От Отчизны вдали, в Кыргызстане,
Нам судьба - за Россию гореть!
Где бы ни были мы - Россияне,
С тем родиться нам, с тем умереть.
Сохранить русский дух - дело чести!
И Великий язык отстоять!
Пусть все видят: мы русские вместе -
Несломимая сила и рать!
Пусть истории гимн величавый
Землям всем будет слышан в тиши! -
Это громкая русская слава,
И сияние русской души!!!

Светлана Шарова

[Сайт РОСС] -> РОСС -> Заявления, обращения -> Заявление РОСС по Конституции

Заявление РОСС по Конституции
12 мая 2010 года, г. Бишкек

Координационный совет Русского объединительного союза соотечественников Кыргызстана (РОСС), обсудив проект Конституции, вынесенный рабочей группой на всенародное обсуждение, предлагает внести  следующие изменения и дополнения:

В преамбуле после слов: чтя память героев, отдавших жизнь дополнить словами: «за мир» и свободу, слова «кыргызского народа» заменить словом «Кыргызстана». Считаем, что слова «кыргызского народа» указывают только на одну нацию, а, дополняя словами «за мир» мы включаем дополнительно смысл и  героев, воевавших в годы Великой Отечественной войны, во время Афганской войны и Баткенских событий.

 Пункту 2 статьи 2 необходимо вернуть формулировку второго предложения из Конституции до редакции в 2003 году:
Узурпация государственной власти является особо тяжким преступлением.

Пункт 2 статьи 5 изложить в следующей редакции:
2. Официальным языком Кыргызской Республики является русский язык.

В пункте 1 статьи 6 предлагаем расписать значение государственных символов Кыргызской Республики, как это есть во многих Конституциях мира:

1. Кыргызская Республика имеет государственные символы - Флаг, Герб, Гимн.
Государственный Флаг Кыргызской Республики представляет собой полотнище красного цвета, в центре которого размещен круглый солнечный диск с сорока равномерно расходящимися лучами золотистого цвета. Внутри солнечного диска красным цветом изображен тундук кыргызской юрты.
В государственном гербе Кыргызской Республики отображаются: расправляющий крылья белый сокол, озеро Иссык-Куль, вершины гор похожие на белый колпак кыргызского народа. Герб окаймляют хлопок и пшеница.
Государственный гимн Кыргызской Республики на музыку Калыя Молдобасанова и Насыра Давлесова со словами, утвержденными соответствующим законом.
Порядок официального использования государственных символов устанавливается законом.


По примеру некоторых стран мира предлагаем дополнить статью 6 пунктом 4 следующего содержания:
Девиз Кыргызской Республики: «Свобода, единство и трудолюбие». (возможны иные варианты).

В пункте 1 статьи 1, сказано: что Кыргызстан светское государство.  Предлагаем понятие светскость государства скомпоновать в следующие формулировки статьи, перенеся четвертый и пятый абзацы пункта 5 в пункт 1:
 
Статья 8.
Слова «В Кыргызской Республике» убрать и изложить в следующей редакции:
1. Кыргызская Республика – светское государство. Никакая религия не может быть признана в качестве государственной или обязательной. Религия, религиозные объединения и все культы отделены от государства.
В Кыргызской Республике не допускается:
создание политических партий на религиозной основе, преследование религиозными организациями политических целей;
вмешательство религиозных организаций и служителей религиозных культов в деятельность государственных органов.


Пункт 2 статьи 8 после слов «многообразие» дополнить словами: «и многопартийность».

Абзац 6 пункта 5 статьи 8 после слов «военизированных формирований» дополнить: «и объединений, программные цели или действия которых направлены на пропаганду войны, насилия, на разжигание межэтнической, расовой, религиозной вражды, посягательства, на права и свободы человека, здоровье населения.

Дополнить пункт 1 статьи 9 уточняющей формулировкой «Кыргызская Республика – мирное государство, которое…  и далее по тексту.

Статье 10 вернуть полную формулировку, утвержденную Конституцией принятой 5 мая 1993 года:

 Статья 10.
1. Чрезвычайное положение в Кыргызской Республике может быть введено только в случаях стихийных бедствий, прямой угрозы конституционному строю, массовых беспорядков, сопряженных с насилием и угрозой жизни людей, а также при обстоятельствах и в пределах сроков, указанных в конституционном законе.
2. Чрезвычайное положение на всей территории Кыргызской Республики или ее отдельных местностей может ввести только Президент Кыргызской Республики, после официальных консультаций с Торага Жогорку Кенеша, с незамедлительным информированием депутатов Жогорку Кенеша.
3. Военное положение в Кыргызской Республике может быть введено Жогорку Кенешем Кыргызской Республики только в случае агрессии против Кыргызской Республики.
4. Не допускается перерыв заседания Жогорку Кенеша Кыргызской Республики во время чрезвычайного и военного положения. В случае, когда заседание Жогорку Кенеша Кыргызской Республики не проводится, а чрезвычайное положение введено Президентом Кыргызской Республики, Жогорку Кенеш Кыргызской Республики собирается без объявления созыва не позднее следующего дня введения чрезвычайного положения.
5. Во время чрезвычайного и военного положения не допускается проведение референдумов и выборов, изменения в структуре, функциях и полномочиях


Пункт 1 статьи 12 дополнить вторым абзацем следующего содержания:
Ни один закон или иной нормативный правовой акт, противоречащий положениям Конституции не имеют юридической силы.

Мы предлагаем поставить международные нормы, договора выше национального законодательства и изложить пункт 3 статьи 12 в следующей редакции:
Если международным договором Кыргызской Республики, имеющим юридическую силу установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Статью 28 дополнить абзацами 3-4 следующего содержания (из  редакции Конституции 2003 года):

Не допускаются пропаганда или агитация, разжигающие социальную, расовую, межнациональную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
В Кыргызской Республике цензура запрещается.


Предлагаем включить ранее существовавшую статью в Разделе втором «Гражданство. Права и обязанности гражданина» с дополнениями  и объединением статей 41 и 42 в одну статью 41 следующего содержания:
Особо обращаем внимание на пункт 2. Ни в одной из редакций конституций за годы независимости не было формулировки в отношении молодежи, играющей особую роль в построении и развитии страны, а также принимавшей активное участие в особо-значимых политических мероприятиях.

Статья 41
1. Кыргызстан – социальное государство.
Семья - первичная ячейка общества; семья, отцовство, материнство и детство - предмет заботы всего общества и преимущественной охраны государства; забота о детях, их воспитание - естественное право и гражданская обязанность родителей. Трудоспособные совершеннолетние дети обязаны заботиться о родителях.
2. Государство оказывает особую поддержку развитию молодежи, ее духовного, культурного, спортивного потенциала.
3. Государство обеспечивает содержание, воспитание, обучение детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения.
4. Уважение к старшим, забота о родных и близких являются священной традицией народа Кыргызстана.
5. Гражданам Кыргызской Республики гарантируется социальное обеспечение за счет государства в старости, в случае болезни и утраты трудоспособности, потери кормильца в порядке и случаях, предусмотренных законом.
6. Пенсии, социальная помощь в соответствии с экономическими возможностями государства должны обеспечивать уровень жизни не ниже установленного законом прожиточного минимума.
7. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
8. Социальная деятельность государства не должна принимать форму государственного попечительства, ограничивающего экономическую свободу, активность и возможности гражданина самому достигать экономического благополучия для себя и своей семьи.


Согласно формулировке пункта 3 статьи 43 обучение официальному (русскому) языку в системе образования Кыргызстана почему-то не находит четкого отражения. Так, положение, закрепленное в статье 32 ныне действующей бакиевской Конституции и включенное в статью 43 проекта новой Конституции выражается в формулировке обучения государственному и двум международным языкам.
Ни бакиевская редакция, ни нынешняя не дает расшифровки понятия международный язык. Если ссылаться на определения Организации Объединенных Наций, то к международным языкам относят: английский, русский, испанский, китайский, французский и арабский. Быть может так получиться в Кыргызстане, что на основании этой формулировки статьи, начиная с учреждений дошкольного образования до основного образования наряду с государственным кыргызским языком обучение будет вестись например, только на английском  и арабском. А русский язык со своим официальным статусом останется лишь в формулировке статьи 5.

Поэтому предлагаем пункт 3 статьи 43 изложить в следующей редакции:

3. Государство создает условия для обучения каждого гражданина, начиная с учреждений дошкольного образования до основного образования, государственному, официальному и одному международному языкам.

«Статью 52
Каждый обязан бережно относиться к окружающей природной среде» заменить на следующую редакцию:
«Бережное отношение к окружающей среде, природным ресурсам и историческим памятникам - священный долг каждого гражданина.»

В пункте 2 статьи 57 Главы «Президент Кыргызской Республики» предлагаем исключить слово «подряд».

В статье 58 предлагаем оставить верхнюю границу возраста кандидата в Президенты – не старше 65 лет.

Если не закрепить два последних предложения, то согласно новой редакции Конституции завтра может вернуться Акаев и баллотироваться в Президенты: в совокупности 15 лет в республике он проживал, избираться будет через раз, сейчас ему 66 лет, государственным языком владеет. Неужели это подготовлено под него?! Для кого и для чего такой «правовой люфт»?
 
Также считаем, что раз одним из ограничений при отборе кандидатов в Президенты является знание государственного (кыргызского) языка, то было бы правильней, чтобы будущий Президент Кыргызской Республики владел и официальным (русским) языком.
Если нынешнее руководство на деле, а не на словах ратует за нормальное, недекларативное функционирование и развитие кыргызского и русского языков, то заложенный конституционный билингвизм должен выражаться и в данном требовании Конституции.
Какое будет положение русскоязычного населения и самого русского языка в Кыргызстане, если Президентом многонационального Кыргызстана станет политик не владеющий и не понимающий официальный русский язык?!    

Поэтому считаем правильней было бы в пункте 1 статьи 58 после слов: «владеющий государственным» дополнить  словами «и официальным языками», далее по тексту.

В пункте 2 статьи 58, на наш взгляд, следует исходить не от взятых с потолка цифр 30  или 50 тысяч избирателей, а от конкретного процента зарегистрированных избирателей. Процентная установка для кандидатов в Президенты КР таким образом будет соотнесена с постоянно меняющим демографическими, миграционными и иными показателями населения страны. Если сегодня 30 тысяч – это будет относительная цифра, то через лет 5, например, этот цифровая планка окажется ничтожно малой.

Предлагаем пункт 2 изложить в следующей редакции:
2. Число кандидатов на пост Президента не ограничивается. Кандидатом в Президенты может быть зарегистрировано лицо, собравшее не менее 1,5 (2) % от  зарегистрированного общереспубликанского списка избирателей.

Не вдаваясь в глубокое обсуждение полномочий Президента Кыргызской Республики, обратимся лишь к статье 65.
В пункте 2 статьи 65 предлагаем конкретизировать полномочия лица, исполняющего обязанности полномочия Президента в следующей редакции:
2. Должностные лица, исполняющие полномочия Президента, не вправе назначать досрочные выборы в Жогорку Кенеш, назначать референдум, прекращать полномочия членов Правительства и других назначенных Президентом должностных лиц, а также вносить предложения о внесении изменений и дополнений в Конституцию, вводить чрезвычайное и военное положения.

По главе четвертой «Законодательная власть Кыргызской Республики» и главе пятой «Исполнительная власть Кыргызской Республики» в целом согласиться с вариантом рабочей группы.
Единственное, предлагаем закрепить наряду с определением Торага Жогорку Кенеша, прижившееся и часто используемое понятие «спикер»: Торага (Спикер) Жогорку Кенеша.

Предлагаем в Разделе третьем  «Законодательная деятельность» в статье 76 – дополнить список обладателей прав на законодательную инициативу: наряду с 10 тысячами избирателей (народная инициатива), депутатов Жогорку Кенеша, Правительства предлагаем отдать право инициативы местным кенешам, например, дать такое право двум столичным кенешам (Бишкекскому и Ошскому городским кенешам) или определить иное количество и критерии.

 Уважая право народной инициативы и исходя из того, что народ – единственный источник государственной власти предлагаем пункт 2 Статьи 77 после слов как неотложные дополнить словами «и проекты, внесенные в качестве народной инициативы,» рассматриваются Жогорку Кенешем во внеочередном порядке.
Считаем важным, сохранение отдельного судебного органа по конституционному надзору.  
Необходимо, лишь, пересмотреть функции Конституционного суда и подход к назначению судей. Для более плодотворной, открытой и справедливой работы суда можно будет ввести институт народных заседателей из числа правозащитных  и иных общественных организаций.

Пункт 2 Статьи 106 Главы Восьмой «Местное самоуправление» дополнить вторым абзацем следующего содержания:
«Две трети состава депутатов местных кенешей избираются по партийным спискам».
Пункт 2 статьи 109 Главы Девятой «Порядок внесения изменений и дополнений в настоящую Конституцию» «не менее на 300 тысяч избирателей» заменить  на «не менее 10% избирателей, включенных в зарегистрированный общереспубликанский список избирателей». Эту же норму заложить и в полномочиях Президента (подпункт 1 пункта 6. статьи 60) по принятию решения о назначении референдума.
Также, можно включить следующее положение, считающееся одним из признаков парламентской республики, по примеру Конституции Италии:
Никакой акт Президента Кыргызской Республики недействителен, если он неконтрассигнован предложившими его министрами, которые за этот акт ответственны. Акты, имеющие силу закона, и другие указанные в законе акты, контрассигнуются также Премьер-министром.

Поддерживаем инициативу многих правозащитников и общественных организаций относительно выборности глав местного самоуправления.

В Переходные положения проекта Конституции предлагаем включить:
Конституционный Суд Кыргызской Республики формируется в соответствии с настоящей Конституцией в течение трех месяцев после вступления ее в силу. До создания Конституционного Суда Кыргызской Республики толкование законов осуществляет Коллегия Верховного Суда Кыргызской Республики.
Дополнить пункт 5 Переходного Положения после слов «Правительства» предлагаем дополнить словами: «и иных центральных государственных органов».
 
В целом, конечно, за столь короткое время нельзя внести все правовые нюансы в проект Конституции, но в то же время затягивание всенародного обсуждения  Конституции может привести к нестабильности в общественной и политической жизни страны.
Как показывает опыт последних лет, правильней было бы также закрепить  статус и положения Конституционного совещания как коллегиального органа по конституционному совершенствованию.
Наши политики взяли привычку менять конституцию в среднем каждые два года, а гражданское общество с энтузиазмом все это время обсуждает разные модели, проекты, редакции конституций.
Нет гарантий, что если сегодня, условно, примется данный проект Конституции с парламентской формой правления (хотя вынесенный проект больше соответствует парламентско-президентской (смешанной) форме правления), то через год-два, а может и раньше, возможно не начнутся разговоры: о введении президентского правления, разделение парламента на две палаты, замена выборов по пропорциональной системе на пропорционально-мажоритарную систему выборов депутатов Жогорку Кенеша и так далее.

Обсуждение Конституции в Кыргызской Республике превратится в бесконечный процесс.

Поэтому срочно необходим мораторий на 5 лет, закрепленный в переходных положениях, на любые изменения и дополнения в Конституцию!
Все дальнейшие обсуждения по совершенствованию Конституции  перенести в форму постоянно действующего Конституционного совещания.
Для того, чтобы в дальнейшем не возникало юридических нареканий как внутри страны, так и за пределами Кыргызстана, по поводу легитимности вынесенных на референдум вопросов необходимо, чтобы проект Конституции был вынесен на референдум не временным правительством (нет такого органа в действующей Конституции), а народом – единственным  на данный момент конституционным субъектом. Такое право впервые может быть реализовано через инициирование вопросов не менее 300 тысячами избирателей.

Таким образом, в дальнейшем не будет прецедента, когда Конституционный суд или коллегия Верховного суда признает итоги референдума неконституционными, поскольку возникнет вопрос: Кто выносил конституцию на референдум?!   

Надеемся, что голоса членов Русского объединительного союза соотечественников будут услышаны и приняты, что предлагаемые наши поправки изменения и дополнения будут учтены в проекте Конституции, выносимого на референдум.

Координационный совет РОСС
 
test