От Отчизны вдали, в Кыргызстане,
Нам судьба - за Россию гореть!
Где бы ни были мы - Россияне,
С тем родиться нам, с тем умереть.
Сохранить русский дух - дело чести!
И Великий язык отстоять!
Пусть все видят: мы русские вместе -
Несломимая сила и рать!
Пусть истории гимн величавый
Землям всем будет слышан в тиши! -
Это громкая русская слава,
И сияние русской души!!!

Светлана Шарова

Один за всех, и все за одного
Категория: Миграция и переселение Дата и время публикации: 28.04.2012 21:23

alt

Бывает, что и отсутствие новостей - тоже новость. Правда, не всегда позитивная. Как, например, вот эта: Кыргызстан с Россией в очередной раз не заключили соглашение о реадмиссии, призванное сыграть важную роль в решении миграционных проблем.

Подписать документ, который готовился в течение многих месяцев, предполагалось во время недавнего визита в Кыргызстан министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова. С этой целью в делегацию, сопровождавшую его, специально включили заместителя директора Федеральной миграционной службы России Николая Смородина. Однако - не сложилось, и российская сторона здесь ни при чем. Но об этом - чуть позже, а сейчас - о сути самого соглашения.

Как пояснил посещавший в прошлом году Кыргызстан другой замдиректора ФМС РФ Анатолий Кузнецов, реадмиссия - это передача лиц, незаконно пребывающих на территории государства, в страну, из которой они прибыли, с согласия последней. При заключении соответствующего соглашения все эти процессы перейдут в четко отрегулированное русло.

- Реадмиссируемые лица станут помещаться в России в специальные центры, это строения не тюремного, но, скорее всего, социального характера, - отмечает Кузнецов. - В случае с кыргызстанцами мы обращаемся к компетентным органам вашей республики с просьбой подтвердить гражданство конкретного человека. А затем указываем, когда, каким видом транспорта, в каком пункте пропуска мы его будем отправлять на территорию Кыргызстана. И, естественно, в своем ходатайстве опишем все правонарушения, которые он совершил. И у вас будут знать, за какие деяния данному гражданину закрыт въезд в Россию на период от трех до пяти лет. Это цивилизованная форма взаимодействия, когда в ней участвуют компетентные органы двух заинтересованных государств.

Надо добавить, что в 2010 - 2011 годах совместная кыргызско–российская рабочая группа по проблемам трудовой миграции активно работала над целым пакетом документов, призванных существенно упростить пребывание наших соотечественников на территории России, перевести его в правовое поле и в четко регулируемое русло. В перечне проектов значились, помимо реадмиссионного, соглашения об оргнаборе, о взаимном признании медицинских заключений, характеризующих состояние трудящихся–мигрантов, о привлечении потенциалов торгово–промышленных палат КР и РФ к профилактике нелегального трудоустройства в России и подготовке специалистов нужного профиля и другие. Но в дальнейшем такая рабочая активность пошла на убыль. И в немалой степени - в связи с ослаблением ее у Министерства труда, занятости и миграции КР, что произошло после смены руководства в нем. А к концу прошлого года это ведомство, которое в течение многих лет выступало главным и весьма инициативным партнером в переговорах с российскими миграционщиками, вообще ликвидировали - к полной неожиданности обеих сторон. Всю миграционную проблематику было решено вновь передать в ведение Министерства иностранных дел, его консульских служб. Как это было когда–то, еще до создания у нас Минмиграции.

Ну а теперь вернемся к нынешним реалиям.

- Соглашение о реадмиссии было готово к подписанию еще в первом квартале текущего года, намечалось сделать это в ходе визита президента Кыргызстана в Москву, - сообщил "Вечернему Бишкеку" замдиректора ФМС РФ Николай Смородин. - Но в связи с тем, что очень скоротечны были встречи официальных лиц, на это не хватило времени. А теперь выясняется, что по новому регламенту Кыргызстана надо предварительно согласовывать вопрос. И с профильными комитетами в вашем парламенте, имеющими отношение к данной проблематике.

- То есть все зависит от нашей стороны?

- Да, мы готовы, для этого и приехали. У нас есть распоряжение правительства, полномочия, текст, сверенный и согласованный. Но теперь процесс согласования продолжился.

- Ранее готовились и другие соглашения. Например, об организованном наборе трудовых мигрантов для работы в России.

- Этот и другие документы находятся пока в работе.

- А каковы все–таки перспективы с переводом наших отношений в миграционной сфере на рельсы оргнабора?

- Мы однозначно за. Суть здесь в чем? Допустим, на территории России есть завод, куда требуется энное количество рабочих. И он напрямую через наше представительство в Кыргызстане, а в будущем, может быть, и напрямую с вашей стороной будет набирать этот состав. Чтобы не было, как сейчас, хаотично: люди приезжают, ищут работу, попадают в ситуации, связанные с нарушением закона. В упомянутом случае они уже четко будут знать, где им предоставят работу, жилье, обеспечат положенным социальным пакетом. И смогут трудиться без всякой нервотрепки.

- Будет ли миграционная политика в России ужесточаться по отношению к гражданам из ближнего зарубежья, в том числе и Кыргызстана? Одно время говорилось о либерализации ее, сейчас, похоже, тональность меняется.

- Ну почему? Речь об этом идет по–прежнему. Другое дело, что ФМС одна не может все проблемы решить. Но как раз хочет узаконить все эти процессы, чтобы приезжие работали спокойно, в срок и в полном объеме получали зарплату, жили не в бытовках, которые сгорают на рынках вместе с людьми, а в нормальных условиях, имели нормальное питание, медицинское обслуживание. Однако необходим комплекс совместных усилий других ведомств, имеющих к миграционной сфере то или иное отношение.

- А квота для трудовых мигрантов будет расширена? Или же - вообще отменена, о чем тоже вроде бы ходили разговоры.

- Мы выступаем за отмену. Но квотами занимается не ФМС, а Министерство здравоохранения и социальной политики. Но свои предложения по данному поводу готовим, недавно их озвучил директор Федеральной миграционной службы.

В схожем ключе высказался и министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, в частности, во время своей встречи с преподавателями и студентами КРСУ.

- С нашей стороны есть искренняя заинтересованность в том, чтобы полностью нормализовать эту сферу, - подчеркнул глава внешнеполитического ведомства России. - Мы по нашему закону обязаны предоставлять всем мигрантам равные права, и это базовое требование. Что касается трудовых мигрантов из Кыргызстана, то, по–моему, чуть менее 300 тысяч из них в минувшие годы уже получили российское гражданство, также значительное количество работает на различных правовых основаниях, получив вид на жительство, разрешение на работу и так далее. Но мы все знаем, что есть много нелегалов. И после недавних трагических случаев, когда в пожарах погибли и кыргызские рабочие, МЧС России выступило с предложением: вместе с посольством Кыргызстана посетить те точки, где компактно проживают трудовые мигранты из вашей республики. Очень часто эти условия абсолютно нечеловеческие. И наша работа как раз и направлена на то, чтобы подвести прочную правовую базу под каждого мигранта, пресечь случаи, когда недобросовестные предприниматели заманивают их приехать нелегально и нелегально устроиться на работу. А в результате людям не платят зарплату, как положено, или дают в конвертах мизерные деньги, не обеспечивают страховками. Вот от чего мы хотим избавиться, и, думаю, это в интересах и россиян, и кыргызстанцев. И необходимо для оздоровления криминальной ситуации в РФ, потому что очень часто в таких вот "вороньих слободках" происходят вещи, о которых никто не знает.

- У нас есть двустороннее соглашение по вопросам облегчения трудовой деятельности и обеспечения социальной защищенности трудовых мигрантов, в соответствии с ним создана и действует совместная рабочая группа, - напомнил Сергей Лавров. - И теперь мы договорились о том, чтобы она почаще собиралась. Сейчас дело за кыргызской стороной. У вас произошла структурная реформа в правительстве, и пока неясно, кто будет заниматься этой проблематикой. Судя по всему, как я слышал, МИД. Но как только все устоится, надо встречаться и решать конкретные вопросы.

Как говорится, кто бы спорил? Да только когда все устоится - вот в чем вопрос. Принять решение о расформировании или создании ведомства, о передаче функций от одного госоргана другому - наверное, наименее сложный шаг. Зато гораздо труднее сделать за короткий срок ту или иную структуру дееспособной, учитывая, что ее сотрудникам надо для этого наладить деловые связи, установить личные контакты, от которых немало зависит, сделать еще много чего важного и нужного. Радикальные реорганизации в миграционной сфере произошли в Кыргызстане в тот момент, когда и в самой России меняются подходы к данной проблематике в условиях крепнущих антимигрантских настроений в обществе, и в самой КР обостряется проблема трудоустройства населения. А значит, огромная масса наших трудовых мигрантов в предстоящие теплые месяцы опять хлынет и уже хлынула в Россию на заработки. Сможет ли наша страна в новых условиях очень малыми силами обеспечивать права и интересы сотен тысяч кыргызстанцев на просторах необъятной России? Да еще в ситуации, когда те или иные решения, принятие которых подчас не допускает промедления, теперь обязаны проходить обкатку еще и в парламентской среде. А уж какой бывает здесь эта обкатка, все мы хорошо знаем!

Из слов Сергея Лаврова и Николая Смородина видно, что российское руководство, несмотря на, как уже говорилось, неприязнь среди части россиян к "понаехавшим", в целом настроено по отношению к трудовым мигрантам конструктивно. Такие позиции разделяют многие. Например, Владимир Мукомель, директор Центра этнополитических и региональных исследований РФ, убежден:

- Наше общество должно сделать шаг навстречу мигрантам, предоставить достойные условия тем, кто хочет остаться в России навсегда, для того, чтобы они могли быть в правовом поле, учиться, иметь возможность лечиться, платить налоги. Сейчас, выбрасывая их в теневую экономику и ущемляя во многих правах, мы сами создаем ситуацию, чреватую социальной напряженностью. И если на эти вызовы нами не будет дан адекватный ответ, то в перспективе страну ждет то, что мы можем наблюдать уже сегодня: еще большее отторжение мигрантов, нагнетание ксенофобских настроений. А ведь культурная дистанция между нами и, скажем, таджиками, киргизами, узбеками не такая колоссальная, как между французами и выходцами из Африки.

Однако обольщаться не стоит. Ведь и среди российских властей не все толерантны к приезжим. Да и будь предприняты наверху дальнейшие шаги в сторону либерализации миграционного законодательства, всем хорошо известно, как в России (да и у нас) долго доходят до первичных уровней распоряжения вышестоящих инстанций. И как выполняются, если выполняются вообще. Так что в нынешней ситуации, как и в обозримой перспективе, очень многим нашим мигрантам по–прежнему не на кого, кроме самих себя, надеяться. Ни на родину, где о проблемах соотечественников за рубежом отечественные политики обычно вспоминают лишь при достижении своих целей, ни на страну пребывания, руководство которой до сих пор не выработало четкой политики по отношению к гастарбайтерам.

Этот жаргонизм, обозначающий иностранца, работающего по временному найму, прочно вошел в наш лексикон с 90–х годов прошлого столетия и изначально приобрел негативный оттенок. Он отчетливо характеризует отношение жителей что России, что других стран СНГ к своим некогда согражданам по бывшему СССР, а теперь - носителям чуть ли не всех возможных бед. Хотя при этом упорно не принимается во внимание, что гастарбайтерская масса выполняет самую черную и грязную работу, на которую аборигенов, несмотря на всю их кичливость и причитания по поводу занятия чужаками рабочих мест, калачом не заманишь.

К сожалению, не осознается и другое: именно миграционная сфера и есть та первооснова, на которой отрабатываются принципы будущего сосуществования и взаимодействия в рамках и Единого экономического пространства, и Евразийского экономического союза. Одними директивами да межгосударственными соглашениями все эти объединения не построить. Их можно провозгласить, а вот воплощать, наполнять конкретным содержанием любую благую идею должны люди. Сегодня на трудовых мигрантах многое держится. А отдуваться при этом им приходится за чужие грехи и ошибки, за недоработки и просчеты своих и зарубежных правительств, в условиях пренебрежения к собственным судьбам со стороны своей и унижения - со стороны чужой родины. И какой же прочностью будут обладать межгосударственные конструкции, возводимые на таком фундаменте?

Евгений Денисенко

Источник: газета "Вечерний Бишкек"

 

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Если Вы уже зарегистрированы, выполните вход на сайт.

test