От Отчизны вдали, в Кыргызстане,
Нам судьба - за Россию гореть!
Где бы ни были мы - Россияне,
С тем родиться нам, с тем умереть.
Сохранить русский дух - дело чести!
И Великий язык отстоять!
Пусть все видят: мы русские вместе -
Несломимая сила и рать!
Пусть истории гимн величавый
Землям всем будет слышан в тиши! -
Это громкая русская слава,
И сияние русской души!!!

Светлана Шарова

Субъективно. Иронично. Чистосердечно. Тетя Роза не пограничник. Она – сакчы (стража)
Категория: Геополитика Дата и время публикации: 20.02.2011 22:31

alt

Источник: Информационный портал Кыргызстана

Происходящее в Кыргызстане все больше напоминает некий банальный, несмешной и излишне затянутый анекдот, после произнесения которого, рассказчику остается лишь сказать сакральное слово: «Лопата!» - и этим вызвать на кислых лицах слушателей хотя бы подобие улыбки. Не так давно президент Роза Отунбаева выдвинула прогрессивную, как, впрочем, и все ее предложения, идею о необходимости продолжения переговоров по делимитации границ, на которую ваш покорный слуга отозвался текстом иронично названным «Тетя Роза – Пограничник». Работая над любым текстом, несмотря на всю усвоенную с годами неблагодарной журналистской работы циничность, надеешься, что все-таки твои слова дойдут до адресата и заставят, наконец, задуматься крепкие головы, постоянно мелькающие на экранах телевизоров во время просмотра отечественных новостей. Тоскливо быть тем гласом, что разносится в дрожащем мареве горячего воздуха пустыни, не слышимый никем, кроме застывших в вечном безмолвии желтых барханов, одетых песком и бодро снующих, несмотря на иссушающий зной и кажущуюся безжизненность окружающегося пространства, ящериц грязно-серого оттенка.

Но бывают в жизни исключения…… Похоже, Роза-эже ознакомилась с постом, посвященным ее замечательной инициативе и была настолько впечатлена своим производством в пограничники, что решила продолжить выброс искрящихся гениальностью и глубиной как философской, так и государственной мысли идей. Наша горячо любимая Роза Двух Революций, удивительно непоседливая дама. За последнее время она дважды посетила Wild Wild South и через оба ее визита красной линией прошла тема охраны государственных рубежей. В первый приезд, когда г-жа президент учила уму-разуму южных силовиков, «привычка – вторая натура», как писал классик, сказываются годы, проведенные за университетской кафедрой и на партсобраниях, она высказала превосходную идею решения проблемы охраны границы Кыргызстана.

Рецепт довольно прост и универсален, тюркская кухня вообще не склонна к сложным кулинарным композициям, все-таки мы по своей сути бывшие кочевники, а не какие-нибудь испытавшие мощное романское влияние французы.

Дамы и господа!!!!….. Внимание!!!!…. Впервые и только у нас!!!! Единственный в мире аттракцион!!!! Требуем любить и жаловать!!!!! Са-а-к-чы - наш ответ «Человеку-Пауку» и Бэтмену!!!!! Универсальное средство для решения всех пограничных проблем! Незаменим в борьбе с терроризмом!!! Надежный и крепкий заслон на пути наркотрафика!!!!

По задумке кандидата марксистко-ленинских наук, простые деревенские парни, из которых и планируется организовать некие формирования под общим названием – сакчы (стража), должны взять на себя часть функций пограничных войск и приграничных силовых структур. Им придется взвалить на свои плечи груз, достойный Атланта, - контроль приграничных участков на Юге КР, особенно расположенных в труднодоступной местности. Способом охранения порубежья будет конное патрулирование. По мнению бывшего партработника и философа, введение подобной практики обеспечит эффективное прикрытие прорывоопасных направлений, существенно повысит возможности пресечения наркотрафика и станет прочным антитеррористическим щитом.

Вырисовывается очень размытый и плохо выполнимый проект создания некоего Южнокыргызского казачества. Забаткенская Сечь? Джалал-Абадское Казачье Войско? Ошские Линейные Полки? Так и представляется, как, собравшись общим кошом (временным лагерем), вокруг сколоченного из основательных досок стола темного дерева, неоказаки «эпохи гламура» пишут коллективное письмо в Бишкек своей благодетельнице. У каждого в кулаке зажата камча итальянской кожи, ладонь другой руки лежит на эфесе кривой сабли, в богатых, украшенных драгоценными камнями ножнах, на головах - высокие белоснежные калпаки со стразами. Где-то на заднем плане пасутся верные боевые товарищи – легконогие тулпары, столь быстрые, что кажутся крылатыми. Эпическое полотно, достойное кисти современного Репина.

Кстати, Роза-эже не первая, кто выдвигает идею создания так сказать кыргызстанского казачества. Еще во время ее предшественника эта идея была озвучена в статье о положении в Баткенской области, опубликованной в известной республиканской газете. Создание некоего современного казачества называлось, чуть ли не единственной возможностью сохранить Баткенскую область за КР и препятствовать ползучей таджикской миграции. Но тогда дальше предложений дело не пошло, теперь, же инициатива идет от самой Курманджан-датки наших дней поэтому, возможно, у нее и появится продолжение. Или нет?..

Охрана границ дело, конечно, важное и  хорошее, может быть, хотя бы уменьшится количество героиновых наркоманов на пространствах бывшего Союза, ведь не секрет, что именно мы являемся главными «транзитёрами» всемирно известного афганского порошка. Но любым делом, а тем более, таким ответственным, должны заниматься профессионалы, а не самодеятельные народные ополчения. Однако профессионалам нужно платить и платить хорошо, а в Кыргызстане это самый больной вопрос. Здесь хотят все, сразу и, главное, бесплатно.

Ну, кинуть клич и двинуть пару популистских лозунгов - еще не значит решить проблему. Чем являлось казачество в дореволюционной Российской империи? Военное служилое сословие, смыслом существования которого было эффективное использование в качестве пограничной стражи и военной силы во внешних войнах. Их долгом была обязательная военная служба, согласно Положению об управлении Войском Донским 1835 года для казаков-дворян 25 лет, для рядовых 30 лет. За это оно имело существенные социально-экономические привилегии. Освобождение от государственных податей и повинностей (налогообложения, говоря современным языком), предоставление прав на беспошлинную торговлю, добычу соли и рыбную ловлю в пределах казачьих земель. Также на каждого казака, исполнявшего государственную службу, полагалось около 30 десятин земли (1 десятина - 1,09 га). По тем временам это было много, к 1900 году, средняя величина земельного надела на душу мужского населения по всем губерниям Европейской части России равнялась 2,6 десятинам. Но за это земельное изобилие казаки были обязаны по первому требованию явиться для исполнения воинских обязанностей, оснащенные за свой счет. Поэтому экономическое развитие казачьих земель оставляло желать лучшего, при наличии огромных природных богатств Область войска Донского была одним из самых экономических неразвитых регионов страны. Казаки, отдавая все силы несению воинской службы, мало заботились об эффективном ведении своего хозяйства. Как написал историк казачества и экономист С.Ф. Номикосов в «Статистическом описании земли Войска Донского», выпущенном в 1884 году, - “население множилось, земельный пай уменьшался, а культура не изменялась к лучшему, ибо капиталов извне не притекало, местными средствами создать их не было возможности, и не было перед глазами рациональных хозяйств”. Согласитесь, ситуация удивительно напоминает положение современного кыргызстанского сельского хозяйства. В ходе проводившейгося в 1897 г. исследования правительственная комиссия пришла к выводу, что только 21 % казачьего населения находится в экономических условиях, достаточно благоприятных для выполнения воинской повинности. В дальнейшем ситуация лишь ухудшалась, приведя к тому что к началу 1917 г. 9 % казачьих хозяйств не имели скота, 16% остались без рабочего скота, а 26 % - без инвентаря. В результате всех этих экономических проблем казачьи полки, когда-то главная опора царской власти, не пошевелили и пальцем в феврале 1917 года для спасения 300-летней династии Романовых.

К чему столь подробный исторический экскурс, удивится читатель, никто ведь не планирует создавать в Кыргызстане полноценные казачьи войска. Все верно, президент Р. Отунбаева, видимо, и сама не знает, что она хочет организовать. Тетя Роза зачастую выглядит не как коренной житель КР, а как пришелец из далекой галактики. Поручить главам сельских округов формирование конных патрулей по охране границы. Что это? Хорошо если очередной виртуальный проект, а если нет?!

Из кого планируют формировать сакчы - стражу? Где возьмут необходимых для их службы лошадей? Ведь не секрет, что сейчас далеко не каждый сельчанин имеет лошадь. Хороший конь по цене равен автомобилю, а уход за ним при нынешних не дешевых кормах тоже влетает в копеечку. Потом, с какой стати человек должен гробить своего дорогого (в прямом смысле слова) четвероногого друга во время патрулирования? А что если лошадь заболеет или повредит себе ногу? Кто будет оплачивать ее лечение? Кто будет кормить семью сакчы, призванного на патрулирование пограничной территории? Что это за народное ополчение в стране, живущей по законам коррупционной рыночной экономики, где без денег нигде и шагу не ступишь. Где даже получение свидетельства о смерти близких сопряжено с немалыми финансовыми расходами (личный опыт автора). Роза-эже призывает отрывать и так немногочисленных сельчан Юга от их крестьянского труда, но что эти люди получат взамен? Или они будут на самоокупаемости как и все наши силовики? В таком случае, правда, не стоит даже надеяться на уменьшение объемов контрабанды и наркотрафика. Сакчы - тоже люди, у них дети есть и их кормить надо.


Еще один немаловажный вопрос. К какому ведомству будут относиться сакчы? В Российской империи вопросами жизнедеятельности казачества занималось специальное управление Военного министерства. Какая структура в Кыргызстане возьмет на себе функции координации и управления пограничным ополчением? Или это будет прерогатива руководства сельских округов? Как же тогда будет осуществляться эффективное патрулирование и слаженное взаимодействие между различными отрядами сакчы и силовыми структурами? Иначе это превратится в большую южную обираловку. Сакчы будут брать с контрабандистов деньги и делиться с руководством сельских управ. Каждый будет самодеятельно по желанию охранять, а по нежеланию не охранять границу. Этим положение на южных рубежах не только не улучшится, а, наоборот, станет еще более печальным.

Еще один концептуальный вопрос. Какие виды вооружения будут предоставлены сакчы? Или они камчой будут отбиваться от групп боевиков, которые все как один, если верить кыргызстанскому ГКНБ, проходят обучение в лагерях «Аль-Каиды». Угроза так называемого исламского терроризма в Кыргызстане сильно преувеличена, но все же, если не дай Бог патруль сакчы наткнется на группу вооруженных боевиков, что тогда? Столкновение силовиков с прорывавшейся группой боевиков произошедшее в Баткенской области в мае 2006 года стоило республике 6 погибших, и трое были бойцами спецподразделений. Хорошо подготовленные вооруженные профессионалы. А что будет с безоружной группой простых сельчан, верхом на лошадях, превращающих их в превосходную мишень. Результатом такой встречи могут стать лишь несколько новых могильных холмиков на сельском кладбище и утирающая слезы Роза-эже, провожающая героев в последний путь. Хотя, человеку, пришедшему на крови к власти, на крови эту власть удержавшему, вряд ли есть в действительности дело до каких-то жителей отдаленных приграничных сел. Однако, возможен и другой сценарий. Кто поручится, что вооруженные сакчы сами не превратятся из защитников общества в угрозу для него. События 2010 года наглядно продемонстрировали, что наличие оружия у населения в такой анархической стране, как КР, до добра не доводит.

В общем, вопросов много. Ответов нет. Да и лучше бы в данном случае их не последовало, а такое заварится!..  Хотя, может быть, (есть надежда!) и никаких сакчы никто организовывать не собирается. Мало ли «великих» прожектов в Кыргызстане умерли, даже не успев родиться. Для наших правителей это нормальная практика. Не зря же в числе бывших и нынешних президентов КР числится уже двое ученых. Так что смотрите на жизнь по-философски. Или ещё лучше – «философически»…

Радмир Сафаров. Баткенская, Джалал-Абадская области

Информационный портал Кыргызстана
 

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Если Вы уже зарегистрированы, выполните вход на сайт.

test