От Отчизны вдали, в Кыргызстане,
Нам судьба - за Россию гореть!
Где бы ни были мы - Россияне,
С тем родиться нам, с тем умереть.
Сохранить русский дух - дело чести!
И Великий язык отстоять!
Пусть все видят: мы русские вместе -
Несломимая сила и рать!
Пусть истории гимн величавый
Землям всем будет слышан в тиши! -
Это громкая русская слава,
И сияние русской души!!!

Светлана Шарова

Могилы красноармейцев в Латвии реставрируют халтурщики
Категория: СНГ и Балтия Дата и время публикации: 18.05.2011 23:01

alt

Источник: Пресс-служба РОСС

В редакцию ИА REGNUM поступило письмо от латвийского краеведа, координатора Русского общества в Латвии, координатора проекта "Электронная книга памяти - Русские мемориалы и списки погибших воинов в Латвии" Александра Ржавина, в котором перечисляются факты халатного отношения посольства РФ в Латвии к увековечиванию погибших в Великой Отечественной войне. Сегодня, 18 мая, ИА REGNUM публикует это письмо полностью: "8 мая 2011 года состоялось торжественное открытие воинского братского кладбища в городе Приекуле (Латвия)после ремонта, проведенного на средства посольства России в Латвии. Еще в 2008 году активисты Русского общества в Латвии (РОвЛ) посетили мемориал и музей при нем, констатировали его печальное состояние, сфотографировали памятные плиты, оцифровали имена с них и разместили в интернете. Поэтому мы все очень рады, что, наконец-то, был проведен ремонт этого мемориала. Однако, к большому сожалению, вынужден заметить, что в связи с проведенным ремонтом распространяется различная недостоверная информация, в том числе некоторыми российскими дипломатами. И напротив, замалчиваются свидетельства того, насколько сотрудники посольства России в Латвии халатно относятся к увековечению имен павших воинов. Так, в Приекуле ими повторно были обозначены 97 солдат (причем некоторые - ошибочно), в то время как без внимания остались тысячи забытых имен! Во-первых, распространяется ложное утверждение, что в Приекуле находится крупнейшее воинское захоронение на территории бывшего СССР. Насколько я понимаю, источником этой недостоверной информации является генеральный консул Юрий Котельников (об этом дипломат заявил в ряде СМИ Латвии - прим. ИА REGNUM).

Действительно, на мемориале в Приекуле погребены более 23 тысяч воинов. Но как быть с тем фактом, что в той же Латвии на мемориале в Саласпилсе похоронены 47 тысяч советских солдат, погибших в плену, в Даугавпилсе - 45 тысяч, в Резекне - 35 тысяч? Что же получается, российский генеральный консул не считает достойным вспоминать десятки тысяч красноармейцев, которые предпочли смерть в плену предательству? Или сомневается в том, что нацистами совершались массовые злодеяния против пленных на территории Латвии?

Очень жаль, что заслуженный российский дипломат за все долгие годы своего пребывания в Латвии не удосужился разобраться, где же на самом деле самые крупные воинские мемориалы. И своими словами льет воду на мельницу фальсификаторов истории, отрицающих преступления гитлеровской военщины против советских военнопленных.

Во-вторых, распространяется ложное утверждение, что в конце 90-х годов поисковиками были найдены и перезахоронены в Приекуле останки более двухсот солдат и офицеров, чьи имена теперь увековечены на новых мемориальных досках, установленных в ходе нынешнего ремонта.

Что же на самом деле? На новых плитах в Приекуле обозначены 98 имен. Из них только один воин (Мурадян) был действительно впервые увековечен в Приекуле. Остальные 97 имен уже были на памятных плитах. Еще с конца 80-х годов. Как это случилось? После того как в 1984 году была произведена масштабная реконструкция мемориала в Приекуле и были изготовлены металлические памятные плиты, все равно выявлялись имена воинов, которые не были увековечены. По запросам родных, по сведениям райвоенкоматов, по результатам работы красных следопытов и т.п. В музее при мемориале эти имена были записаны на трех стендах.

И более того! Проектировщики мемориала были мудрыми людьми, они предвидели такое развитие событий. Поэтому на одной из мемориальных стен оставили место, куда можно было бы добавлять новые памятные плиты с выявленными именами. Что и было сделано. Как в конце 80-х, так и сейчас. Только результаты нынешней деятельности посольства плачевны: теперь на одной и той же мемориальной стене дважды увековечены одни и те же воины! Фотографии прилагаются. Можете сравнить сами. Поразительно, но российские ответственные лица (или те, кому это они поручили сделать) даже не удосужились внимательно посмотреть, что же получилось!

Возникает вопрос: неужели им было трудно провести вначале проверку, чтобы посмотреть, действительно ли надо эти 97 имен заносить на памятные плиты?

Но нет, очевидно, что проверка была. Однако была проведена поверхностно! Если бы ее проводили грамотно, то сразу бы выяснили, что из 97 имен если кого и нужно на новых плитах указать, то, пожалуй, только 12 - на старых памятных плитах они были записаны с ошибками либо в звании, либо в написании имен. Например, Аншба был увековечен как Ашиба, А.М. Голубев - как А.П. Голубев, младший лейтенант Сашко - как рядовой.

А один раз создатели стенда ошиблись, записав младшего лейтенанта Червякова (уже давно увековеченного) младшим сержантом. К чести посольских сотрудников - они эту ошибку не повторили (равно как и исправили другие ошибки). Зато повторили имя на памятных плитах, поленившись проверить, есть оно уже или нет. Как и остальные 96 имен.

Кроме того, непонятно, почему не удосужились проставить всем воинам даты рождения, которые легко устанавливаются у большинства при даже самой беглой проверке? Однако это уже мелочи, так как дальше бы они выяснили еще более шокирующие моменты: некоторые из этих 97 воинов были определены перезахороненными в Приекуле... ошибочно!

Возьмем для примера гвардии младшего сержанта Петра Михайловича Сычева. Вечная память этому павшему в бою солдату, отдавшему за нас свою жизнь! И символично, что его имя помогает сейчас выводить на чистую воду халтурщиков, спекулирующих на святой теме увековечения имен погибших героев.

Сычев значится перезахороненным в Приекуле еще с 1987 года (да, красивая сказка о поисковиках конца 90-х рушится, если изучать документы). Якобы из могилы в 1 километре севернее Гробини. Очевидно, советские чиновники решили, что речь идет о городе Гробиня, расположенном не так уж далеко от Приекуле. Но открываем донесение о потерях и видим, что боец был первоначально погребен в лесу в 1 км севернее Грабани, в районе Ауце. И этот хутор действительно существовал, располагался к северо-западу от города Ауце (ныне это территория волости Звардес), указан на советских топокартах. От Приекуле он расположен в 60 километрах восточнее. И очень уж сомнительно, что бойцов перезахоронили оттуда в Приекуле, а не на каком-то из ближайших братских кладбищ, которых, к сожалению, хватает в тех местах.

Но может, это исключение? Увы, увы... Скажем, рядовой Лев Павлович Преображенский. Он первоначально был похоронен у хутора Целмы, расположенного, что поразительно, недалеко от хутора Грабани.

Хорошо, можете возразить: вдруг были какие-то обстоятельства, которые все-таки привели к тому, что останки бойцов даже из-под Ауце почему-то решили перенести в Приекуле. Но документы это опровергают. Лиепайские военкомы в 1986 году четко записали, что якобы перезахоронили Преображенского из-под хутора Целмы... Либавского уезда. Позвольте! Но хутор Целмы, недалеко от которого погиб красноармеец, никогда не входил в состав ни Либавского уезда, ни Лиепайского района! Если бы реально перезахоронили из волости Звардес Салдусского района, то так бы и написали. Очевидно, что просто нашли другой какой-то первый попавшийся на карте хутор Целмы (в переводе "пни", распространенный топоним) где-то недалеко от Приекуле, и все. Налицо чиновничья халтура и штурмовщина к красивой дате. Времена меняются, а люди, очевидно, нет...

Все еще не верите, что такие ошибки возможны? Ну, тогда убийственный факт. На новых плитах в Приекуле посольство России повторно увековечило младшего сержанта Андрея Максимовича Струминского. Молодцы. Ведь еще в 1986 году советские власти решили, что этот солдат перезахоронен в Приекуле. Да, он действительно погиб под Приекуле-Прекуле. Но не под латвийским, а под восточнопрусским. Сейчас это Литва, город Прекуле юго-восточнее города Клайпеда. И поразительно, что боец увековечен также и на тамошнем мемориале. Конечно, лучше, чтобы боец был увековечен дважды, и даже триджы, чем ни разу. Но все-таки, полагаю, никто не мешал сотрудникам российского посольства перед изготовлением плит вдумчиво проверить список имен, чтобы указать на плитах действительно забытые имена, которых, как ни печально, предостаточно.

Однозначно достойно похвалы, что имя сержанта Мурадяна теперь на приекульских плитах вместе с теми, с кем он был погребен в одной братской могиле - сержантом Кравченко и красноармейцем Фендриковым. Но чем перед российскими дипломатами провинился красноармеец Михаил Васильевич Демьянюк? Почему в ходе нынешнего ремонта не увековечили и его?

Горько, что значительные финансовые средства были потрачены впустую. Еще обиднее, что теперь российскому налогоплательщику придется повторно раскошелиться на демонтаж плит с повторами и изготовление новых. И странно выходит: мне жалко, что средства, заработанные россиянами тяжелым трудом, тратятся нецелесообразно, а российским государевым мужам - нет?

Опять же, могут возразить: досадное недоразумение, с кем не бывает, не ошибается тот, кто ничего не делает. Нет, уважаемые! Вандалы разбивают памятные плиты с именами солдат.
А как тогда расценивать то, что в ходе ремонтов, проводимых под руководством российских дипломатов, до сих пор теряются и искажаются имена павших воинов? Разве это не акты вандализма? Причем - многочисленные и чуть ли не систематические.
Несколько лет назад разразился скандал, когда выяснилось, что при ремонте, проводимом под чутким руководством глубокоуважаемых российских дипломатов, на братском кладбище у хутора Званы были перепутаны сотни имен. Но даже после того как это исправили, все равно на памятных плитах можно встретить многочисленные ошибки. Так, на них красноармеец Анисовец стал Анисовсом, а ефрейтор Кучеров - Кугеровым [данные на июнь 2010 года]. Почему? Не понять.

В поселке Галены после ремонта в 2008 году на памятных плитах Николай Михайлович Стрелков стал И.М. Стрелковым, а не Н.М. Стрелковым. Или Данил Петрович Церенщиков стал О.П. Церенщиковым, а не Д.П. Церенщиковым [данные на июнь 2010 года]. В поселке Рекова Петр Панфилович Леонтьев после ремонта увековечен как П.П. Леоктьев, а Павел Васильевич Черепанов записан как П.В. Черепонов [данные на апрель 2010 года].

На гражданском кладбище в городе Лудза после ремонта только 39 имен, и непонятно куда делись 35 имен из списка погребенных там, согласно Лудзенскому РВК [данные на апрель 2010 года]. Не спорю, не все они на самом деле были там перезахоронены. Двое из них погибли на территории нынешнего Пыталовского района, а один явно продублирован. Но куда делись, скажем, рядовой Орел, сержант Царевский, младший лейтенант Морозов, лейтенант Расцелуев и старший лейтенант Новодей, которые первоначально были похоронены совсем недалеко - в Гарбарях?

Кроме того, на том же мемориале на памятных плитах утверждается, что в 1944 году Лудзенский уезд освобождала Советская Армия. Но как это могло быть, если она была образована только в 1946 году? И в честь чего бойцы НКВД (если даже не НКГБ) стали на новых плитах сотрудниками МВД, опять же, образованного только в 1946 году? Запомните, уважаемые господа, это Красная Армия освобождала Латвию. Это НКВД и НКГБ были в 1945 году, а не МВД. Нравятся вам эти термины или нет - дело десятое. А история была такой, нечего ее и дальше фальсифицировать! Остается только за голову хвататься, когда смотришь на новые плиты в поселке Балтинава. Любой мало-мальски подкованный в местной истории знает, что освобождение Латвии началось в июле 1944 года. Откуда тогда ремонтники взяли, что, к примеру, Кирилл Яковлевич Исаков и еще двадцать других бойцов погибли в июне того года [данные на апрель 2010 года]? Неужели опытных дипломатов не насторожила такая дата гибели простых стрелков, а не партизан, летчиков или разведчиков? Конечно же, донесения о потерях говорят, что погибли солдаты именно в июле 1944 года. А вот гвардии красноармеец (незаслуженно низведенный дипломатами до рядового) Степан Яковлевич Катюшкин вообще погиб не под Балтинавой, а хутором Балтис Добельской волости Митавского уезда. И высеченная на плите дата гибели тоже могла навести на размышления - ну ведь странно, что не чекист или милиционер, а погиб в бою в 1945 году под Балтинавой, которая уже давно была нашим глубоким тылом. Впрочем, и тут напортачили - погиб в марте, а на плите написан июнь. Нет, я все понимаю. Одно дело с высоких трибун красиво говорить о том, как важно знать историю, другое дело самому следовать этим лозунгам. Не каждому дано.

В один и тот же 2007 год были отремонтированы воинские захоронение в поселке Рудзаты и у поселка Турки. Но как при этом зоркое дипломатическое око не разглядело, что на этих соседних мемориалах увековечен один и тот же офицер 43-й гвардейской латышской стрелковой дивизии (родом из Даугавпилса, кстати) - лейтенант М.Б. Эвельсон (по версии "Рудзаты") и гвардии лейтенант Мейер-Зелман Беркович Эвельсон (по версии "Турки")? Все-таки фамилия не из самых распространенных [данные на июнь 2010 года].

Был ремонт и в городе Айзпуте... Да, наши отважные разведдиверсанты зачастую были известны товарищам по оружию только под псевдонимами. Однако еще в советские годы было установлено, что в январе 1945 года в тылу Курляндского котла погиб не просто партизан Валентин, а разведчик штаба Ленинградского фронта старшина Валентин Иванович Яковлев. Почему же после ремонта 2007 года на плитах он раздвоен: "партизан Валентин" и "В. Яковлев" [данные на сентябрь 2009 года]? И зачем забыты два Владимира - рядовой Морарь и младший лейтенант Смирнов? Их даже ниоткуда не перезахоранивали, они с самого начала были погребены в этом городке у Русской церкви, о чем бесстрастно свидетельствуют донесения о потерях. Равно как и данные Лиепайского РВК.

Просто диву даешься, как "госприемка" пропустила такое издевательское написание фамилий после ремонта на братском кладбище у хутора Заури: Аалексеев, Ггурко, Григоьев... Почему Ефремов стал Ефретовым? И почему на новой плите "П.М. Дибовик", а на единственной сохраненной старой плите он еще увековечен правильно: "рядовой П.М. Дубовик"? Что же выходит, в ходе ремонта и фамилию исказили, и звания лишили [данные на май 2008 года]?

Должен заметить, что это первые случайно попавшиеся под руку случаи. Все обнаружено при самом беглом осмотре. Никакого специального исследования не проводилось - времени на помощь людям не хватает, чтобы еще детально разбирать каждую посольскую ошибку.

Но во сто крат горше, что российские дипломаты занимаются вышеуказанной показухой, в то время как проблема забытых имен более чем огромна. На латвийских мемориалах увековечены 148 тысяч имен, а общее число погибших в боях и умерших от ран оценивается в 158 тысяч красноармейцев, краснофлотцев, чекистов, партизан, подпольщиков. Однако активисты Русского общества в Латвии в ходе изучения донесений о потерях выявили, что не увековечен каждый второй погибший только в боях при освобождении Латвии в 1944-1945 годах. Т.е. число погибших превышает 300 тысяч человек. И это - не считая замученных нацистскими оккупантами военнопленных! Подробнее о проблеме можно почитать в докладе "О проблемах увековечения имен павших в Латвии. Забыто каждое второе, перепутано каждое шестое".

К великому сожалению, перед ремонтами мемориалов в Латвии заказчиком не проводится тщательная работа по исправлению ошибок и внесению дополнений на памятные плиты, причем, проводимую специалистами, а не случайными людьми.

С одной стороны, это приводит к тому, что посольство России в Латвии откровенно игнорирует слова президента России Дмитрия Медведева о том, что это наш долг - помнить имя каждого погибшего защитника Отечества. Зато предпочитает серьезной кропотливой работе банальную показуху, очковтирательство.

С другой стороны, бездействие российских дипломатов по увековечению потерянных имен заключается в том, что происходит дискриминация граждан России, желающих посетить могилы родных солдат.
Получается, что бесплатную визу, предусмотренную в таких случаях, могут получить только родственники обозначенных на плитах воинов. А другая половина родственников вынуждена брать за деньги туристическую визу! Так как в паспортах захоронений имен нет, значит, нет формальных оснований утверждать, что воин похоронен в Латвии. Повторю: проблема касается более 150 тысяч имен и соответствующего числа семей, половину которых составляют россияне. Но ведь эти забытые солдаты не виноваты, что из-за расхлябанности и нерасторопности ответственных (скорее, безответственных и безнаказанных) лиц они оказались вычеркнуты из истории! Они честно выполнили свой долг до конца, отдав самое дорогое, что у них было - свои жизни. А жирующие чиновники, выходит, плюют на память о них и на их родственников, лицемерно заявляя об обратном...

Очень хочется верить, что указанные ошибки будут исправлены, а дипломаты впредь будут ответственно подходить к делу увековечения памяти павших. Но что-то подсказывает, что просто так они это не сделают, и будет все иначе. Вернее, по-прежнему.

22-23 июня в Москве в Центральном выставочном зале "Манеж" состоится Международная выставка "Мемориал-2011", посвященная выполнению межправительственных соглашений о воинских захоронениях и приуроченная ко Дню памяти и скорби - 70-летию начала Великой Отечественной войны. Не удивлюсь, если на ней представители посольства России в Латвии с важным видом будут рассказывать, как много ими делается, показывая президенту или премьер-министру красочные фотографии отремонтированных мемориалов (но только свежие, а не те, на которых уже через год-два видно, как течет краска и т.п.). Ни слова не говоря, а что же происходит с именами тех солдат, в честь которых эти мемориалы сооружены.

А возразить, похоже, им будет некому. Создается впечатление, что тем, кому поручили организацию выставки, не нужно присутствие общественников и поисковиков, кто бы открывал глаза на то, какие немыслимые дела творятся чиновниками в этой сфере. Вроде бы, общественным организациям даже места выделены на выставке. Однако регистрационный взнос участника, аренда минимальной площади, подготовка материалов для выставки, билеты (а еще проживание и питание) - все это обойдется не менее чем в 1000 долларов США. Мягко говоря, далеко не каждая общественная организация готова такую астрономическую для нее сумму потратить не на поиск, экспедиции и установление места захоронения солдат, а на помпезное мероприятие..."

Корреспондент ИА
REGNUM в Литве отправился в Прекуле под Клайпедой. Красноармейцы, погибшие в этой части Восточной Пруссии, как пояснили в литовской общественной организации "Институт военного наследия", захоронены совсем неподалеку в местечке Довилай. Однако и там, на хорошо отреставрированном в 2004 году воинском кладбище, фамилии Струминский не было обнаружено. Уже сегодня, 18 мая, имя младшего сержанта Андрея Максимовича Струминского, погибшего под ныне литовским Прекуле, удалось обнаружить на воинском захоронении в самой Клайпеде. Другими словами, он действительно теперь увековечен и в латвийском Приекуле, и в литовской Клайпеде. С таким подходом, который демонстрирует посольство России в Латвии, имя младшего сержанта можно еще увековечить в литовском Приекуле, где непосредственно он погиб, в литовском Довилай, где в том числе захоронены погибшие под Прекуле.

Кроме того, по информации литовской общественной организации "Институт военного наследия", такие ситуации действительно происходят систематически.
Так, на воинском захоронении в городе Вайноде в мае 2010 года состоялось торжественное открытие мемориала. Ремонтно-реставрационные работы были осуществлены на сумму более 300 тыс. долларов США. Из-за того, что не были проведены архивно-поисковые работы, после завершения реставрации появилось множество дополнительных мемориальных плит, герои Советского Союза не были удостоены должного увековечивания. На воинском захоронении в городе Акнисте захоронение находится в аварийном состоянии. Надписи на мемориальных плитах сделаны с помощью краски, которая потекла. Опоры для плит сделаны из металлических прутьев, снизу плиты опираются на осколки старых мемориальных плит.
 

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Если Вы уже зарегистрированы, выполните вход на сайт.

test