От Отчизны вдали, в Кыргызстане,
Нам судьба - за Россию гореть!
Где бы ни были мы - Россияне,
С тем родиться нам, с тем умереть.
Сохранить русский дух - дело чести!
И Великий язык отстоять!
Пусть все видят: мы русские вместе -
Несломимая сила и рать!
Пусть истории гимн величавый
Землям всем будет слышан в тиши! -
Это громкая русская слава,
И сияние русской души!!!

Светлана Шарова

Надо ли ехать? Отношение к соотечественникам
Категория: Взгляд со стороны Дата и время публикации: 23.05.2011 18:16

alt

Источник: Русские.org

Программе переселения соотечественников необходим новый федеральный закон — такая мысль была высказана в ходе заседания круглого стола на тему «О ходе реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом», которое прошло в Общественной палате РФ 19 мая. По мнению главы Комиссии по развитию гражданского общества Иосифа Дискина, который вел заседание, существует два важных индикатора, характеризующих государство, — это отношение к ветеранам и отношение к соотечественникам, «которые в ответ на призывы вернуться приняли решение строить будущее свое и своих детей именно в России».

Однако, согласно докладу Александры Меркуловой из Академии управления МВД, в настоящее время программа переселения соотечественников работает не так эффективно, как планировали ее авторы. Одна из основных проблем для переселяемых — жилищная. В субъектах. Как правило, нет готового жилья приемлемого уровня, ипотека довольно дорогая, да к тому же у новых граждан нет кредитной истории в России. Возникают проблемы и с трудоустройством: даже если «возвращенцам» удается договориться о контракте с будущим работодателем, тот не всегда готов ждать месяцами, пока переселенец окончательно утрясет все проблемы с переездом. Да и оформление документов нередко растягивается на долгий срок.

Согласно докладу, полторы сотни соотечественников, переехавших в Россию, уже уехали обратно. Всего же за 4 года в Россию переехали 32 тысячи соотечественников вместо запланированных сотен тысяч ежегодно.

Президент «Союза диаспор РФ» Вартан Мушегян, отметив, что речь идет о возвращении не только русских, но и других национальностей, заявил, что люди, в том числе обращают внимание на то, как живется этому этносу в современной России. «А здесь ксенофобия, — подытожил Мушегян, — что вместе с низкими зарплатами и уровнем жизни совсем не привлекает людей».

Эксперт Общественной палаты юрист Борис Пантелеев предложил участникам заседания обратить внимание на значительную разницу между числом подавших заявки на переселение и числом получивших разрешение. «Означает ли это, что мы кого-то не пускаем, и почему? — интересовался он. — Или эти люди по несколько раз подают документы и получают отказ? Они бьются об административные барьеры и не могут их перепрыгнуть?» По мнению Пантелеева, вся работа программы должна широко освещаться в СМИ, чтобы были видны положительные примеры и чтобы параметры отказов стали достоянием гласности.

Директор Института европейских исследований в Риге Александр Гапоненко высказал соображения, почему россияне из стран Балтии возвращению в Россию предпочитают переезд в Западную Европу. По его мнению, квалифицированная рабочая сила, которая может найти себе применение в западноевропейских странах, делает выбор в пользу качества жизни. Москва и Санкт-петербург, которые бы устроили перселенцев, отличаются слишком дорогой стоимостью жилья и слишком сложной процедурой легализации. «Поэтому можно констатировать, что на этом направлении программа переселения провалилась», — констатировал Гапоненко.

О явно недостаточном финансировании программы говорил и Юрий Рощин, который работал в сфере трудовой миграции с 1950-х годов и был начальником Главного управления переселения и оргнабора при Совете министров РСФСР. По его словам. Еще в царские времена у переселенцев были значительные льготы, кроме того, им выплачивались крупные подъемные, а также они на некоторое время освобождались от налогов. «Сегодня к нам едут маргиналы, которые не могут трудоустроиться в тех странах, где живут, — отметил Рощин. — В эту программу нужно вкладывать очень много денег, без этого не обойтись».

Член Общественной палаты Александр Брод выразил свою точку зрения на проблему: «Нужно понимать, что это не благотворительная программа, а программа для улучшения демографической ситуации в России, для пополнения нашего рынка труда».

Представитель Минрегионразвития Ольга Выхованец также считает, что не все проблемы можно решить льготами: «В регионах есть свои очередники, которые ждут жилье, а среди них — льготники. Они не поймут, почему в первую очередь их жилье получат только что приехавшие в город люди».

Представитель Федеральной миграционной службы Ольга Елисеева привела пример удачного выполнения программы — Калининградскую область. В ответ Иосиф Дискин пояснил, что в Калининградской области была особая ситуация, там внесли изменения в региональное законодательство и многие вещи сделали в виде исключения. «Пора переходить от пилотных проектов к стационару, — считает Дискин. — В ручном управлении, как в Калининграде, уже не получится, нужен федеральный закон, который бы объединил весь узел нормативных актов и документов, который существует в данный момент, а также выделил главное ведомство, ответственное за исполнение программы. Тогда можно будет решить вопросы и с финансированием».

По итогам заседания был предложен проект Рекомендаций Общественной палаты, который после доработки будет предложен вниманию федеральной власти.
 

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Если Вы уже зарегистрированы, выполните вход на сайт.

test