От Отчизны вдали, в Кыргызстане,
Нам судьба - за Россию гореть!
Где бы ни были мы - Россияне,
С тем родиться нам, с тем умереть.
Сохранить русский дух - дело чести!
И Великий язык отстоять!
Пусть все видят: мы русские вместе -
Несломимая сила и рать!
Пусть истории гимн величавый
Землям всем будет слышан в тиши! -
Это громкая русская слава,
И сияние русской души!!!

Светлана Шарова

Какой истории отношений с Россией учат в Киргизии (часть 2)
Категория: Взгляд со стороны Дата и время публикации: 27.03.2011 19:03

alt

 

Особенностью системы образования Киргизии является то, что, начиная с 2004 г., все учащиеся вузов (независимо от специальности) должны сдавать государственный экзамен по истории Киргизстана. Поэтому в республике широко распространены различные учебные пособия и справочники, ориентированные на вузовскую молодежь. Посмотрим, может быть, они отличаются от установок в школьных учебниках?

Учебное пособие Ю. Подкуйко, В. Выговской и Э. Карабаева «Основные проблемы истории Кыргызстана» предназначено для студентов-первокурсников[1]. Оно имеет подзаголовок – «эффективное учебное пособие по подготовке к сдаче экзамена по истории Кыргызстана». В аннотации авторы заявляют, что в нем «представлен обзор истории кыргызского народа. Изложены основные этнические, политические, социально-экономические проблемы кочевой цивилизации кыргызов», что работа с учебным пособием «предполагает предварительное освоение студентами учебного материала, содержащегося в учебных пособиях по истории Кыргызстана». С содержанием этого учебного материала и приемами его изложения мы уже имели возможность ознакомиться, говоря о школьных учебниках.

Квинтэссенция изложения вопроса о взаимоотношениях России и Киргизии содержится в заключительной главе пособия, посвященной этапам модернизации в стране. Авторы выделяют три этапа: колониальную модернизацию, социалистическую и национальную.

«На первом этапе Россия в Кыргызстане преследовала свои имперские интересы – использовать природные богатства и ресурсы края и переселить сюда часть крестьян из центральных регионов империи для снятия напряженности в аграрном вопросе». «Проводимые реформы объективно способствовали ускорению развития Кыргызстана, но шли вразрез с многовековыми традициями и проводились без учета национальных особенностей. Реформы с одновременным ростом налогов привели к обеднению и разорению значительной части кочевников, к разрушению привычного уклада жизни, утрате жизненных ориентиров».

«В ходе социалистического строительства большевистскому режиму удалось выполнить отрицательную задачу модернизации – самым решительным и беспощадным образом осуществить радикальную ломку традиционного общества (выделено авторами. – Л.Х.). …Опорой в проведении модернизации национальных окраин являлись партийные организации и русскоязычные анклавы. «Реформы игнорировали исторический опыт кыргызского народа, что носило в большей степени разрушительный, чем созидательный характер, приводило к их непониманию, отрицанию, состоянию внутренней напряженности и сопротивлению».

«С обретением независимости начался третий этап модернизации – национальный. Кыргызский народ получил возможность самостоятельно выбирать варианты дальнейшего развития».

Таким образом, и в школьном, и в вузовском учебниках можно выделить некий «каркас знаний», некие исторические аксиомы, которыми должны овладеть учащиеся. Прежде всего, это утверждение: «Кыргызстан – колония Российской империи», в процессе раскрытия которого выстраивается картина истории киргизского народа. И в этой картине обязательными оказываются следующие сюжеты:

- Россия на всех этапах исторического развития эксплуатировала недра и природные ресурсы Киргизии;

- Россия препятствовала развитию киргизской культуры;

- русские колонизаторы нещадно обращались с местным населением;

- Россия обеспечивала потребности только специально завезенных в Киргизию переселенцев (предоставляла землю, жилье, высокие доходы) и не заботилась об уровне жизни киргизов;

- Россия проводила политику русификации и дискриминации киргизского языка;

- патриотами Киргизстана всегда выступали только киргизы;

- восстания против русских колонизаторов – это национально-освободительная борьба киргизов и прогрессивный процесс;

- киргизы – борцы за независимость (в частности, басмачи и лидеры Туранской Социалистической партии) – герои;

- противопоставление отношения русских исследователей и киргизского общества к эпосу «Манас».

Особого внимания заслуживает экспресс-справочник члена-корреспондента Национальной академии наук КР О.Дж. Осмонова «История Кыргызстана (с древнейших времен до наших дней)»[2], одновременно являющегося и рецензентом упомянутого выше школьного учебника. Справочник подготовлен в соответствии с Программой государственных экзаменов по истории Киргизстана для выпускников школ и вузов, утвержденной Министерством образования и науки КР, и предназначен для выпускников школ и вузов при подготовке к сдаче государственного экзамена по истории Кыргызстана.

Подробный критический анализ содержащегося в справочнике материала о периоде «истории, когда Восток в Кыргызстане впервые столкнулся с Западом – а это годы вхождения Туркестана в состав Российской империи и существования внутри неё вплоть до февральской революции 1917 года» содержится в статье И. Звягинцева «Колонизация, независимость и прочие «радости», опубликованной на сайте Polit.kg [3].

И. Звягинцев подчеркивает, что «на передний план в истории Средней Азии выходит противоборство Российской империи, уже не раз проходившей модернизацию, и молодого Кокандского ханства – типичной восточной деспотии, обосновавшейся в Ферганской долине. Это и есть тот минимум, который должен остаться после прочтения материала у школьника. Но что делает автор? Раскрашивает иллюзию национального самосознания кыргызов и красок не жалеет. Тут же появляется «героически сражавшийся с русскими войсками» на стороне кокандцев отряд кыргызских джигитов под началом Шабдана Жантай уулу. Вопрос в том, чем заслужили эту посмертную героизацию кыргызские воины, сражавшиеся под кокандскими знамёнами? Отстаиванием каких-то идеалов (непременный атрибут героизма)? Да нет же, бойцы просто выполняли свою работу, защищая интересы кокандских феодалов. Получается, весь героизм в том, что… с русскими воевали? Похоже на условно-исторический шовинизм».

И. Звягинцев делает вывод: «Даже в сухом тексте экспресс-справочника сквозит скрытая симпатия по отношению к Коканду (очень мало критики) и открытая антипатия по отношению к России и русским. … Весь период существования Кыргызстана в составе Российской империи описывается как эстафета народных восстаний против колонизаторов. … Создаётся впечатление, что основным критерием прогрессивности являются именно антирусские настроения бунтующих масс». Особенно возмутителен «дикий, безосновательный вывод» О. Осмонова о том, что «застрелить кыргыза, ставшего на защиту своей земли и своих прав, стало в порядке вещей»[4].

По мнению И. Звягинцева, с которым мы полностью согласны, «такое заявление в учебнике истории, т.е. книге, которой нельзя не верить школьнику, – это провокация. И цель её – изъять из народной памяти всё лучшее, что связывало русских и кыргызов на протяжении полутора веков «колонизации» и последующем существовании в составе СССР»[5].

Разделы справочника, посвященные более близким историческим периодам, содержательно ничем не отличаются от рассмотренных выше учебников, которые при различной степени детализации и особенностях стиля изложения объединяет общий этноцентристский концептуальный подход.

Несмотря на то, что в названиях всех изданий фигурирует слово «Кыргызстан», посвящены они истории киргизского этноса. Так, учебник М. Иманкулова начинается со слов: «Наша страна, пройдя в XX в. и в начале XXI в. сложный путь развития, пережила важнейшие события, определившие дальнейшую историческую судьбу кыргызского народа». Авторы учебного пособия «Основные проблемы истории Кыргызстана» специально подчеркивают, что в нем «основное внимание уделено истории кыргызов и практически не затрагивается история других народов, проживающих на современной территории республики до XV века», а справочник О. Осмонова подытоживает многовековую «борьбу кыргызов против русских захватчиков».

Как считает доктор исторических наук А. Князев, подобные учебники ориентированы на «огромный слой маргиналов, не имеющих больших возможностей для продолжения образования и профессионального роста, с ограниченным провинциальным мировоззрением и гипертрофированными представлениями о собственной исключительности»[6]. Добавлю, что, с моей точки зрения, они ориентированы на воспитание агрессивного этнонационализма, который уже проявился в межэтнических конфликтах 2010 г. и продолжает набирать силу.

Справедливости ради надо сказать, что в Киргизии есть и другие учебники истории[7], но в последние годы они активно вытесняются из системы образования, а стандартом обучения становятся этноцентризм и национализм.

Для меня как гражданина России остаются вопросы: какими глазами должны смотреть на Россию наши юные соотечественники, живущие в Киргизии и обучающиеся по этим учебникам; является ли такое преподавание истории ее фальсификацией; может ли Российская Федерация признавать аттестаты и дипломы, выданные Киргизской Республикой людям, которые желают жить и работать в России?

[1] Подкуйко Ю., Выговская В., Карабаев Э. Основные проблемы истории Кыргызстана. Учебное пособие. – Б.: 2007.

[2] Осмонов О.Дж. История Кыргызстана (с древнейших времен до наших дней). Экспресс-справочник. Третье изд., доп. Б.: 2007.

[3] Звягинцев И. «Колонизация, независимость и прочие «радости». Ч. 1.

//http://www.polit.kg/conference/3/17

[4] Осмонов О.Дж. История Кыргызстана (с древнейших времен до наших дней). С. 153.

[5] Звягинцев И. «Колонизация, независимость и прочие «радости». Ч. 2.

// http://polit.kg/conference/3/18

[6] Князев А. Сегодняшняя Киргизия – классическое несостоявшееся государство // http://www.polit.kg/conference/3/22

[7] См., например, Мокрынин В.П., Плоских В.М. История Кыргызстана. Учебник для 8-9 классов русской школы. Б.: Кыргызстан, 1995; Воропаева В., Джунушалиев Д., Плоских В. История Отечества: Краткий курс лекций по истории Кыргызстана. Б.: Раритет Инфо, 2005.

Лариса Хоперская

Источник: Русское единство

 

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Если Вы уже зарегистрированы, выполните вход на сайт.

test