От Отчизны вдали, в Кыргызстане,
Нам судьба - за Россию гореть!
Где бы ни были мы - Россияне,
С тем родиться нам, с тем умереть.
Сохранить русский дух - дело чести!
И Великий язык отстоять!
Пусть все видят: мы русские вместе -
Несломимая сила и рать!
Пусть истории гимн величавый
Землям всем будет слышан в тиши! -
Это громкая русская слава,
И сияние русской души!!!

Светлана Шарова

Национализм как среда обитания российских соотечественников в Киргизии (II)
Категория: Соотечественники Дата и время публикации: 11.04.2011 22:56

alt

ИсточникRusskie.org


В ноябре 2010 г. в Киргизстане «в целях совершенствования организации деятельности государственного органа по вопросам развития и укрепления правовой основы и повышения конституционного статуса киргизского языка» при президенте страны была создана Национальная комиссия по государственному языку[1].Продолжение. Начало см. часть I.

Одним из первых, но весьма примечательных документов этой структуры стало обращение, направленное главе государства, в Жогорку Кенеш, местные акимиаты, органы местного самоуправления с призывом «очиститься от неприкосновенных «священных» «овка» и «евка»[2] и переименовать всех населенные пункты, носящие некиргизские названия.

20 января 2011 г. объединение киргизскоязычных журналистов в открытом обращении к Р. Отунбаевой, а также премьер-министру и спикеру парламента призвало власти обязать сотрудников госорганов распространять информацию и вести делопроизводство на госязыке[3], а 26 января депутаты парламентской фракции СДПК потребовали от приглашенных чиновников отвечать на их вопросы только на киргизском языке.

8 февраля в Интернете появилась явно заказная статья «Имперский гнет продолжается», содержащая откровенные оскорбления в адрес Д. Медведева и В. Путина, ряда российских журналистов и аналитиков, а также посла России в КР В. Власова[4]. Посол вызвал резкое возмущение автора А. Усенова тем, что «стал активно комментировать вопросы развития киргизского языка, прессы и литературы. Передергивая факты, В. Власов, таким образом, напоминает об «исключительной» роли русского языка в жизни киргизстанцев». Автор статьи призвал следовать примеру «прибалтийских государств и других стран Центральной Азии. В этих странах в одночасье запретили вещание российских каналов и перевели все делопроизводство на свои языки».

Помимо языковой политики А. Усенов озаботился опасностью полного попадания Киргизии в зависимость от России в электроэнергетике и газовом хозяйстве. По его мнению, «в случае, если разговоры о продаже АО «Кыргызгаз» российскому «Газпрому» и о передаче проекта строительства ГЭС «Камбар-Ата-1» российской государственной корпорации ИнтерРАО все-таки реализуются, то страна может оказаться в полной власти Кремля, и тогда беда не заставит себя ждать».

Особо стоит отметить, что уже не в первый раз местные политики и эксперты пытаются представить образцом национализма политику российских руководителей. Так, лидер партии «Ата-Журт» К. Ташиев позволил себе провести следующую параллель: «Когда Владимир Путин пришел к власти, он сказал, что в России хозяевами могут быть только русские, после этого там нет межнациональных конфликтов. В Киргизстане должно быть точно так же»[5].

Последняя попытка подобного сравнения предпринята совсем недавно. Автор статьи с откровенным названием «Пусть наши министры учатся национализму у Путина и Медведева» советует нынешней власти «брать пример с В. Путина и Д. Медведева, которые открыто говорят, что они истинные националисты. Так, по словам российского премьер-министра Владимира Путина, главной государственной политикой является поднятие русского духа… А пока мы в своем обществе только начинаем заводить разговор о киргизской миссии, в России уже давно русская миссия полнокровно претворена в жизнь на основе гармонии языка и религии!»[6].

Такое очевидное извращение смысла высказываний российских руководителей, неоднократно заявлявших о гражданском, а не этническом национализме и патриотизме, о миссии русской культуры, а не о русской миссии, безусловно, не случайно. Оно преследует цель оправдать национализм «титульной» нации и использовать его в качестве эффективной популистской технологии достижения власти.

За год после апрельской революции в Киргизии произошел переход от стихийного бытового национализма и предвыборных лозунгов об особой демократической миссии киргизского народа к конституционному закреплению статуса «титульной» нации, этнократии, агрессивному антиузбекскому национализму, выдавливанию русского языка, нагнетанию антирусских и антироссийских настроений. Обрисовалась логика превращения ресурса этнонационализма в неуправляемый.

Но в последнее время внимание к этнополитической ситуации в Киргизии со стороны международного сообщества и руководства России, а также заявления российского посольства и правозащитных организаций КР заставили Р. Отунбаеву отказаться от националистической риторики. Видимо, пришло осознание того, что ситуацию с национализмом пора взять под контроль, президент даже заявила: «Все последние доклады по расследованию ситуации на юге показывают, как необходим документ, предусматривающий концептуальные подходы к политике этнического развития»[7].

В начале 2011 г. была создана рабочая группа по подготовке проекта Концепции этнического развития и консолидации общества, которая «определит основные направления интеграционной политики в Киргизстане в сферах гражданского и политического участия, социальной интеграции, языковой политики, поликультурного многоязычного образования, культуры и СМИ, управления межэтническими отношениями на уровне местных сообществ»[8].

Проект был подготовлен и представлен 28 марта 2011 г. в парламентский комитет по образованию, науке, культуре, информационной и религиозной политике, но отклонен из-за того, что в нем предусматривалось создание «условий для изучения киргизского, русского, таджикского и узбекского языков». Председатель комитета Ж. Джолдошова подвела итог: «Концепция этнической политики и консолидации общества противоречит Конституции страны»[9]. Зато на следующий день 29 марта 2011 г. этот же комитет одобрил проект постановления парламента «О комплексных мерах по реализации норм закона «О государственном языке», в соответствии с которым государственные служащие Киргизстана обязаны владеть государственном языком на уровне, необходимом для исполнения своих полномочий и обязанностей[10]. Председатель комитета заявила: «Мы суверенное государство и должны развивать и продвигать киргизский язык, потому что если не будет языка, то не будет и государства».

В свою очередь, 30 марта Р. Отунбаева встретилась с Верховным Комиссаром ОБСЕ по делам национальных меньшинств (ВКНМ) К. Воллебеком, который «высоко оценил работу над Концепцией этнического развития и консолидации общества Киргизстана»[11]. В противовес этому 31 марта газета «Асман press» озаботилась тем, что «сейчас в аппарате президента готовится Национальная концепция, и депутаты поражаются, что в ней киргизский язык связан по рукам и ногам – никакой уже это не государственный язык»[12].

Противодействие концепции, разработанной аппаратом Р. Отунбаевой, со стороны депутатов не удивительно, поскольку, «как свидетельствуют правозащитники, с особым пристрастием наблюдающие за работой парламента, самые ярые националисты заседают именно там»[13]. Более того, стало известно, что фракцией партии «Ата-Журт» готовится альтернативный вариант концепции, в котором выделяется особая роль «титульной» нации в КР. Он пока не опубликован и, по слухам, на русском языке его публикация не планируется, но основные идеи явно пересекаются с изложенными в «публицистической», по определению автора Е. Алли, а, по нашему мнению, популистской, статье «Идеология Киргизстана: “Пусть каждый народ строит свою Вавилонскую башню!”»[14].

Начинается статья с утверждения: «Идеология просоветская – «Киргизстан – наш общий дом» – уже не работает… Так было до 7 апреля! До Ошских событий 11 июня! Но надо уже открыть глаза! Пора уже и определиться! А все надо начинать с Идеологии!.. пришло время играть по Новым Правилам. …Мы очень надеемся на это, примите наши аргументы и мы придем к Всеобщему Согласию… Ну а если кто посчитает нужным, что ему нечего делать в Киргизстане, он сам уедет туда, где ему будет лучше и комфортнее жить. И это его конституционное право».

Далее эти новые правила излагаются. Итак, во-первых, «другие народы не должны киргизам мешать в построении Новейшей Киргизской Идеологии! Не должны хвататься за ноги, цепляться и мешать шагу киргизского народа на пути построения Киргизской Идеологии. Если они, другие народы Киргизстана, хотят жить в Киргизстане, они должны, как притоки большой реки, лишь вливаться с боков и усиливать Киргизскую Идеологию. …Так нужно, если они хотят качественной, хорошей жизни в Киргизстане. Это единственно приемлемый вариант. …И русский не должен думать о России, еврей об Израиле, узбек об Узбекистане».

Во-вторых, «нам всем нужна наша Киргизская Идеология! … Киргизский народ, народ Манаса – великодушный, гуманный, толерантный народ, и эти человеческие черты являются его природной сущностью, что дает ему право быть во флагмане прогрессивных наций и народов Мира». Значит, по мнению автора, есть какие-то непрогрессивные нации и народы, которые не имеют права «быть во флагмане». Хочется попросить их перечислить, но, думаю, читатели уже догадались, кто именно имеется в виду.

В-третьих, «киргизский народ имеет свой язык, который должен наконец-то принять статус единственного государственного языка», в-четвертых, «все другие народы, которые желают жить в Киргизстане, на киргизской земле, должны принять киргизские законы!.. Все другие народы Киргизстана должны ответить сами себе на один вопрос: хочу ли я жить на Киргизской земле и подчиняться киргизским законам? Другого не дано».

Но что будет, если вдруг кто-то пожелает жить так, как живут в других государствах, по законам государства и в соответствии с нормами международного права, а не одной этнической группы? Ответ автора: «Все другие действия будут оценены как провокация и т.д. и караться законом КР… Живите, но не мешайте!»

Еще один вопрос к Е. Алли – что дает право одной этнической группе диктовать законы другой? Ответ, оказывается, тоже есть и тоже однозначный: «Киргизский народ уже обратил на себя внимание Мира как чистая, честная, демократичная нация, умеющая вести честную игру». Как говорится, без комментариев.

Вот так выпущенный 7 апреля 2010 г. из бутылки джин национализма уже диктует свои условия некиргизоязычным гражданам государства. Вероятность того, что до президентских выборов Р. Отунбаевой удастся вернуть национализм в контролируемое русло, весьма невелика. Напротив, учитывая, что кандидаты на президентское кресло будут вести непримиримую борьбу и ориентироваться, прежде всего, на киргизский электорат, следует ожидать усиления этнонационалистических проявлений, а значит, бегства русскоязычного населения из агрессивной «среды обитания».


[1] Национальная комиссия по государственному языку при Президенте страны// http://www.24.kg/community/78654-v-kyrgyzstane-vnov-sozdana-nacionalnaya-komissiya.html

[2] Обращение Национальной комиссии по государственному языку при Президенте КР // http://www.gezitter.kg/society/1499

[3] http://www.24.kg/community/91089-obedinenie-kyrgyzskoyazychnyx-zhurnalistov.html

[4] Усенов А. Имперский гнёт продолжается // http://janyzak.kg/?p=183

[5] Камчибек Ташиев: «Если русские, узбеки или турки скажут, что они – наравне с киргизами… Свое государство мы должны передать поколению киргизов» // http://atamekenkg.com/index.php?option=com_content&view=article&id=7415:-l-r&catid=99:politic&Itemid=29

[6] Турдубаев М. Пусть наши министры учатся национализму у Путина и Медведева // http://www.gezitter.org/politic/1914/

[7] Президент Р. Отунбаева призвала присоединиться к обсуждению концепции этнического развития и консолидации // http://www.kginfo.org/index.php?newsid=2187

[8] Каримов Д. В столице Кыргызстана утверждена структура проекта Концепции этнического развития и консолидации общества // http://www.24kg.org/oficial/94150-soobshhaet-press-sluzhba-prezidenta-kr-v.html

[9] Жылдызкан Джолдошова: Концепция этнической политики и консолидации общества Кыргызстана противоречит его Конституции http://www.24kg.org/community/96278-zhyldyzkan-dzholdoshova-koncepciya-yetnicheskoj.html

[10] Комитет ЖК принял поправки, по которым госслужащие Кыргызстана обязаны владеть госязыком на уровне, необходимом для исполнения своих обязанностей // http://www.ca-news.org/news/641901

[11] Президент Роза Отунбаева: Межнациональное согласие – залог стабильного развития государства // http://www.kyrgyz-el.kg/index.php?option=com_content&task=view&id=2314&itemid=1

[12] Крен Отунбаевой // http://www.gezitter.org/ushaktar/2062

[13] Подольская Д. Кыргызстан. Бахрома национализма // http://www.24kg.org/community/94149-vlasti-kyrgyzstana-ozabotilis-yetnicheskim.html

[14] Алли Е. Идеология Кыргызстана: “Пусть каждый народ строит свою Вавилонскую башню!” // http://literatura.kg/articles/?aid=942


 

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Если Вы уже зарегистрированы, выполните вход на сайт.

test