От Отчизны вдали, в Кыргызстане,
Нам судьба - за Россию гореть!
Где бы ни были мы - Россияне,
С тем родиться нам, с тем умереть.
Сохранить русский дух - дело чести!
И Великий язык отстоять!
Пусть все видят: мы русские вместе -
Несломимая сила и рать!
Пусть истории гимн величавый
Землям всем будет слышан в тиши! -
Это громкая русская слава,
И сияние русской души!!!

Светлана Шарова

Паспортозависимость
Категория: Киргизия Дата и время публикации: 04.12.2011 20:29

alt


Несмотря на громкие заявления властей о необходимости наведения порядка в паспортной системе, масштабных улучшений население не наблюдает. Изготовлением документов по–прежнему занимается частная контора, а коррупция в паспортных столах продолжает буйно цвести. Общественность вполне обоснованно недоумевает: почему изготовлением паспортов, по сути делом государственной важности, у нас занимается частное ОсОО “Интел Линкс”? Мало того что оно монополизировало рынок, так еще практически не поддается государственному контролю.
Силу и влияние компания стала набирать в 2004 году, когда начался процесс обновления паспортов. Для выпуска документов нового образца необходимо было создать современные центры персонализации, то есть предприятия, где в паспортные буклеты вносятся личные данные граждан. У государства на тот момент средств на развертывание такого рода системы не оказалось. Сказалась и проблема отсутствия специалистов, актуальная и по сей день. Той ситуацией умело воспользовалась группа предприимчивых людей. Оценив открывающиеся перспективы, они получили консультации извне и перенесли в Кыргызстан модель, реализованную в Молдове.
В 2004 году наше правительство объявило тендер на изготовление паспортов с машинно–считываемой зоной. Как происходил сам конкурс, история умалчивает. Его выиграло молдавское госпредприятие “Регистру”, обойдя весьма серьезных европейских конкурентов. Своим представителем и оператором процессов в Кыргызстане молдаване определили ОсОО “Интел Линкс”. Один интересный факт: в нескольких заседаниях тендерной комиссии принимал участие эксперт, а затем заведующий отделом обороны и безопасности правительства Таалайбек Джумадылов. Ныне этот человек занимает кресло директора “Интел Линкса”.
После заключения контракта с государством на реализацию инвестпроекта весь процесс паспортизации населения, по сути, оказался в руках частной компании. За государством осталась лишь функция приема документов. Вначале паспортные столы находились в ведении МВД, а позже перешли к Госрегистрационной службе (ГРС).
Буквально с первого дня проект подвергся серьезной критике. Ее высказывали как общественность, так и влиятельные круги, желавшие тоже получить долю в проекте. За лакомый кусок боролись сразу несколько групп. Уже в декабре 2004 года Законодательное собрание Жогорку Кенеша вынесло постановление “О грубых нарушениях и злоупотреблениях при организации обеспечения граждан КР паспортами нового образца”, в котором отмечался слабый учет интересов государства. А далее последовала череда решений правительства, которые с каждым разом лишь усиливали позиции частников. В итоге они взяли на себя значительно больше полномочий, чем предполагалось изначально. Однако при этом свою деятельность ограничили, так сказать, снятием сливок. Был создан современный центр персонализации, но низовой уровень паспортной системы не получил развития. Аккумулируя колоссальные суммы, частники совершенно не уделяли внимания модернизации паспортных столов, обеспечению их надежными каналами связи и обучению персонала работе с электронными данными. Если бы это было сделано, то давно уже можно было облегчить и ускорить процесс выдачи паспортов, отказаться от бумажного документооборота.
Причем львиная доля получаемых доходов, особенно за счет услуг срочного документирования, достается частникам. Государству перепадают лишь налоги и выплаты в виде зарплаты отдельным сотрудникам ГРС. Кстати, руководители “Интел Линкса” утверждают, что ГП “Регистру” в Кыргызстане уже не работает, так как они выкупили у него права.
В июне доходами компании заинтересовалось Госагентство антимонопольного регулирования, заявив, что та установила незаконные тарифы за срочное изготовление паспортов. Антимонопольщики потребовали у компании снизить тарифы и оштрафовали на 14 миллионов сомов. Но это наказание для нее — что слону дробина, ведь она входит в число крупнейших компаний Кыргызстана. Косвенные расчеты показывают, что только на услугах срочного документировании она заработала около 14 миллионов евро. Расходы по персонализации загранпаспорта составляют чуть более 3 евро. Остальная разница со 100 евро (стоимости сверхсрочного изготовления документа) — чистый заработок ОсОО.
Возникает резонный вопрос: почему бы не отказаться от услуг частников? Легко сказать, да трудно сделать. Коммерсанты изначально выстроили столь грамотную систему юридических отношений с государством, что теперь к ним не подкопаться. Надо четко разделять контракты с британской компанией “Де Ля Ру” на поставку буклетов паспортов и контракты с ГП “Регистру” на осуществление персонализации. Руководству ГРС удалось добиться, чтобы бланки паспортов и расходные материалы поступали напрямую государству. Но нерешенным остался более важный вопрос: кто будет производить персонализацию? Контракты были составлены так умело, что, по предварительным расчетам, эта функция может остаться в ведении “Интел Линкса” аж до 2035 года.
Дело в том, что заранее было оговорено определенное количество ID–карт, заграничных и служебных паспортов, которые должен персонифицировать “Интел Линкс”. В октябре этого года исчерпался объем ID–карт. Казалось бы, самое время государству распрощаться с компанией и заняться паспортизацией самостоятельно. Но монополисты указывают на то, что разрывать контракт с ними нельзя до изготовления самого последнего паспорта. Это означает, что, хотя оговоренный объем заграничных паспортов закончится в январе 2012 года, а дипломатических — в 2014 году, государство вынуждено будет пролонгировать договор по всем видам документов до выпуска самого последнего служебного паспорта, а произойдет это примерно к 2035 году.
Кроме того, государству необходимо создать альтернативный центр персонализации. Недавно ГРС предприняла попытку образовать такой центр на базе госпредприятия “Инфоком”. Его деятельность планировалось развернуть уже к ноябрю. Вначале правительство поддержало проект, поручив ГРС проработать план действий. Но, как только дело дошло до реализации проекта, в бюджете не нашлось 113 миллионов сомов. Примерно такая сумма понадобилась бы ГРС для налаживания работы госпредприятия. В качестве альтернативы руководство ведомства попросило выделить ссуду сроком на два года с выплатой процентов в бюджет государства, но правительство не пошло и на это, отказав даже в предоставлении пустующего здания. Зато в ответ прозвучало предложение взять кредит в банке. Любое финансовое учреждение требует залоговое имущество, а у ГРС сегодня нет даже собственного здания. По иронии судьбы она вынуждена арендовать помещения у того же “Интел Линкса”.
Меж тем депутаты и члены правительства возмущаются высокой стоимостью услуги по срочной выдаче паспортов, требуют взять на баланс государства все четыре отдела срочного документирования (ОСД), действующих в Бишкеке, Оше, Джалал–Абаде и Сокулуке. Что примечательно, сотрудники, ныне работающие на “Интел Линкс”, состоят в штате ГРС, но зарплату им выплачивает ОсОО. Такая парадоксальная схема была выстроена с самого начала. Руководство ГРС и радо бы взять ОСД под свое крыло, но опасается возникновения проблем со срочной выдачей паспортов. К примеру, соберут сотрудники ГРС документы и передадут “Интел Линксу”, а там могут запросто отказаться их принимать. Понятное дело, отдавать свои функции по сбору документов частники не желают. А устраивать разборки с непредсказуемым результатом чиновники опасаются, ведь в ответ компания может парализовать весь процесс. Еще свежи в памяти события нынешнего лета, когда сотрудники ОСД бастовали из–за того, что руководство “Интел Линкса” перестало выплачивать им зарплату. Суть демарша со стороны ОсОО сводилась к тому, что, если государство не продлит с ними контракты, они перестанут содержать паспортистов.
Не меньшее опасение у многих вызывает и тот факт, что частная компания управляет базой данных обо всех жителях страны. Кое–кто даже говорит об угрозе национальной безопасности. Руководство “Интел Линкса” явно лукавит, когда утверждает, что предприятие не владеет личной информацией о гражданах. Якобы они ведут лишь производственную базу данных. Но ведь слово “производственная” сути дела не меняет. Никто не даст гарантии, что сотрудники компании, никоим образом не связанные обязательствами перед государством, не воспользуются служебным положением в личных целях.
Даже специалисты признают, что в Кыргызстане не работает принцип “один человек — один паспорт”. Не раз были случаи, когда преступник попадался по нескольку раз и все время предъявлял разные удостоверения личности. О том, что это один и тот же человек, узнавали только благодаря тому, что уголовные дела стекались к одному сотруднику милиции. После апрельских событий из одного банка было выведено 80 миллионов долларов, владельца паспорта так и не нашли. Как потом выяснилось, документ содержал данные сразу трех разных людей. Фото принадлежало одному человеку, персональные данные — другому, а кодовый номер — третьему. Правда, потом документ чудесным образом испарился. Самое интересное, что он не был самодельным, а был изготовлен в цехе. Кто виноват — сотрудники “Интел Линкса”, паспортисты или все вместе взятые — неизвестно. Но возможен только один из этих вариантов.
Под большим вопросом и физическая безопасность данных. Дело в том, что летом нынешнего года в здание “Интел Линкса” проникали воры. О том, что они искали и что могли унести, ничего не известно. Даже само руководство ГРС узнало об инциденте только от милиции.
И все же, когда же государство наконец возьмет функцию паспортизации в свои руки? По мнению экспертов, лишь тогда, когда будет разорван круг юридических обязательств перед “Интел Линксом” и “Де Ля Ру”. Произойти это может само собой в случае очередного обновления облика паспортов. Вопрос об этом уже инициируют отдельные депутаты. Как они объясняют, мир не стоит на месте, каждый день возникают новые угрозы, а вместе с ним принципиально меняются и удостоверения личности. К тому же население высказывает множество претензий в отношении тех же ID–карт. Люди жалуются, что они стираются или легко ломаются. Еще один важный момент — необходимость совершенствования учета населения путем введения биометрии, к чему сейчас движутся многие страны мира. Правда, и этот вопрос наверняка вызовет множество споров в обществе.
Максим ЦОЙ
Источник
: Вечерний Бишкек
 

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Если Вы уже зарегистрированы, выполните вход на сайт.

test