От Отчизны вдали, в Кыргызстане,
Нам судьба - за Россию гореть!
Где бы ни были мы - Россияне,
С тем родиться нам, с тем умереть.
Сохранить русский дух - дело чести!
И Великий язык отстоять!
Пусть все видят: мы русские вместе -
Несломимая сила и рать!
Пусть истории гимн величавый
Землям всем будет слышан в тиши! -
Это громкая русская слава,
И сияние русской души!!!

Светлана Шарова

Безразмерные соотечественники или репатрианты?
Категория: Соотечественники Дата и время публикации: 13.03.2012 00:26
altПредвосхищая вопросы читателей, сразу объяснюсь – автор на самом деле не противопоставляет одно понятие другому, поскольку они «рядом ходят». Репатрианты, пусть их и называют сейчас «участниками Госпрограммы по переселению соотечественников» не берутся ниоткуда. Репатрианты родом из широкого (я бы, по Достоевскому, «сузил») понятия «российский соотечественник». Но репатрианты есть, причем, подавляющее большинство репатриантов переехали в Россию ВНЕ появившейся только в 2006 году Госпрограммы.
Да и сейчас, большинство репатриантов возвращаются на Родину на свой страх и риск. И не потому, что Госпрограмма настолько плоха – отнюдь.
А потому, что МОТИВЫ репатриантов и многих участников Госпрограммы РАЗНЫЕ.

Согласитесь, что любовь к России и русскому народу, желание воссоединиться со своим народом и жить на Русской земле, – это не то стремление, которое хоть как-то, хоть декларативно провозглашается в целях Государственной программы по содействию добровольному переселению соотечественников из-за рубежа. И это нормально. Потому что Госпрограмма по переселению никогда не являлась Госпрограммой по репатриации соотечественников.

Восполнение трудовых ресурсов и, заодно, попытка подправить ухудшающиеся демографические показатели. Отсутствие каких-либо непрагматических требований к переселенцам – это и плюс программы, и явный ее минус одновременно.

Информационное обеспечение Госпрограммы построено в основном на мифе о том, что это программа репатриации русских на Родину. Именно так простодушно Госпрограмму до сих пор и воспринимают иногда в регионах, подчеркивая наивно, что возвращаются именно русские или, наоборот, столь же наивно удивляясь тому, что значительная  часть участников Госпрограммы являются среднеазиатами или, к примеру, кавказцами.

Много споров, много претензий, много сломанных судеб – из-за чего? Из-за стремления объять необъятное. Из-за желания малым финансированием, но большим пиаром решить сто проблем одним ударом. И реабилитироваться в глазах народа от обвинений в том, что власть бросила на произвол судьбы миллионы и миллионы русских, оставшихся не по своей воле ВНЕ территории России. И заткнуть зияющие дыры в трудовых ресурсах на Дальнем Востоке, Сибири, в Нечерноземье. И усмирить гневные голоса соотечественников в той же Прибалтике или Средней Азии – все одним махом!

Последнее так и вовсе напоминает мне аргументы прибалтов по поводу института неграждан: «У вас есть возможность натурализоваться и получить гражданство Латвии или Эстонии по нашим правилам». Все, нет проблемы. Русским, брошенным РФ на произвол судьбы в условиях русофобии, политического, гуманитарного и экономического неравноправия в постсоветских национальных республиках теперь уже российские власти могут и говорят очень часто фактически то же самое: «Для вас существует Госпрограмма по переселению соотечественников»! Какие проблемы?

Что же делать?

Одни мои коллеги ратуют за присвоение двойного гражданства всем российским соотечественникам на льготных основаниях. Причем, количество этих потенциальных российских граждан не ограничивается практически ничем. Заявил, что ты российский соотечественник, – а критерий здесь воистину безразмерный, и получай российское гражданство, и пользуйся всеми приятными правами, к этому прилагающимися. А обязанностей зато – почти никаких. И возвращаться на Родину нет необходимости, можно со всем удовольствием менять диспозицию: рыба ищет, где глубже, а  человек с двойным гражданством, где лучше.

Другие, напротив, обуславливают льготное получение гражданства РФ именно обязательством переселиться в Россию. Но круг претендентов, опять же, ничем, кроме знания русского языка, фактически не ограничивают.

Третьи видят главную ценность в мифическом политическом и гуманитарном влиянии русских общин за границей на страны проживания в интересах России. Таковым хотелось бы напомнить результаты голосования на последних выборах президента России в дальнем, особенно любимом почему-то нашими СМИ и «соотечественными» структурами, зарубежье. А вот не столь любимые, скучные СНГ и Прибалтика, напротив, показали, что там подавляющее большинство российских граждан поддержали Владимира Путина, вместе со всей Россией. Но это – российские граждане, имеющие право голоса. А неграждане Латвии и Эстонии? А соотечественники, которые вынуждены были получать литовское, украинское, казахское и пр. гражданство в 1991 году? Вместе с тем, огромная русская община Украины – какое она реально оказывает политическое влияние на украинские власти? Что при Кучме, что при Ющенко, что при Януковиче… Никакое! А в Таджикистане, Киргизии, Казахстане, Туркмении?

Что это за мифы о «мягкой силе», которую, якобы нужно сохранять в лице наших соотечественников в зарубежье и умело ей пользоваться? Хоть один пример покажите за 20 лет, когда бы русская община в какой-либо стране за границей оказала влияние на страну проживания в интересах российской политики! Да и Россия сама никакого серьезного влияния на эти страны, в свою очередь, для защиты интересов соотечественников, даже и российских граждан, не оказала. Обидно, но факт!

Единственный случай, которым теперь прикрываются и будут прикрываться еще долго: Южная Осетия и Абхазия. Русских там, правда, с гулькин нос, зато российских паспортов – у каждого, наверное, потому и силу применили  в  защиту этих кавказских республик. Боюсь, что аргументы все же были в основном не столько гуманитарные, сколько военно-стратегические и политические. Но, все равно, молодцы.

Так что делать?

Во-первых, оставить в покое традиционный русский вопрос: «Кто виноват?». Все знают, кто виноват, и никому от этого легче не стало.  Давайте лучше просто не повторять ошибок. Давайте, используем то, что есть, и попытаемся сделать лучше, а не как всегда.

Есть работающая Госпрограмма по переселению соотечественников, которую предлагается сделать бессрочной. Прекрасно! Пусть программа работает, пусть используется существующий, немалый уже опыт. Государство наше огромное таково, что все инициативы в нем осуществляются медленно и печально. Зато потом процесс и танком не остановишь. В этом есть минусы, но есть и плюсы. Процесс, как говорится, пошел. Пусть идет дальше! Рабочие руки в депрессивных и окраинных регионах действительно нужны! Программу можно и нужно расширять, но именно как программу по восполнению трудовых ресурсов, о чем совершенно справедливо пишет в своей статье коллега Сергей Петросов, приводя нам всем в пример своего знакомого высококвалифицированного араба, который получше иных русских будет полезен нашей Родине! Желание переселиться в Россию, работать на ее благо, знание русского языка, истории и культурных особенностей нашей страны – вполне достаточное основание для того, чтобы ТРУДОСПОСПОСОБНЫЙ и квалифицированный человек любой национальности мог бы стать гражданином РФ и даже на льготных основаниях!

Но при одном условии! Неконтролируемая трудовая миграция в Россию в этом случае должна быть полностью ЛИКВИДИРОВАНА! На границах Таможенного Союза должны встать пограничные войска ТС! То есть, на казахской границе со стороны Средней Азии границу должны охранять не только казахские, но и российские и белорусские  пограничники. И визовый режим должен быть введен строжайший. Что бы нам ни говорили  о потере в этом случае Киргизии и Таджикистана с Узбекистаном, пусть нас еще попробуют убедить в том, что мы их давно не потеряли, и в том, что мы в состоянии осилить политические и экономические, а плюс к этому еще и ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ вливания в эти страны со стороны России! Почему я говорю не только о финансах и материальных ресурсах? Да потому, что весь опыт имперской и советской России говорит о том, что без массового русского чиновничества, русских военных и научно-технических кадров на территории этих государств, они никогда не только не поднимутся на ноги, но и не станут нашими союзниками. Есть у нас силы на это? И народ? Нет. Зато, введя визовый режим, мы можем повысить качество трудовых ресурсов России, избавиться от львиной доли наркотрафика, нелегальной трудовой инокультурной миграции и связанной с ними отечественной коррупции! И значительным образом снизить социальные, социально-политические и межэтнические проблемы на территории России и всего ТС в целом.

ФМС России сможет заняться своими прямыми обязанностями и переключить силы и средства на вполне легальную и подконтрольную государственной власти Государственную программу по содействию переселению соотечественников из-за рубежа. На знающих русский язык, трудоспособных, достаточной квалификации и желающих заселять  депрессивные и окраинные районы России! В этом случае и расширять действие программы на Москву, Петербург, города-миллионники и прилегающие к ним области нет никакой необходимости.

Четко и конкретно: программа по найму культурной, цивилизованной, квалифицированной и главное ПОСТОЯННОЙ рабочей силы. Она же: Госпрограмма по переселению соотечественников. Но только при полной ликвидации нелегальной трудовой миграции. Это программа чисто практическая, направленная на решение и проблемы трудовых ресурсов, и проблемы демографической.

Нельзя распылять РЕСУРСЫ И ФИНАНСЫ! Мы много говорим последнее время про «эффективных менеджеров»! Но тратить большие средства одновременно и на противодействие нелегальной миграции, и на Госпрограмму, и на пафосные съезды соотечественников, и на открытие центров Русского мира в Австралии, Гвинее-Бисау, и далее везде – неэффективно!

Необходимо выделить ПРИОРИТЕТЫ! И назвать вещи СВОИМИ ИМЕНАМИ!

Сначала решить главные проблемы, аккумулировав на них и средства, и кадры, и финансы.

Потом, высвободившиеся средства, кадры и финансы перебросить на следующие по приоритетности задачи. Иначе ничего и никогда не будет сделано. ДОЛГОСТРОЙ, нескончаемый ДОЛГОСТРОЙ наблюдаем мы и в проблеме соотечественников. Деньги, люди, время расходуются часто на миражи и пиар миражей. Кто виноват – мы все виноваты. Одни организовывали – другие потворствовали или не сопротивлялись. Забыть об этом проще, чем наказывать. Но перемены нужны. Критерий: четкая постановка задач и эффективное их решение. До конца решили одну приоритетную задачу – перешли к следующей. И никак иначе. Иначе – получится как всегда.

Теперь поговорим о ПРИОРИТЕТАХ.  Дальнее Зарубежье или Ближнее? Конечно, приятно слетать во главе многочисленной делегации аппарата ведомства в Америку, и там, на фуршете под черную икру, русскую водку и чай из самовара провести мероприятие по привлечению к Госпрограмме по переселению соотечественников двух или трех жителей Брайтон-Бич. Годятся для этого и Елисейские поля, и Ницца, и Барселона – много в мире приятных мест. Но принцип прост: есть соотечественники бывшие российские, которые сами эмигрировали из России. Даже сохранив российское гражданство, они все равно эмигрировали из нашей страны по собственной воле, предпочтя России Израиль или там Канаду, Швецию – все равно. Я здесь не говорю о белогвардейской эмиграции, она напоминает мне отчасти брошенных РФ в 91-м году соотечественников на постсоветском пространстве. Но, белоэмиграция – это было очень давно, и осталось ее очень мало.

Приоритет ли для нас бывшие пособники гитлеровцев, сотрудники радио «Голос Америки», «Немецкая волна», «Свобода» и прочие, вместе со своими потомками? Или «колбасная эмиграция»? Или какая иная, главное, что осознанная и по своей воле?

Или же сейчас для нас приоритетом является отдать свой гуманитарный долг, долг чести России и большого русского народа по отношению к своей, брошенной в 1991 году, огромной части, оставшейся на территории бывших национальных республик СССР, в ныне независимых, часто русофобских и проводящих антироссийскую политику государствах? Оставшихся не по своей воле!

Избранный президент России Владимир Путин в одной из своих программных статей ясно и недвусмысленно заявил, что приоритетом во внешней политике для России является СНГ. Должен заметить, что логично было бы предположить, что и российские соотечественники в СНГ и остальных бывших советских республиках тоже должны стать приоритетом  для российской власти. Но главное, все же, для нас сейчас не в этом, хотя часто соотечественников из дальнего зарубежья у нас привечают куда лучше, чем сотоварищей из СНГ.

Главное в том, чтобы  передать все вопросы трудовой миграции в некий «Госкомитет по реализации программы по переселению соотечественников из-за рубежа при ФМС», ведь и на самом деле – Госпрограмма гуманитарных задач не решает, - это программа организованного трудового набора – в этом главное ее отличие от нелегальной миграции и практически ЕДИНСТВЕННОЕ. А трудовую, сезонную, неквалифицированную миграцию вне Госпрограммы по переселению соотечественников нужно просто ЗАПРЕТИТЬ, восстановив визовый режим на границах ТС со средней Азией. Весь трудовой набор ТОЛЬКО через сито Госпрограммы по переселению соотечественников. И только в депрессивные и приграничные регионы. (Естественно, что я не призываю ликвидировать временную  миграцию высококвалифицированных специалистов из-за рубежа: ученых, конструкторов, преподавателей.) Но это ПЕРВЫЙ шаг.

А ВТОРОЙ и главный шаг – это продолжить называть вещи своими именами и решать только приоритетные задачи. А значит, государство должно вынести на референдум и принять всенародным голосованием широкомасштабную программу РЕПАТРИАЦИИ российских соотечественников, принадлежащих к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации и не имеющим своей государственности за пределами России.

Что это значит? Вынужден повторить еще раз последовательность шагов:

1. Вся трудовая миграция в РФ производится только на условиях Государственной программы по содействию переселению российских соотечественников из-за рубежа. С полноценным учетом всех мигрантов, с оформлением документов, с наличием закрепленного рабочего места, с налогами, от уплаты которых не скроется тогда ни работодатель, ни трудовой мигрант.

2. Границы с Таможенным Союзом для трудовой миграции на иных условиях закрываются, границы охраняются совместными пограничными войсками ТС, со стороны Средней Азии на границе с Казахстаном вводится визовый режим.

3. На всенародный референдум выносится вопрос о реализации Государственной программы репатриации соотечественников, принадлежащих к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации и не имеющим государственности за пределами РФ.

4. Все остальные миграционные вопросы: воссоединение семей, предоставление политического убежища, присвоение гражданства за особые заслуги и тому подобная гуманитарная проблематика решаются в общем порядке на основании действующего законодательства РФ.

Программа репатриации подразумевает, во-первых,  неотъемлемое право любого представителя  народов, исторически проживающих на территории Российской Федерации и не имеющих государственности за ее пределами, на РЕПАТРИАЦИЮ.

Участникам Госпрограммы репатриации гражданство РФ предоставляется незамедлительно по прибытии на территорию Российской Федерации. Бремя проверки о соответствии претендента на участие в Госпрограмме репатриации возлагается на консульские учреждения МИД РФ за рубежом и ФМС РФ. Ответ должен быть дан претенденту в строго оговоренный подзаконными инструкциями срок. По получении подтверждения о праве принять участие в Госпрограмме РФ по репатриации, участник программы получает в консульском учреждении РФ удостоверение репатрианта, со строго оговоренным сроком действия.

В течение срока действия удостоверения репатрианта, репатриант имеет право на многократный безвизовый проезд на территорию РФ для ознакомления со страной, выбора места жительства, ознакомления с ситуацией на рынке труда и т.п. Репатриант имеет право на 50-ти процентную скидку на строго оговоренное количество поездок в Россию и обратно. Возможны и другие льготы на этот период.

Возрастных ограничений, ограничений по трудоспособности и состоянию здоровья и прочих Программа репатриации не предусматривает, исключением могут быть наличие тяжелых уголовных статей, террористическая или иная подрывная деятельность, а также участие в боевых действиях против Российской Федерации и т.п.

На начальном этапе Программы репатриации, после получения удостоверения репатрианта, репатриант самостоятельно приобретает жилье на территории РФ, либо предоставляет в соответствующие органы нотариально заверенную справку от родственников или иных лиц о согласии на постоянное проживание и постоянную регистрацию репатрианта, либо официальное согласие юридического лица на предоставление работы и жилья от работодателя, зарегистрированного на территории РФ.

Территорией вселения репатрианта является вся территория Российской Федерации, без ограничения.

Репатриант получает право на бесплатный проезд  и перевозку имущества при въезде на ПМЖ в РФ и подъемные в размерах, оговоренных в уже действующей Госпрограмме по переселению. По прибытии на место проживания, репатриант в кратчайшие, оговоренные законодательством сроки получает гражданство РФ, внутренний паспорт, постоянную регистрацию,  социальные и прочие права гражданина России.

Репатриант получает право на специальную льготную ипотечную программу РФ для репатриантов.

Вместе с тем,  репатрианты, которые намерены переехать в те регионы РФ, где имеется депрессивная демографическая ситуация, в отдаленные и приграничные регионы России, получают право на предоставление или долгосрочную аренду муниципального жилья от государства, за счет специально созданного Жилищного Фонда репатриации.

Вопросы права на совместную репатриацию членов семей и тому подобные регулируются подзаконными актами.

Что мы получим в результате? Если говорить о всем комплексе предлагаемых  мер, то мы избавимся от нерегулируемой инокультурной, часто преступной нелегальной миграции, а также от питательной почвы для коррупции в самой России и снимем ряд сопутствующих проблем – наркомании, рабства, ухода от налогов, межнациональных столкновений, ухудшения эпидемиологической обстановки и т.п.

Мы получим строго регулируемый приток квалифицированный, здоровой, легальной, мотивированной на постоянную жизнь в РФ рабочей силы, благодаря приданию нового качества Госпрограмме по переселению соотечественников из-за рубежа. Вместе с тем, мы снимем с Госпрограммы по переселению несвойственные ей гуманитарные аспекты, передав их Госпрограмме по репатриации. Госпрограммой по набору трудовых ресурсов, которая сегодня громко называется Госпрограммой  по содействию добровольному переселению соотечественников, по-прежнему будут пользоваться российские соотечественники со всего мира в нынешней широкой трактовке, но не подпадающие под строго ограниченную Госпрограмму по репатриации.

Рынок рабочей силы, при закрытии иных возможностей для легальной работы в РФ, станет поддаваться строгому учету, что повысит собираемость налогов и облегчит сверхнормативную нагрузку на местные социальные бюджеты. Существенно сократятся затраты на противодействие нелегальной миграции, наркомании, многих другим видам этнической преступности, снизится социальная и межнациональная напряженность на всей территории России.

В то же время, принятие Закона о репатриации и соответствующей Госпрограммы по репатриации придаст огромный силы импульс реальному влиянию России на постсоветском пространстве за счет целого ряда факторов. Более того, принятие Программы репатриации во многом сократит процессы насильственной ассимиляции русского населения  в новых национальных государствах на постсоветских пространствах, даст побудительный мотив не переписывать свою национальность и родной язык из русских в титульные нации, как часто происходит на Украине и в Прибалтике, в частности.

Не только моральный авторитет России существенно поднимется  среди российских соотечественников.  Программа репатриации станет весомым аргументом для проведения внешней политики России в вопросах, связанных с человеческими и трудовыми ресурсами во всем мире.

Но главное, Программа репатриации позволит соединить один из величайших в мире разделенных народов – русский! И более того, Программа репатриации, в соответствии с Конституцией РФ, даст возможность воссоединиться на исторической территории России всем другим ее народам, не имеющим государственности – татарам, башкирам, якутам, – всем! То есть, фактически мы говорим о Программе репатриации многонационального российского народа. Ну а те, кто принадлежит к национальностям, имеющим ныне  свою государственность – украинцы, армяне, грузины, таджики, евреи, киргизы, латыши и пр. – будьте любезны, при желании, переселяться в Россию  на общих основаниях, согласно действующему законодательству. Или по Госпрограмме переселения соотечественников, право на это сегодня имеет почти каждый. Просто мы выбираем приоритеты, ничего личного.

Если подсчитать аккуратно финансовые средства, необходимые на осуществление программы репатриации, расход и приход, думаю, что экономисты убедительно докажут ее выгодность и долгосрочный эффект. Вместе с тем, не все измеряется в деньгах! Репатриация соотечественников (подавляющее большинство репатриантов в любом случае будут представлять русские, как самый большой народ в России) вполне может и должна стать реальной национальной идеей России, которая будет в состоянии подтолкнуть и наполнить жизнью все сферы деятельности в нашей стране.

Верю, что если вынести на референдум предложение о принятии Закона о репатриации и соответствующей Госпрограмме репатриации, мы получим однозначное ДА нашего народа. Верю, что если проводить репатриацию на предложенных выше основаниях, мы вернем домой, в Россию, миллионы реальных соотечественников, брошенных на пространстве «величайшей гуманитарной катастрофы 20 века». И эти миллионы новых граждан, новых жителей России, принадлежащие к русскому народу, ко всему многонациональному народу Российской Федерации станут ценнейшим нашим богатством, а не рабским трудовым ресурсом, как миллионы нелегальных мигрантов из Азии. Репатрианты всегда более патриотичны, более трудолюбивы и активны, чем мы с вами. Не потому, что они другие, или мы хуже. Вовсе нет! Просто, репатрианты ЗНАЮТ лучше нас, что такое потерять Родину и найти ее снова!

P.S. Предвижу заранее целый хор голосов, который исполнит известную песню: а ты кто такой, чтобы устанавливать визовые режимы, размышлять о госпрограмме переселения и предлагать программу репатриации? Отвечаю: я гражданин России! Вот мое право высказаться. И не только право, но и прямая обязанность! Власть должна знать, что прислушиваться надо не только к Болотной площади.

Валерий Мошев
Источник: russkie.org
 

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Если Вы уже зарегистрированы, выполните вход на сайт.

test