От Отчизны вдали, в Кыргызстане,
Нам судьба - за Россию гореть!
Где бы ни были мы - Россияне,
С тем родиться нам, с тем умереть.
Сохранить русский дух - дело чести!
И Великий язык отстоять!
Пусть все видят: мы русские вместе -
Несломимая сила и рать!
Пусть истории гимн величавый
Землям всем будет слышан в тиши! -
Это громкая русская слава,
И сияние русской души!!!

Светлана Шарова

Александр Кацев: "В нашей республике высокое начальство думает, что умнее всех…"
Категория: Киргизия Дата и время публикации: 08.11.2011 16:48

alt

Высшее образование в Киргизии в скором времени перейдет на двухуровневую систему, так называемую Болонскую «бакалавриат – магистратура». Данные инициативы вызывают отрицательную реакцию большей части научно-педагогического сообщества. Высказываются мнения, что они иррациональны, как и всё, свойственное нынешним реформаторам. О нововведении говорят, спорят, отмечают его минусы и плюсы. Прокомментировать нововведения портал News-Asia попросил Александра Самуиловича Кацева — доктора филологических наук, профессора, академика Российской академии педагогических и социальных наук, заведующего кафедрой международной журналистики Киргизско-Российского славянского университета.

- Александр Самуилович как вы относитесь к двухуровневой системе образования, которую киргизские политики так активно пытаются внедрить?

- Все против, я не знаю ни одного преподавателя, который был бы “за”, но все молчат. Все кроме меня. Тема западного высшего образования она не лучше и не хуже чем наша, она просто другая, а мы пытаемся западный костюм одеть на себя. Двухуровневая система предполагает собой совсем другой подход. Студент сам выясняет тот или иной факт, а преподаватель просто напросто его сопровождает. Наша же школа высшего образования отличается широкой фундаментальной подготовкой, где студенты получают ту сумму знаний, которую положено знать каждому. Зачем ломать собственную систему образования.

Да, я согласен, что надо учить ребенка тому, что компьютер не просто игрушка, а его собеседник. А пока этого нет, то и никакой речи о двухуровневой системе образования быть не может.

Еще о подходе. Приведу пример: по указу первого президента нашей республики, в каждую сельскую школу завезли и установили компьютеры. А, электричество подключить забыли…

По новой системе вместо пяти лет учебы в вузе нам предлагают четыре плюс два года. При этом звание «магистр» не является научным, это просто вторая образовательная ступень.

- Зачем тогда нашему правительству вообще нужна эта затея?

- Вы знаете, когда я был еще ребенком, я страдал потому, что все ходят в длинных штанах, а я в коротких. Когда мне их купили, то снимал я их большим скандалом, когда ложился спать. Мне казалось, что я уже взрослый, намек понят? Правительство страны хочет «быть как». При этом ведущие вузы GARWARD и Сambridge не вступил в эту систему образования. Разве мы потомки румынов или чехословаков? А самое интересное что те политики, которые хотят внедрить эту систему закончили МГУ, где и получили качественное высшее образование. Почему они просто не могут взять учебные стандарты московского университета?

- Кому выгодна болонская система образования? Кто выиграет от ее внедрения, и в чем ее суть?

- В чем суть, расскажу, а кому это выгодно мне лично не понятно.

Болонская система образования рассчитана на взаимозаменяемость. Во-первых - это поточная система обучения, без написания научных работ на младших курсах, но с прослушиванием дисциплин по выбору. Понимаете, такой принцип просто дешевле (меньше расходов на преподавательский состав). Мы же всегда шли по другому пути: студенческие группы, лекционно –семинарские занятия, индивидуальный контакт преподавателя и студента, научное руководство. Она рассчитана на самостоятельное обучение. Преподаватель только консультирует студентов и говорит, какие новые тенденции появились в той или иной науке. Почему она так развивается на западе, потому что там все могут позволить себе нормальный компьютер нормальный интернет у них есть компьютерные залы и студент может работать столько, сколько хочет. А у нас как? Наш студент (есть конечно и исключения) будет играть в компьютерные игры, переписываться в сетях, место того чтобы готовится к экзамену. Нынешний студент даже книгу с полки поднять не может - читать не модно. Поэтому, как вы думаете, на какие он занятия пойдет? На курсы, которые наиболее простые и уж ясно, что он не будет записываться на направления, где у профессуры высокие требования. Болонская система будет вымывать, выбивать наиболее требовательных и серьезных профессоров, оставляя легкие курсы, т.е. понижая уровень образования.

Во-вторых, учеба в магистратуре будет только на контрактной основе, т.е. за деньги.

- Как будут стыковаться с нашей системой образования так называемые кредитные часы, когда студента, например, из Италии принимают в университет во Франции, учитывая часы, уже прослушанные им в аудиториях вуза на родине. Киргизские учебные часы не имеют ничего общего с западными, а чтобы привести их в соответствие, нужно полностью поменять методику образования. Если в Европе засчитывают в это количество и самостоятельную работу “дома”, то у нас, как известно, учитываются только академические часы, отбытые в аудитории. Как этот перезачет будет работать в вашем университете?

- В этом году мы набрали первый курс по новой системе. У них будут часы вместо пятерок. Преподаватели будут ставить сотни, и делить их на количество часов, но пока это все умозрительно, и постепенно, конечно внедрится. Но я думаю, что лучше, когда у студента не кредит часы, а обязательные предметы.

- Чиновники утверждают, что дипломы выпускников ВУЗов Киргизии нигде в мире не принимаются без пересдачи квалификационных экзаменов. Получается что специалисты, закончившие КРСУ, остаются не востребованными и не могут работать за границей?

- А мы что готовим выпускников для всего мира. Думаю, что киргизские чиновники лукавят, наши дипломы признаются во всем мире. Неквалифицированные работники работают дворниками, а квалифицированные врачами, педагогами…

- На Ваш взгляд нужно ли что-то менять в системе высшего образования в Киргизии?

- Да ничего не надо менять, самое страшное это реформы и люди, которые стоят около белого дома. Если каждый из них вырастил бы по одному дереву или по одному барану, то было бы огромное количество еды. Возьмем пример из жизни нашего университета. Когда сказали, давайте закроем заочное отделение там берут взятки, мне сразу вспомнилось, что лучшее средство от перхоти это лысая голова. Можно было бы просто выгнать двух, трех человек, которые берут взятки, а не закрывать целое отделение.

- Александр Самуилович, по заявлению Президента республики в скором времени все обучение в стране будет переведено на государственный язык, каковым является киргизский, как же тогда великий и могучий?

- Можно ответить вопросом на вопрос? Возможно ли, оторвать подростка от компьютера посредством литературы? Да, вот вам наглядный пример: английский писатель смог это сделать. Все побежали учить английский, что бы читать Гарри Потерра в оригинале. Есть произведения, которые хочется читать и есть произведения, которые проходятся в школе. Тоже происходит и с языком. Можно и нужно учить великий Русский язык, включая туда арго, если без этого никак нельзя. Русский и Киргизский язык должны быть подтверждены произведениями, имеющие культурное значение и которые необходимо читать. Можно конечно читать Дарью Донцову, но если мы хотим выучить язык мы должны читать «высокую литературу». Учителя русского или киргизского языка не учат детей языку, они их воспитывают, а деньги получают за то, чтобы каждый ребенок знал тот язык, который они преподают.

Ситуация я языками иногда просто похожа на анекдот. Губернатор Джалал-Абатской области запретил своим депутатом говорить и писать на русском языке, не смотря на то, что сам является гражданином России.

В нашей республике высокое начальство думает, что умнее всех, недавно, к примеру, они предложили «а давайте мы русский язык будем изучать, а русскую литературу нет». При таком подходе безграмотный человек будет лучше малограмотного.
Источник: Центральноазиатский
информационный портал «News-Asia»
 

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Если Вы уже зарегистрированы, выполните вход на сайт.

test