От Отчизны вдали, в Кыргызстане,
Нам судьба - за Россию гореть!
Где бы ни были мы - Россияне,
С тем родиться нам, с тем умереть.
Сохранить русский дух - дело чести!
И Великий язык отстоять!
Пусть все видят: мы русские вместе -
Несломимая сила и рать!
Пусть истории гимн величавый
Землям всем будет слышан в тиши! -
Это громкая русская слава,
И сияние русской души!!!

Светлана Шарова

Русский мир Латвии: дискриминация национальных меньшинств сохраняется
Категория: СНГ и Балтия Дата и время публикации: 15.07.2011 23:58

alt

Источник: Пресс-служба РОСС

19 июня в МКДЦ «Дом Москвы» в Риге работала 4-я конференция организаций российских соотечественников Латвии «Русский мир Латвии: соблюдение прав нацменьшинств - необходимое условие становления демократии и интеграции общества». На конференцию прибыли 196 делегатов от 86 организаций, 41 гость и представитель СМИ. В работе конференции также участвовали: Чрезвычайный и Полномочный посол РФ в Латвии А.А.Вешняков; начальник отдела международных связей Аппарата Общественной палаты Российской Федерации Руслан Бахтин; член Комиссии Общественной палаты по межнациональным отношениям и свободе совести, президент фонда «Холокост» Алла Гербер; старший референт Департамента общественной интеграции Министерства культуры ЛР Александра Ростовцева, референт отдела общественной интеграции Рижской думы Ирина Васильева.

Приглашение принять участие в работе конференции было направлено также государственному уполномоченному по правам человека (омбудсмену) Латвийской Республики Юрису Янсонсу. Но он на это приглашение никак не ответил. Что, наверно, и неудивительно. Незадолго до конференции Ю.Янсонс в интервью газете «Latvijas V?stnesis» сказал, что «в Латвии неграждан много, и ситуация, создавшаяся в 90-х годах, так и не решена. Процедура натурализации облегчена, однако число неграждан велико, а их желание натурализоваться ничтожно». По мнению Янсонса, «это связано с одной существенной проблемой: поддерживаемых государством программ обучения латышскому языку практически нет. А это одно из самых больших препятствий для сдачи экзамена на гражданство».

Вот такое простое объяснение тому факту, почему до сих пор в Латвии сохраняется массовое безгражданство. Оказывается, все дело в недостаточности финансирования программ обучению госязыку. Если бы денег на эти программы выделялось больше, неграждане тут же побежали бы подавать заявления на натурализацию. Конечно, такое объяснение, не более чем миф. И Юрис Янсонс сам это прекрасно понимает. Потому и не пришел на конференцию, где проблема сохранения института неграждан рассматривалась в принципиально ином ключе – с точки зрения оценки сложившегося в стране после 1991 года политического режима как недемократического.

Движение – 2013

На первом пленарном заседании конференции выступили известные правозащитники, юристы, политологи, историки и общественные деятели Виктор Гущин, Борис Цилевич, Владимир Бузаев, Александр Кузьмин, Елизавета Кривцова, Константин Матвеев, Сергей Крук и Эдуард Гончаров.

Виктор Гущин, директор Балтийского центра исторических и социально-политических исследований, координатор Совета общественных организаций Латвии, в своем выступлении напомнил, что 15 октября текущего года мы будем отмечать печальный для Латвии юбилей – 20-летие принятия Верховным Советом позорного решения разделить население страны на граждан и лиц без латвийского гражданства.

На 3-й конференции, состоявшейся в 2010 году, было принято решение начать Информационную кампанию в поддержку требования незамедлительно ликвидировать институт неграждан в Латвии и Эстонии и обеспечить проведение в этих странах первых после 1991 года всеобщих выборов в местные органы власти, национальный парламент и Европейский парламент.

За прошедший год активистами общественных организаций была проведена большая работа по формированию общественного мнения как в Латвии, так и за рубежом в пользу ликвидации института неграждан.

Но проделанной работы недостаточно. Информационная кампания в поддержку требования ликвидировать институт неграждан и провести первые после 1991 года всеобщие выборы в местные органы власти, национальный парламент и Европейский парламент будет продолжена. Более того, в дальнейшем эта кампания должна стать еще более активной и массовой. Важным ее элементом в нынешнем году должны стать мероприятия, приуроченные к 20-й годовщине создания института неграждан.

Конференция поддержала предложение Оргкомитета о проведении в канун 15 октября этого года, а также в период до муниципальных выборов 2013 года круглых столов, конференций, пикетов, массовых митингов и иных форм выражения нашего неприятия такого явления как массовое безгражданство. Эти мероприятия должны пройти не только в Латвии, но и в Европарламенте, ОБСЕ и других международных структурах.

Наша цель – возврат к всеобщему избирательному праву на основе безусловной ликвидации института неграждан. Выборы 2013 года в местные органы власти впервые после 1991 года должны пройти как всеобщие. В этом требовании международное сообщество на нашей стороне, поскольку во многих странах мира участие в местных выборах привязано не к институту гражданства, а к тому, платит человек налоги или нет. Возврат к всеобщему избирательному праву на уровне местных выборов, вне всякого сомнения, станет началом ликвидации такого позорного для современного мира явления как институт неграждан.

Имеющий уши да услышит,

или О выполнении Латвией Рамочной конвенции

по защите прав национальных меньшинств

Борис Цилевич, член Парламентской ассамблеи Совета Европы, депутат Х сейма от объединения «Центр согласия», в своем выступлении подробно остановился на характеристике принятой 30 марта 2011 года Комитетом Министров Совета Европы Резолюции о воплощении Латвией в жизнь Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств. Докладчик напомнил делегатам конференции, что процесс согласования отчета Латвии о выполнении Рамочной конвенции занял более четырех лет, с октября 2006 года по март 2011 года. И это не случайно, поскольку наряду с государственным отчетом в Совет Европы был подан еще один, так называемый «теневой», или альтернативный доклад на ту же тему, подготовленный латвийскими правозащитниками. И оба доклада в своих выводах, мягко говоря, никак не сходились. В итоге очень длительного и непростого согласования позиций Комитет Министров Совета Европы поддержал большую часть выводов правозащитников. При этом, как особо подчеркнул Б.Цилевич, Комитет Министров фактически проигнорировал оговорки, сделанные Латвией на момент подписания Рамочной конвенции. По сути, Комитет Министров Совета Европы в своем заключении исходил из того, что этих оговорок как бы и нет вовсе, поскольку нельзя делать оговорки к положениям, которые являются основными в тексте Рамочной конвенции.

Итак, к каким же выводам пришел Комитет Министров Совета Европы? В резолюции о воплощении Латвией в жизнь Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств, принятой 30 марта 2011 года, отмечается, что обеспокоенность Комитета министров Совета Европы вызывают следующие негативные явления в латвийской политике:

- значительное сокращение в последние годы государственной финансовой поддержки для организаций национальных меньшинств;

- невозможность для лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, в полной мере пользоваться благами, предусматриваемыми важными положениями Рамочной конвенции об использовании языков меньшинств в общении с административными органами и в местных топографических указателях;

- исключение неграждан, относящих себя к национальным меньшинствам, из сферы лиц, к которым применяется Рамочная конвенция по защите прав национальных меньшинств;

- требование использовать латышский язык при заключительных экзаменах в средней школе и желание ввести обязательное и исключительное использование латышского языка в частных вузах, которые используют языки меньшинств как средство обучения, в случае получения этими вузами финансирования от государства;

- ужесточение профессиональных требований к владению государственным языком, особенно по отношению к работам в частном секторе, но также и к определенным работам в публичном секторе, и частое применение карательных мер при проверке соблюдения этих требований;

- дискриминация по признаку языка в отношении лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, на рынке труда;

- высокая численность неграждан, а также то, что безгражданство по-прежнему негативно влияет на обретение полного и действительного равенства и интеграции общества;

- отсутствие действенного участия лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, в процессе принятия решений.

Русскоязычные Латвии. 1991 - 2011 гг. Дискриминация и демография.

Владимир Бузаев, координатор Правозащитной группы Совета общественных организаций Латвии, советник Латвийского комитета по правам человека, в своем выступлении рассказал о том, как дискриминационная национальная политика Латвийского государства сказалась на численности населения страны.

По подсчетам В.Бузаева, после 1991 года население Латвии сократилось почти на 16%. При этом численность евреев сократилась на 57%, украинцев – почти на 40%, русских – на 31%, латышей – только на 3,5 %. Относительные темпы сокращения нелатышей за весь 20-летний период почти в 8 раз выше, чем у латышей.

Число учеников латышских школ сократилось на 13%, а общее число учащихся школ меньшинств уменьшилось на 62% или в 2,7 раза. Темпы абсолютного сокращения школьников национальных меньшинств в 3,8 раза, а относительного – в 4,6 раза больше, чем у латышей.

Демографическая история Второй республики четко делится на два непохожих десятилетия  - до и после начала текущего века.

На первое приходится более 2/3 потерь населения. При этом 60% пришлось на эмиграцию, 40% - на превышение смертности над рождаемостью. Относительная убыль нелатышей в 18 раз выше, чем у латышей.

В нынешнем веке главная причина убыли населения – превышение смертности над рождаемостью, на которую приходится более 80% убыли. Численность латышей за это время сократилась почти на 3%, нелатышей – на 10%. Темпы убыли представителей национальных меньшинств почти вчетверо больше, но уже не за счет эмиграции. Резко отличаются естественные демографические характеристики латышей и нелатышей.

При этом в стартовом 1990 году обобщающий демографический показатель - коэффициент естественного прироста, то есть разница в уровне рождамости и смертности на душу населения  - в обеих общинах был почти одинаков и положителен, как и во всех регионах СССР.

И о дискриминации. Нелатыши преимущественно вытеснены в частную сферу. Среди безработных нелатыши представлены гораздо больше, чем им полагалось бы согласно их доле в составе населения. В особенности, в таких группах риска, как хронические безработные, лица предпенсионного возраста и бывшие заключенные.

16 июня Сейм в окончательном чтении принял поправки, резко увеличивающие языковые штрафы. С 50 до 200 латов подняты штрафы за самое массовое нарушение - 75% всех налагаемых штрафов - за  неиспользование  латышского языка при исполнении профессиональных обязанностей. Эти штрафы преимущественно налагаются на представителей массовых малооплачиваемых профессий, связанных с обслуживанием населения.

До 100 - 1000 латов, вместо прежних 50 - 200 латов, подняты штрафы за отсутствие перевода или недостаточное использование государственного языка на маркировке товара, инструкции, или  техническом паспорте (18% всех налагаемых штрафов).

Кроме того, в 25 раз поднят размер штрафов в случае, если нарушения закона в области использования государственного языка совершены радио или телекомпаниями.

 

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Если Вы уже зарегистрированы, выполните вход на сайт.

test