы и в одной, и в другой системе.

Сейчас принят другой курс. По каким причинам - сейчас не хочу останавливаться, тем не менее принято другое решение. В связи с этим многие профсоюзные активисты, которые не удовлетворены нашим взаимодействием с "Единой Россией", но мы действительно взаимодействуем с этой партией.

Четыре парламентских партии. "Единая Россия" - единственная партия, которая не выставляет профсоюзам предварительных условий, на какой основе взаимодействовать. Она не пытается командовать профсоюзами. Мы выступаем как равные партнеры, нас это устраивает.

Более того, мы, конечно, не будем рвать отношения с "Единой Россией", по-прежнему будем взаимодействовать. Есть много профсоюзных активистов, которые являются и активистами партии "Единая Россия". Но это удовлетворяет не всех профсоюзных активистов.

Если вспомнить историю, еще до "Единой России", в 1990-е годы существовало общественно-политическое движение "Союз труда". Собственно, оно было одним из учредителей движения "Отечество", которое потом учредило "Единую Россию". Многие профсоюзные активисты говорят: "Давайте возродим "Союз труда", давайте его зарегистрируем как политическую партию и параллельно с "Единой Россией" примем участие во всех политических мероприятиях, прежде всего в выборах на муниципальном уровне, на региональном, когда-то дойдем и до федерального уровня".

Мы считаем, что эту инициативу нельзя останавливать и пресекать. Мы будем помогать этим активистам и оргкомитету. По-разному может сложиться судьба "Единой России" или тех партий, которые сейчас являются парламентскими. Кто-то развалится, кто-то укрепится. Это ведь такой, извините, политический рынок, на котором есть успехи и неудачи.

Мы не можем быть поставлены в зависимость от того, как та или иная партия себя поведет. У нас же нет контроля или контрольного пакета, чтобы влиять на принятие решений "Единой Россией". Еще раз повторю, мы сотрудничали и будем продолжать сотрудничать с ней. Но мы будем поддерживать и тех, кто хочет создать партию с большей ориентацией на профсоюзы.

Григорьев: Вы можете теоретически представить себе ситуацию, когда на муниципальном уровне представители, условно говоря, партии профсоюзов будут конкурировать с представителями партии "Единая Россия"? Или они будут входить в блоки? Хотя блоки пока еще запрещены.

Шмаков: Я рад тому, что вы сказали слово "пока". Логика политической жизни и политической борьбы подсказывает, что как только мы допускаем наличие партий по 500 человек, после этого неизбежно будет допущено образование различных блоков.

Конечно, если дальше смотреть, как будут развиваться события, блоки могут быть совершенно различны в разных регионах, различны сочетания участников этих блоков. Я не исключаю ни того, ни другого.

Сейчас обсуждают на уровне президента и премьера: быть партийным или беспартийным. У нас давно принято это решение: председатель ФНПР не входит ни в одну партию. Но тем не менее мы заинтересованы, чтобы были активные партии, с которыми можно сотрудничать. Я не исключаю, что когда-то та партия, которая создастся, будет где-то входить в блок с "Единой Россией", а где-то будет и конкурировать.

Григорьев: В гостях у нас был председатель Федерации независимых профсоюзов России Михаил Викторович Шмаков. Спасибо за участие в передаче.

Шмаков: Спасибо. До свидания!

источник: Радио «Голос России»

 

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Если Вы уже зарегистрированы, выполните вход на сайт.

test