От Отчизны вдали, в Кыргызстане,
Нам судьба - за Россию гореть!
Где бы ни были мы - Россияне,
С тем родиться нам, с тем умереть.
Сохранить русский дух - дело чести!
И Великий язык отстоять!
Пусть все видят: мы русские вместе -
Несломимая сила и рать!
Пусть истории гимн величавый
Землям всем будет слышан в тиши! -
Это громкая русская слава,
И сияние русской души!!!

Светлана Шарова

Системный кризис ОДКБ: Организация утратила доверие стран Средней Азии
Категория: Геополитика Дата и время публикации: 15.04.2011 00:28

alt

Источник: Белый Парус


В марте  в Душанбе прошло выездное заседание одной из структур ОДКБ, на котором генсек Николай Бордюжа озвучил очередные устрашающие «прогнозы» о «надвигающейся угрозе странам-участницам Организации».Он заявил, что «ОДКБ озабочена эскалацией напряженности в Центрально-Азиатском регионе в связи с угрозой проникновения с территории Афганистана экстремистских группировок».

«Мы должны обсудить коллективные меры по противодействию всем этим вызовам и угрозам»,- подчеркнул генерал. Очевидцы говорят, что представители стран региона на заседании были немало удивлены и озадачены – о какой именно эскалации напряженности вел речь генсек? Какую цель преследует представитель Москвы, нагнетая ситуацию и откровенно вводя в заблуждение мировое сообщество? Вопрос стабильности и безопасности в Средней Азии, возможно, актуален лишь для Кыргызстана и Таджикистана.

И на этом фоне заявления о помощи России и ОДКБ в обеспечении среднеазиатской безопасности неприемлемы для трех других государств региона – Казахстана, Туркменистана, Узбекистана – они способны самостоятельно обеспечить свою безопасность! Небрежное причисление генсеком ОДКБ этих стран к числу неспособных позаботиться о своей безопасности не осталось без внимания в Ашхабаде, Ташкенте и Астане.

Вместе с тем, даже Кыргызстан с Таджикистаном не видят «гаранта безопасности» ни в лице России, ни в лице ОДКБ. Своими выступлениями о роли ОДКБ в обеспечении безопасности в Средней Азии генсек Бордюжа похож на заклинателя змей. Сегодня из-за поведения Н.Бордюжы, у стран-членов ОДКБ иссякло терпение, а доверие к его личности и Организации в целом сведено к нолю. После трагедии на юге Кыргызстана в июне 2010 года Бордюжа посетил эту страну четыре раза. Но, увы, без каких-либо практических результатов – он не помог ни узбекам, ни кыргызам.

Правда, «прогнозы» Бордюжи частично сбылись, когда группа заключенных, в том числе граждан России, совершили в прошлом году побег из душанбинского СИЗО. Вследствие малоэффективных операций по захвату преступников произошли столкновения в Раштской долине, дестабилизировавшие Таджикистан. Как ни странно, к числу первых подозреваемых в диверсиях таджикские власти причислили Россию.

Кстати, действия Ташкента во время июньской трагедии на юге Кыргызстана в 2010 году убедительно доказали, что страны региона сами в состоянии разрешить любую конфликтную ситуацию, – без помощи внешних сил. Надо хорошо понимать, что ни Казахстан, ни Узбекистан, ни Туркменистан не думают обращаться к России за помощью в обеспечении региональной безопасности.

Все помнят, что Ташкент однажды обращался в ОДКБ с просьбой оказать содействие в обеспечении отдельными видами вооружений и боеприпасов Вооруженных сил Узбекистана, чтобы дать отпор талибам, взявшим в конце 90-х под контроль практически 90% территории Афганистана. Тогда «Талибан» вплотную приблизился к границам Средней Азии и угрожал «совершать намазы на руинах Бухары и Самарканда». Из Москвы обещали спешно отправить в Узбекистан эшелоны вооружений, которые, однако, не были поставлены ни тогда, ни позже.

Во время событий на юге Киргизии в 2010г. Кремль повел себя также неадекватно. Несмотря на неоднократные призывы Бишкека, Москва до сих пор не предоставила обещанную военно-техническую и материальную помощь. В разгар конфликта Киргизии не были предоставлены даже вертолеты для переброски раненых в стабильные регионы страны.

Во всех заявлениях Бордюжи легко просматривается внешнеполитическая линия Кремля последних лет, характеризующаяся неоимперским мышлением  российского руководства. Москва пытается восстановить свою «руководящую» роль на постсоветском пространстве, ностальгируя по колониальному и советскому прошлому. Действия Кремля можно однозначно квалифицировать как попытку нового, третьего по счету продвижения в Среднюю Азию. В последнее время российские политики и политологи все больше вбрасывают в информационное пространство огромное число  предсказаний о «нависшей над постсоветскими странами внешней угрозе», справиться с которой, по их мнению, может только Россия и ОДКБ. Однако, нет никаких сомнений, что эта Организация служит ключевым инструментом в стремлении Москвы собрать под сенью «двуглавого российского орла» как можно больше «сторонников», которые беспрекословно будут следовать в фарватере российской внешней политики. За последние годы Кремль свел на нет фундаментальный принцип ОДКБ – равноправное сотрудничество на основе консенсуса и стремится превратить ее в военно-политический блок по аналогу с Варшавским договором. Но ведь это рудимент эпохи «холодной войны»!

ОДКБ превратилась в аморфную, безликую структуру. Она рассыпается изнутри – вследствие взаимных недоверия и подозрительности, периодически возникающих конфликтов интересов, отсутствия ясно сформулированной концепции «внешнего противника» и дееспособных механизмов функциональной координации между странами-участницами.

Ключевое место в этих противоречиях занимает критика и претензии России к своим союзникам по ОДКБ в случаях, когда их внешнеполитические действия не соответствуют кремлевским иллюзиям о «союзниках-сателлитах». Некоторые российские политики не находят себе места, когда не видят в действиях партнеров по ОДКБ «верноподданничества».

Посмотрите, то российские политики резко критикуют Ереван и Астану за то, что Армения и Казахстан, будучи членом ОДКБ, занимают одно из первых мест среди постсоветских стран по развитию сотрудничества с НАТО, то они угрожают Белоруссии различными санкциями за невыполненное, якобы, А.Лукашенко обещание признать независимость Южной Осетии и Абхазии. Россиян не удовлетворяют и отдельные решения, принятые в Узбекистане – они пытаются осторожно, но все же публично критиковать действия  и Ташкента.

Среди последних таких примеров можно привести заявления Н.Бордюжи в ходе его визита в Душанбе. Он сказал следующее: «Узбекистан входит в состав ОДКБ. Как полноправный член, он участвует в работе. Но, к сожалению, у Узбекистана или у руководства республики есть свои особые позиции, взгляды. Например, на нашу совместную деятельность по борьбе с терроризмом, координацию внешней политической деятельности, военное сотрудничество – это их суверенное право. У них особые позиции. Исходя из этих позиций, сегодня они отказались, и не участвуют в этой встрече».

Имеет ли право делать такие, мягко говоря, некорректные замечания международный чиновник, занимающий должность генсека? Не превышает ли он допустимые границы и не выходит ли за рамки своих полномочий? Что же подтолкнуло его сделать подобные провокационные заявления?

Соответствующие ответы на эти вопросы дадут, конечно, юристы, специалисты по кодексу поведения представителей руководящего состава ОДКБ. Но можно отметить, что выражения российского генерала – не дипломатические, и резко контрастируют с той выверенной тональностью, которой должны следовать высокие представители международных структур.

Противопоставление генеральным секретарем, тем более перед СМИ, позиции одного из государств-членов ОДКБ, позиции других государств данной организации нельзя рассматривать иначе как провокационное. По логике вещей, за долгие годы пребывания на высокой должности Бордюжа должен был бы научиться грамотно выступать перед публикой. На свою нынешнюю должность он был назначен, как оказалось, для исполнения поручений, исходящих из Кремля. Он бойко отстаивает позиции России, подобно рядовому российскому чиновнику, находящемуся на службе в какой-либо сугубо российской организации. Но ОДКБ – не российская организация, она призвана действовать на принципах равноправия, уважения суверенитета и коллективного сотрудничества.

Публичные выступления Бордюжи совсем не похожи на заявления технического руководителя секретариата международной организации, который обязан действовать и высказываться согласно общепринятым принципам так называемой «равноудаленности». Судя по всему, в ОДКБ давно назрела необходимость, чтобы страны-члены рассмотрели вопрос доверия нынешнему генсеку. Выражение «незаменимых нет» должно действовать и в отношении российских генералов!

 

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Если Вы уже зарегистрированы, выполните вход на сайт.

test