От Отчизны вдали, в Кыргызстане,
Нам судьба - за Россию гореть!
Где бы ни были мы - Россияне,
С тем родиться нам, с тем умереть.
Сохранить русский дух - дело чести!
И Великий язык отстоять!
Пусть все видят: мы русские вместе -
Несломимая сила и рать!
Пусть истории гимн величавый
Землям всем будет слышан в тиши! -
Это громкая русская слава,
И сияние русской души!!!

Светлана Шарова

Чужая родня
Категория: Миграция и переселение Дата и время публикации: 09.03.2012 12:24
altИзбрание Владимира Путина президентом РФ вызвало самые различные оценки в мире. Преимущественно негативные - среди части не слишком дружественных по отношению к РФ сил на Западе, вторящей им радикальной либеральной оппозиции внутри самой Российской Федерации. Однозначно позитивные - среди тех в ближнем и дальнем зарубежье, кто настроен на укрепление и самой Российской Федерации, и конструктивного сотрудничества с ней. В числе вторых, а их, можно предположить, большинство, многие связывают с грядущим путинским президентством и решение собственных наболевших проблем. Для жителей ряда государств СНГ одна из них - миграционная. Во всех ее проявлениях, идет ли речь о трудовых мигрантах либо о желающих перебраться на ПМЖ в Россию, вступить в ее гражданство. Укрепились надежды, связанные с Путиным, и среди кыргызстанцев. Особенно после недавних многократных заявлений кандидатов в президенты Владимира Жириновского и Михаила Прохорова о намерении завинтить до предела гайки в отношении мигрантов, ввести визовый режим, в частности со странами Центральной Азии. На фоне этих прожектов, безусловно, взвешенной и сбалансированной выглядит позиция Владимира Путина, который заявил: "Россия не собирается закрываться, от кого–либо отгораживаться, но что нам, безусловно, необходимо - это на порядок усилить требования к качеству миграционной политики, включая регулирование трудовой миграции". Премьер–министр РФ также подчеркнул, что "по известным политическим соображениям Россия не вводит визовый режим со странами СНГ... Потому что, если мы введем, мы окончательно их потеряем. Сложная, для нас непростая ситуация, и миграционный поток для нашей экономики нужен". Поручив ФМС и другим ведомствам разработать конкретные требования к знанию русского языка мигрантами и параметры сдачи ими соответствующего экзамена, Путин также призвал открыто обсуждать эту проблематику с национальными диаспорами, общественными, религиозными организациями. И эффективнее работать с теми странами, откуда приезжают мигранты, создавать центры, вводить совместное регулирование.

Не остались незамеченными в ближнем зарубежье и другие заявления Путина. Например, его слова из авторской статьи "Россия и меняющийся мир", опубликованной незадолго до выборов: "Важно никогда не забывать об интересах миллионов соотечественников, проживающих в зарубежных странах... оказывать реальную помощь и поддержку соотечественникам".

Конечно, как говорится, слова к делу не пришьешь. И некоторые еще не забыли, как в 2001 году, именно в бытность президента Путина, Россия на четыре года фактически захлопнула двери перед теми самыми соотечественниками, стремящимися к возвращению на свою историческую родину. Да и прошлогодний неожиданный указ президента Медведева, о появлении которого Владимир Путин не мог не знать, значительно усложнил и увеличил по срокам процедуру получения российского паспорта для жителей нескольких республик СНГ. В том числе Кыргызстана, с которым у России подписаны соглашения об упрощенном порядке получения гражданства.

Так что особых иллюзий по поводу громких заявлений, звучащих из России, многие кыргызстанцы уже не испытывают. Но надежды при этом все равно не теряют, полагаясь на возобладание здравого смысла в двусторонних отношениях и на прочность исторических корней, их питающих.

И до последнего времени поводы для определенного оптимизма имелись. Например, "Вечерка" неоднократно рассказывала, в том числе и устами руководителей Федеральной миграционной службы РФ, навещавших Кыргызстан, об активной совместной работе по решению проблем наших трудовых мигрантов в России, о готовящемся к подписанию пакете документов в этой области. Таким тандемом мы действовали одними из первых в СНГ, и данный опыт призван был служить примером для всего Содружества. К сожалению, по мере приближения президентских выборов в РФ и обострения предвыборной борьбы эта тема ушла в тень. И потерялась на фоне риторики национал–патриотов при отсутствии аргументированной полемики с ними российских властей.

Хочется надеяться, что это было только временное, скажем так, тактическое отступление. Тем более что реалии подтверждают обратное заявлениям антимиграционщиков: ксенофобские настроения, свойственные части российского общества, начинают идти на убыль. Как свидетельствуют результаты недавнего исследования, проведенного Высшей школой экономики, большинство российских граждан терпимо относятся к трудовым мигрантам. И признают: без привлечения иностранной рабочей силы невозможно развитие отечественной экономики. Опросив около 25 тысяч человек в 49 регионах РФ, эксперты ВШЭ пришли к выводу: россияне постепенно перестают видеть в приезжих угрозу собственному благополучию.

Все сильнее в данном случае заявляет о себе не только экономический, но и демографический фактор. Анализ ситуации показывает: благодаря мигрантам Россия за последние 20 лет получила почти 7,5 миллиона новых жителей. А естественная убыль населения в этот период оказалась вдвое меньше, чем прогнозировалось. Вместе с тем в проекте новой Концепции миграционной политики РФ утверждается: численность населения страны трудоспособного возраста к 2025 году рискует уменьшиться на 10,4 миллиона человек. И во избежание этого необходимо, чтобы "масштабы приема постоянных мигрантов ежегодно достигали в среднем 425 тысяч человек".

В ответ на вызовы современности правительство РФ планирует вообще отменить существующие квоты на иностранных работников. И превратить контингент трудовых мигрантов из ограниченного в неограниченный. Естественно, сделав с помощью комплекса мер, прежде всего законодательных, этот процесс контролируемым и организованным. Ну как тут не вспомнить о тех самых принципах миграционного оргнабора, который уже в течение нескольких лет совместно отрабатывают российская и кыргызстанская стороны. Или о практике трудовых амнистий для гастарбайтеров, не имеющих серьезных проблем с законом, чего уже не первый год добиваются для наших граждан в России власти КР.

Надо признать, что за последние несколько лет режим пребывания трудовых мигрантов в РФ заметно либерализировался. Вместе с тем последние по–прежнему являются объектом повышенного внимания для сотрудников ФМС и различных правоохранительных органов. А нормы российского законодательства вообще запрещают иностранцам заниматься в стране бизнесом. И потому не секрет, что многие из наших предпринимателей во избежание всех этих головных болей предпочли в свое время обзавестись российским паспортом. Но, основав или развивая собственное дело и выплачивая необходимые налоги в российскую казну, они помогают и своим соотечественникам - трудовым мигрантам. То есть принимают их на временную работу, не связанную непосредственно с торговлей.

Безусловно, от многих проблем и те, и другие, равно как и кыргызстанцы, действительно решившие отправиться на ПМЖ в Россию, избавились бы в случае введения института двойного гражданства между КР и РФ. Совсем недавно в Жогорку Кенеше некоторые парламентарии высказались за сбор подписей, чтобы начать консультации с Россией по данному вопросу. Правда, с оговоркой: этот принцип должен применяться только для простых граждан. Но госслужащих, которые являются подданными сразу двух стран, такой возможности, наоборот, необходимо лишить. И даже внести поправку в Уголовный кодекс, согласно которой иностранец, занимающий пост во властных структурах Кыргызстана, должен быть наказан штрафом на сумму от миллиона сомов.

Идея двойного гражданства не первый год поднимается нашей стороной. Возможность его предусмотрена и отечественным законодательством при условии, что обе страны заключили соответствующий международный договор. Такая же норма закона существует и в российском законодательстве. Все это дает основания периодически возобновлять разговор с россиянами на данную тему. Но дальше разговоров дело так и не двигается.

Возможно, мы здесь просто упустили момент. По крайней мере, в этом ключе высказался небезызвестный Владислав Сурков еще в бытность свою заместителем главы администрации президента РФ. Во время состоявшейся с ним в 2005 году в Москве встречи группы кыргызстанских журналистов, в числе которых был и автор этих строк, Сурков заметил: российские власти были в принципе не против того, чтобы основательно взяться за изучение данной возможности. Но для этого, по его словам, требовалась необходимая инициатива с нашей стороны - официальные послания, проработанные и аргументированные предложения. Всего этого так и не последовало. Ну а потом и времена изменились, и подходы к проблеме усложнились.

Сомнительно, чтобы российская сторона, даже получив необходимые исходные документы, рьяно взялась бы за дело. Однако попытка не пытка, и даже если и был шанс, то Кыргызстан им все равно не воспользовался. Хотя надо иметь в виду: вопрос вовсе не прост в решении, как кажется. И положительное решение его вряд ли было бы воспринято на ура всеми и в РФ, и в КР. В первом случае понятно, почему: мол, и без вас своих проблем хватает. А во втором... Не вступит ли в противоречие с принципами независимости республики тот факт, что вследствие наличия у многих, если не у большинства, ее жителей второго гражданства и сам Кыргызстан де–факто стал бы некоей частью России?

Вопросов возникает еще больше, если перейти от эмоций к практической стороне дела. Как решать проблемы службы в армии, налогообложения, выплаты пенсий, пособий и другие, выполнять различные конституционные обязанности при разности конституций, обеспечивать права на собственность для российских граждан в Кыргызстане и кыргызских граждан в России? Все это очень сложно, но вместе с тем решаемо. Ведь в мире насчитывается уже с десяток стран, которые имеют двусторонние соглашения о двойном гражданстве. И их опыт мог бы представлять интерес или даже оказаться полезен для двух стран, с момента распада СССР заявляющих о своем стратегическом партнерстве.

В утверждении института такого гражданства в большей степени заинтересован Кыргызстан, экономика которого ощутимо зависит от наших же трудовых мигрантов. Эта идея находит поддержку и в их среде, откуда не раз звучали призывы к властям КР добиваться цели. Многие из кыргызских гастарбайтеров надеются, что в результате улучшится их правовая и социальная защита, упростится порядок пересечения границ, получения разрешения на работу. Впрочем, и те, кто имеет близких в РФ, избавятся от головной боли по поводу возможного воссоединения с ними. Поскольку будут знать: в случае необходимости они всегда без сложностей приедут из Кыргызстана в Россию (как, впрочем, и наоборот), чтобы помочь детям или родителям, в силу других обстоятельств. И смогут находиться в стране пребывания сколько понадобится, и даже трудоустраиваться в ней, не затевая эпопею со сменой гражданства, подчас теряя по месту прежнего проживания и жилье, и работу.

Когда в беседах с чиновниками из миграционного, внешнеполитического ведомств РФ заходит разговор о том, почему бы России, имеющей по–настоящему дружественные отношения с Кыргызстаном, не упростить в полной мере миграционный режим с ним, неизменно звучит ответ: "А как на это посмотрят другие страны СНГ?". Однако наши соотечественники составляют всего несколько процентов от общего числа иностранцев, отправляющихся на заработки в РФ. И в силу не только своей небольшой численности, но и законопослушности, что признают и официальные структуры России, доставляют ей гораздо меньше хлопот, нежели некоторые другие диаспоры. Разве, учитывая и эти факторы, не стоило бы попробовать совместными усилиями отработать эффективную модель взаимоотношений с государствами - экспортерами рабочей силы, учитывающую интересы, права и обязанности обеих сторон?

Как сообщают в посольстве КР в РФ, начиная с 1992 года российское гражданство получили свыше 400 тысяч кыргызстанцев. Но даже если некоторые из них приобрели его по упоминавшимся причинам и живут на две страны, вряд ли повернется язык назвать этих людей обузой для России. Имея там свой бизнес или занимаясь другим законным трудом, они участвуют в жизни российских регионов, платят налоги. И могут ли служить причиной для недавнего ужесточения процедуры получения гражданства, которое многих кыргызстанцев вновь заставило почувствовать себя отторгнутыми от исторической родины?

Возможно, однако, что данные проблемы станут последовательно решаться по мере укрепления и развития Единого экономического пространства, а затем и создания Евразийского союза, за кои так ратует новый глава Российской Федерации. Впереди у Владимира Путина шесть лет президентства. Время, достаточное для того, чтобы использовать этот и другие шансы, предоставленные историей. И не только России, но вместе с ней и Кыргызстану.

Евгений Денисенко, коллаж Романа Бяхова

Источник: газета "Вечерний Бишкек"
 

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Если Вы уже зарегистрированы, выполните вход на сайт.

test