От Отчизны вдали, в Кыргызстане,
Нам судьба - за Россию гореть!
Где бы ни были мы - Россияне,
С тем родиться нам, с тем умереть.
Сохранить русский дух - дело чести!
И Великий язык отстоять!
Пусть все видят: мы русские вместе -
Несломимая сила и рать!
Пусть истории гимн величавый
Землям всем будет слышан в тиши! -
Это громкая русская слава,
И сияние русской души!!!

Светлана Шарова

Русское государствообразующее меньшинство в Казахстане: неравнодушные и равнодушные
Категория: Центральная Азия Дата и время публикации: 17.04.2011 00:05

alt

Источник: Русские в Казахстане

Русские стали меньшинством в Казахстане.Такие нерадостные наблюдения вынес из своей поездки в Алма-Ату Виктор Шестаков.«В середине 90-х, когда Казахстан переживал пик националистических конвульсий, когда «азатовцы» поджигали православные храмы, а русских оскорбляли на улицах, когда шел «отстрел» русских школ и начался «русский исход» из Казахстана , на улицах той же Алма-Аты число славянских лиц было приблизительно равно числу лиц восточных. Сегодня ситуация радикально поменялась: русских и славян стало гораздо меньше, и это легко заметить на любой остановке, в любом магазине или на транспорте».

Такие нерадостные наблюдения вынес из поездки в Казахстан Виктор Шестаков (сам уроженец Алма-Аты), опубликовавший свои заметки «Русский Казахстан. «Внешний» взгляд изнутри» на страницах сайта «Русские.орг».

«Казахи превратились в доминирующую нацию не только в количественном отношении», – пишет он. Хотя и признает, что «Восток, как говаривал киношный товарищ Сухов, действительно «дело тонкое», потому даже элементы этнической дискриминации здесь продвигаются тихо, почти неслышно, как змея на каменистом плато Устюрт. Просто с учетом принятых в 2004 году поправок в Закон о языке, когда казахский язык стал единственным государственным, а овладение им официально считается долгом каждого гражданина, при устройстве на работу вам могут отказать на вполне законном основании – «незнание государственного языка», а как следствие – еще припишут игнорирование долга перед государством».

«И русские, – констатирует наблюдатель, – тянутся в сторону севера. Как следствие исчезновения русских, исчезает и русский язык, которого звучит все меньше и меньше даже с экранов телевидения».

«Не обходится в нынешней казахстанской жизни и без глумления над историей, – отмечает автор. – Конечно, доказывать, что Адам и Ева были казахами (а еще ими «были» Чингисхан, Будда, скифский мудрец Анархасис...), как это было лет 15 назад, уже будут лишь люди больные, но все же количество топонимических изменений свидетельствует, что новая казахская история буквально набита героями, в честь которых, собственно, и переименовывают. В Алма-Ате исчезли улицы Космонавтов, Пастера, проспект Мира.Вообще, что касается истории, – отмечает Виктор Шестаков, – многое может проиллюстрировать факт того, что, в устах местных националистов, «весь казахский народ жаждет возвращения из Эрмитажа хранящегося там черепа хана Кенесары Касымова», потому что Ванга якобы напророчила Казахстану счастье лишь по факту этого возвращения.

В особом почете здесь новейшая история освобождения от российского колониализма и воцарения демократии, – продолжает автор очерка. – Ведь первые массовые беспорядки на этнической почве в период умирания СССР прошли именно в Алма-Ате в декабре 1986 года. К 20-летию «декабрьских событий» на улице Желтоксан (бывший проспект Мира) установлен памятник «Желтоксан, 1986», а рядом с местом, где тогда был убит журналист Савицкий, висит памятная доска, восхваляющая подвиги во имя демократии…

На фоне официальной линии на интеграцию с Россией местный политический истеблишмент нет-нет да и обнажает из-под паранджи свое национал-личико, – отмечает Шестаков. – Вот и потомок известного писателя Мурат Ауэзов теперь встал в ряды последователей деколонизации Казахстана и заявляет, что «нынешние процессы вхождения в Таможенный союз и создание ЕЭП могут привести к реанимации «колониального пространства». Восточное правило, что люди в политике всегда имеют два лица, иллюстрируют в Казахстане довольно часто.

Кстати, два лица есть и у русских Казахстана, – продолжает Шестаков. – Русский Казахстан можно поделить на две части – неравнодушных и равнодушных. Первых – на порядок меньше. Они разрознены по сути, хотя по факту собраны в страновой Координационный совет, вяло пытающийся организовать работу в среде соотечественников. Внутри русских организаций, к которым можно отнести и казаков, наблюдаются разброд и шатания, хотя не столь бурно выражающиеся, как, например, среди русских Украины. Здесь тоже существует дифференциация соотечественников, проводимая как структурами РФ, так и самими русскими Казахстана».

«Проблема русских «лежит в плоскости ослабленного чувства русской самоидентификации, что характерно для русских в самой России. Оно, помноженное на русское вселюбие, политическую вялость и страсть к пустословию и маниловщине, и приводит к тому, что русские быстро ассимилируются, принимают чужие правила». Это – мнение лидера Республиканского славянского общества «Лад» Максима Крамаренко, которое приводит автор публикации.

А преподаватель иностранных языков Людмила Кучина, мнение которой также приводит Виктор Шестаков, уверена, что у русских нет мотивации к активной общественно-политической деятельности в первую очередь по причине «совершенно невнятной политики России, когда в угоду геополитике или просто хилой стабильности межгосударственных отношений российские чиновники первой величины официально заявляют об отсутствии в Казахстане проблем у русских».

«Кстати, – отмечает сам Шестаков, – бывали случаи, когда подобное заявляли и собственно русские Казахстана... хотя русские ли они после такого? Одни из них уже максимально ассимилировались и стали казахами, хоть и носят неказахские фамилии. Среди таковых – Вячеслав Храпунов, бывший аким (мэр) Алма-Аты, который, женившись на «высокопоставленной» казашке, умудрился стать и ближним родственником Назарбаева – со всеми вытекающими последствиями. Именно при этом денежном мешке началось массовое истребление русских школ и зачистка «буйных русских»…

А совсем недавно человек с русской фамилией стал образцом подобострастия и одновременно насмешкой для тысяч людей, сравнивших его то с карликом при дворе Ким Ир Сена, то с районным парторгом эпохи товарища Сталина. За несколько публично-телевизионных минут депутат Мажилиса (парламента) с колоритной фамилией Нехорошев (а предки наши знали, как кого именовать) вошел в мировые каноны национального и гражданского раболепия. В процессе президентской гонки он выступил перед гражданами, которых, оказывается, греет свет, исходящий от «Елбасы» – «Лидера нации», как теперь величают Назарбаева. Нехорошев заявил на съезде президентской партии «Нур Отан»: «Нурсултан Абишевич – гений от бога и природы! Не может быть другого солнца на небе. Его нурсияние пусть и дальше освещает нашу страну! И сегодня не может быть другого президента, кроме Назарбаева. На этом настаивает и этого требует народ Казахстана!».

После таких реверансов, – пишет Шестаков, – казахстанцы говорят, что к президенту теперь надо обращаться не иначе как «Ваше Нурсиятельство!», хотя известно, что сам Нурсултан Абишевич чрезвычайно раздражается, когда аналогичная гиперлесть льется из уст чиновников-казахов. Но что поделать, когда есть в королевстве и такие подданные с русскими фамилиями…

«Все ли потеряно?» – вопрошает сам себя автор публикации. И сам пытается ответить: «Конечно, нельзя забывать и о том, что межэтнический мир в полиэтничном Казахстане является объективной реальностью всего периода его незалежного существования. Он сохраняется не только в перманентных обращениях Назарбаева, который не устает делать особый акцент на необходимости сохранения русского языка и самих русских в Казахстане. Пускай многие называют это восточной хитростью, но в большинстве стран бывшего Союза подобную политику сочли бы за великое благо».

«Казахстан продолжает находиться в состоянии поиска, – резюмирует Шестаков, – о чем говорит и журналист Алим Мусабаев: «Лично для меня очевидно, что казахи как нация до сих пор находятся на перепутье и мечутся перед выбором пути. Как бы ни убеждал нас Нуреке (Н.Назарбаев. – Прим. авт.) в окончательном выборе в сторону демократии и цивилизации, казахи не только не знают, что означают эти понятия, но и не могут решить, какой путь предпочтительнее. А пути всего три. Первый – остаться вместе с Россией с сохранением своей специфики. Это – путь имперский, и у него немало сторонников не только среди русских, но и среди казахов. Второй путь – идти в объятия Китая, но только с точки зрения экономической модели, т. к. Поднебесная проглотит и переварит Казахстан с легкостью удава. Третий путь – путь ислама. Но даже с учетом того, что сегодняшняя молодежь активно идет в мечети и медресе, большая часть населения с традициями монофизитов и язычников не готова к созданию закрытого общества. Они не готовы к многочисленному табуированию ислама. Поэтому рано окончательно говорить о том, что такое Казахстан, потому что на самом деле это – феномен».

Вот такой он, сегодняшний Казахстан, глазами приезжего, – отмечает наблюдатель, – разочаровывающий и вселяющий надежду, безнадежный и феноменальный, русский и казахский. Каким он станет дальше – посмотрим вместе».

Между тем самим русским Казахстана (во всяком случае, тем, кого Шестаков относит к «неравнодушным») не до столь хладнокровных наблюдений. Как считает процитированный автором публикации Максим Крамаренко, «русские в странах СНГ являются разделенным народом и системообразующим этносом евразийского пространства. И это обстоятельство является решающим для дискриминации русских и борьбы с русским языком и культурой со стороны внутренних и внешних сил. Чем меньше становится русских в республиках Центральной Азии, тем ближе к границам России «дуга нестабильности».

«Большинство национальных элит в новых государствах сформировалось именно на волне русофобии. В «эсэнговских» этнократиях завершается процесс закрепления в общественном сознании мифа о победе этнических князьков в «национально-освободительной войне» с колониальной русской империей. На это направляются пропагандистские силы и материальные ресурсы. Искажение истории о политике России в отношении национальных окраин, выдавливание русского языка, кадровые этнические чистки, факты рейдерства в отношении русского бизнеса – все это говорит о том, что в государствах СНГ (и, в частности, в Казахстане) последовательно стремятся избавиться от своего «русского» прошлого. В то же время политика выдавливания или ассимиляции русских в новом зарубежье приведет в конечном итоге только к одному – к дезинтеграции государств на постсоветском пространстве».

«Русским пора становиться сильными и не тешить себя на лаврах былых побед. Нам нужно идти дальше, учиться жить вне своей Родины, возрождая в себе православную соборность и национальную солидарность», – отмечает руководитель славянского движения.

Филатов Юрий
 

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Если Вы уже зарегистрированы, выполните вход на сайт.

test