От Отчизны вдали, в Кыргызстане,
Нам судьба - за Россию гореть!
Где бы ни были мы - Россияне,
С тем родиться нам, с тем умереть.
Сохранить русский дух - дело чести!
И Великий язык отстоять!
Пусть все видят: мы русские вместе -
Несломимая сила и рать!
Пусть истории гимн величавый
Землям всем будет слышан в тиши! -
Это громкая русская слава,
И сияние русской души!!!

Светлана Шарова

От дисбаланса в межэтнических отношениях к балансу
Категория: Политика Киргизии Дата и время публикации: 04.04.2012 11:38

altВсе живущие в нашей стране, независимо от национальности, должны чувствовать себя гражданами Кыргызстана". А. Атамбаев.

Об этом говорится в Указе "О неотложных мерах по укреплению общественной безопасности КР": "В неотложном порядке в двухмесячный срок разработать проект Концепции этнической политики и консолидации общества, направленной на проведение сбалансированной политики в сфере межэтнических отношений, … на основе имеющихся проектов, подготовленных с участием широкого круга организаций, гражданского общества и Ассамблеи народа Кыргызстана, депутатов Жогорку Кенеша и разработок правительства".

Для самых непонятливых пресс-служба Президента пояснила: Указ "направлен на предотвращение этнических конфликтов… а для этого надо изучить причины и сделать выводы… из трагических событий мая-июня 2010 г. в Ошской и Джалал-Абадской областях КР".

Межэтнические отношения: от дисбаланса к балансу

Если глава государства выступает за проведение сбалансированной этнической политики, направленной на обеспечение конституционных прав этнических меньшинств, то нельзя не вспомнить об ее двойных стандартах в деятельности его предшественников и о результатах этого. Последние отражены в разработанном ранее (2011 г.) проекте Концепции этнической политики и консолидации общества: "Ситуация с представленностью этнических групп на государственной службе и в составе силовых структур остается недостаточной. … По данным Государственной кадровой службы, на начало 2011 года из 16 980 административных государственных служащих кыргызы составляют 91%. …В МВД кыргызы составляют 92,7% от общей численности сотрудников органов внутренних дел. …Анализ количественного состава депутатов местных кенешей показал, что 86% из них – представители кыргызской национальности. …Представители других национальностей в депутатском корпусе Ошской области составляют 18%; из 524 председателей местных кенешей только 10% являются представителями других национальностей".

И там же в качестве выводов из анализа ситуации в межэтнических отношениях указывается: "В период с 1991-го по 2009 год в КР национальные программы и стратегии практически не учитывали этнического многообразия общества, не проходили оценки на конфликтную чувствительность".

"Наличие и деятельность общественно-консультативных советов не снимает с государства ответственности за предупреждение конфликтов и обеспечение равных прав и возможностей для всех граждан независимо от их этнической принадлежности".

Рассматривая состояние межэтничеких отношений в стране, следует привести слова председателя Ассамблеи народа Кыргызстана Б.Мурзубраимова, сказанные им на встрече с верховным комиссаром ОБСЕ по делам национальных меньшинств К. Воллебеком: "Межэтническая сфера в республике еще далека от совершенства". Следует обратить внимание и на мнение нашего гостя: "Межэтнические объединения могут стать связующим звеном между правительством и сообществом, а также между представителями разных народов". Очевидно, механизм связи АНК, правительства и этнических объединений должен найти отражение в будущей концепции.

Серия межэтнических столкновений, прокатившихся по стране, и в первую очередь события на юге побудили главу государства к решению начать регулирование межэтнических отношений с "чистого листа" – разработки новой концепции этнической политики. А дальше – "дело техники": выраженная в концепции политика государства, перекладывается на "язык права", закрепляется в нормах различных законов. Результат их исполнения однозначен – окончательное решение национального вопроса, ликвидация "детской болезни" национализма, которой, словно корью, болеют отдельные политики, межэтническая стабильность и мир под тополями Кыргызстана.

Этнические граждане в  политике: и врозь, и вместе

Глава государства, как гарант соблюдения Конституции КР, ставя задачу разработки новой концепции, надеется увидеть в ней меры, направленные на создание условий, обеспечивающих реализацию конституционных прав и обязанностей кыргызстанцев – представителей этнических меньшинств. Коль скоро речь идет о правах граждан, уместно вспомнить о конституционной обязанности государства "создавать условия для представительства различных социальных групп, определенных законом, в государственных органах и органах местного самоуправления" (ст.2 Конституции КР). Но ни правительство и ни один из депутатов парламента, обладающих конституционным правом законодательной инициативы, до сих пор не разработали проект конституционного закона, который бы установил этнические меньшинства (социальные группы), условия их представительства в органах государства и местного самоуправления.

Одним из таких условий является конституционное право граждан, следовательно, и этнических граждан, создавать и регистрировать общественные объединения "на основе свободного волеизъявления и общности интересов для реализации и защиты своих прав и свобод, удовлетворения политических, экономических, социальных, трудовых, культурных и иных интересов" (ст.4 Конституция КР).

Ранее в Национальной стратегии децентрализации госуправления и развития местного самоуправления (2002 г.) была выражена необходимость представления в органах МСУ членов сообществ "по признакам этнической принадлежности".

Наделение этнических граждан конституционным правом создавать общественные объединения для реализации и защиты своих прав и свобод, удовлетворения политических интересов говорит о том, что государство должно предусмотреть определенное количество мест в ЖК и местных кенешах (квоты) для представителей этнических общественных объединений, наделенных законом правом представительства в органах госвласти, управления и местного самоуправления.

Названные конституционные нормы не результат усмотрения мудрых авторов Конституции, а всего лишь конкретизация положений известных международных актов, отражающих положительный опыт регулирования межэтнических отношений. Их обзор показывает, что сообщество наций включает в механизм регулирования жизнедеятельности этнических меньшинств право этнических граждан осуществлять права и свободы как индивидуально, так и совместно. Это право обеспечивается обязанностью государства как создавать условия , при которых лица , принадлежащие к меньшинствам, могли без всякой дискриминации осуществлять все свои права человека и основные свободы, так и поощрять равенство между этническими гражданами и гражданами основной национальной группы населения. Более того, признается, что "защита национальных меньшинств, прав и свобод лиц, принадлежащих к этим меньшинствам, является неотъемлемой частью международной защиты прав человека и как таковая входит в сферу международного сотрудничества".

К политике реализации законов

По словам Президента, правительство обязано "принять исчерпывающие меры к… исполнению законов…, регламентирующих отношения в сфере безопасности, эффективному выполнению конституционных обязательств государства по защите прав и свобод граждан". Но что стоит за выражением "принять исчерпывающие меры"? Если учесть, что ахиллесовой пятой нашей парламентской республики является реализация законов, то устранение этого слабого звена требует от правительства понимания, установления причин нарушения конституционных прав этнических меньшинств. Иными словами, правительству необходимо разработать политику реализации ныне действующей законодательной основы регулирования межэтнических отношений. Осуществление этого предложения, необычного для нашей практики госуправления, сразу же вскроет пробелы, разрывы в правовой основе регулирования межэтнических отношений и приведет к разработке, принятию соответствующих постановлений либо проектов законов, направленных на их устранение.

В предмет внимания правительства следует включить и задачу обеспечения межэтнического согласия, предусмотренную программой "Стабильность и достойная жизнь". К сожалению, в стодневном плане ее реализации нет ни одного мероприятия, связанного с ее решением. Одним из них является разработка нормативного акта, определяющего процедуры введения (кооптации) в состав ЖК и местных кенешей представителей общественных объединений этнических граждан.

Что же касается новой концепции этнической политики и консолидации общества, которую представят Президенту в начале апреля, то правительство приняв ее к исполнению, внесет соответствующие изменения в план реализации законодательной основы регулирования межэтнических отношений, примет новые постановления, проекты новых законов или законов о внесении изменений и дополнений в действующие нормативные акты.

Резюме

Обеспечение стабильных межэтнических отношений в стране вместе с развитием экономики требует обнародования и широкого обсуждения проекта президентской концепции этнической политики и консолидации общества; создания законодательных условий для представительства различных этнических меньшинств, определенных законом, в органах госвласти и управления, государственных органах, органах местного самоуправления. Эти мероприятия государственно-правового характера являются необходимыми условиями решения проблемы межэтнического равноправия, предупреждения этнических конфликтов, консолидации общества, окончательного решения национального вопроса и сохранения на этой основе единства страны.

Геннадий ЖАЛКУБАЕВ, независимый аналитик.

Источник: газета "Слово Кыргызстана"

 

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Если Вы уже зарегистрированы, выполните вход на сайт.

test